АВСТРО-ВЕНГРИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ


Брестский мир укрепил положение Австро-Венгрии. Министр иностранных дел страны Черниц, вернувшийся из Брест-Литовска, был встречен на столичном вокзале бургомистром Вены лидером христианско-социальной партии Вейскирхнером, который в приветственной речи сказал: «Вы привезли нам хлебный мир с востока».
На заседании палаты господ барон Пленер восхвалял Брестский мир: «Австрия, слава богу, справилась со своими внешними врагами. Если возникнут враги внутренние, то она справиться и с ними». Пангерманец Паттай говорил: «В армии нет места колебаниям и сомнениям. Мы не дрожим, мы продержимся при любых условиях. Мы победили и требуем лаврового венка». Эти триумфальные речи произносились в австрийской палате господ в условиях, когда военная машина Австро-Венгрии держалась только помощью со стороны германской армии и когда всего лишь несколько месяцев отделяли страны германской коалиции от окончательного разгрома.
В 1918 г. в Австро-Венгрии были две влиятельные партии: христианско-социальная и пангерманская. Пангерманские организации были менее многочисленны, чем христианско-социальные, но опирались на поддержку магнатов Рурской области. Пангерманцам удавалось оказывать существенное влияние на ход событий в стране.
Национальный гнет в Австро-Венгрии в годы первой мировой войны крайне усилился. Парламенты многих земель(ландтаги, сеймы) были закрыты, национальные организации подверглись репрессиям.
Ход заседаний австрийского парламента в феврале — марте 1918 г. представлял собой наглядную иллюстрацию правительственного кризиса.
У правительства не было прочного большинства в парламенте. Угроза «Чешского клуба» внести в парламент предложение о немедленной демобилизации всех солдат старше 42 лет вызвала панику в кругах военного командования. При существовавшем соотношении голосов в парламенте предложение «Чешского клуба» могло быть принятым. В этом случае правительство Зейдлера грозило распустить парламент и устроить режим открытой диктатуры.
Угрожая парламенту роспуском, Зейдлер вместе с тем добивался от императора разрешения на выход в отставку.
В середине марта 1918 г. правительство вынуждено было объявить демобилизацию всех солдат ландштурма (ополчения) старше 50 лет, хотя как раз в этот момент начиналось наступление германской армии на западном фронте и австро-венгерская армия должна была принять участие в военных операциях.
Правительство Зейдлера испытывало затруднения в парламенте и в связи с вопросом о принятии государственного бюджета на 1918 г.
Оценивая политическую обстановку в Австро-Венгрии, газета « Нейе фрейе прессе» писала: «В общем и целом внутриполитическое положение является критическим... Во всех отношениях царит неясность для настоящего и на будущее. Поэтому невозможно предвидеть, что же произойдет хотя бы завтра».
В итоге принятие бюджета на год оказалось неосуществленным, и в начале марта с великим трудом был принят временный бюджет на срок с I марта до 30 июня 1918 г.
Социал-демократическая фракция выступила на заседании парламента с декларацией о том, что будет голосовать против параграфов 2 и 3 резолюции о бюджете, предоставляющих полномочия правительству на военные расходы и шестимиллиардный военный займ. Одновременно социал-демократическая фракция заявила, что отказывается от «устаревшей позиции» отклонения государственного бюджета в целом — отказ повлек бы за собой роспуск парламента.
Пангерманцы вели ожесточенную борьбу против превращения Австро-Венгрии в федеративную монархию. Они сопротивлялись введению любых форм национальной автономии для Чехии и южнославянских земель. Созванный в конце марта 1918 г. в Вене съезд пангерманских организаций принял резолюцию, против «создания национальной автономии для южных коронных земель..., так как она явилась бы лишь этапом на пути к самостоятельному южнославянскому государству».
В середине апреля 1918 г. министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Черниц, скомпрометированный опубликованием его переписки с Клемансо о сепаратном мире, был уволен в отставку. На его место назначили венгерского магната Буриана. Это означало, что монархия в еще большей степени, чем прежде, зависит от планов Германии.
Монархия Габсбургов вступала в полосу своего распада.
Весной и летом 1918 г. в различных тыловых гарнизонах австро-венгерской армии прокатилась волна восстаний, в которых участвовали солдаты многих национальностей: словенцы в Штирии, чехи в Румбурге, сербы в Фюнфкирхине, боснийцы в Мостаре, словаки в батальоне резервистов, расположенном в Крагуеваце (Сербия). При подавлении этих восстаний применялись артиллерия и пулеметы.
Массовый характер приняло дезертирство. Солдаты голодали. К июню 1918 г. в артиллерии не было лошадей — все они были съедены. В результате недоедания солдаты не могли участвовать в военных действиях.
Когда в июле 1918 г. император Карл, несмотря на отчаянное состояние австрийской армии, вынужден был под сильным давлением со стороны германского военного командования дать согласие на переброску нескольких австрийских дивизий на германский фронт во Франции, несколько сот солдат 106 австрийской дивизии прибыли во Францию босиком. У этой дивизии не было ни одной пушки. В аналогичном состоянии находилось вооружение всей австрийской армии.
На заседании нижней палаты Австрийского парламента открыто говорилось о том, что в результате постоянных реквизиций украинские крестьяне Галиции лишены зерна и не имеют ни хлеба для себя, ни корма для скота. Примерно то же самое происходило в деревнях Чехии. В ответ на эти заявления австрийский министр обороны фон Чапп оправдывался: конечно, реквизиций следует избегать, но тогда нечем будет кормить армию.
Крестьянство было настолько ограблено постоянными реквизициями, хлебными поставками и прямым грабежом в связи с постоем войск, что попытки дополнительного вывоза продовольствия приводили к волнениям в деревне, вызывали голодные бунты и забастовки в городе.

В конце июня 1918 г. жены и дети рабочих в Пльзене (Чехия) попытались помешать отправке грузовиков с хлебом в Вену. В Пардубицах рабочие железнодорожных мастерских задержали вагоны с салом. В Пльзене по приказу военных властей убито пятеро детей в возрасте от 10 до 13 лет и шестеро ранено, в Пардубицах убито трое рабочих.
В середине июня хлебный паек в Вене «временно» был сокращен вдвое и установлен в размере 630 грамм в неделю. В Нижней Австрии в июне хлеб вообще не выдавался в течение нескольких дней без всякого объявления. Венский бургомистр на приеме у премьера Зейдлера заявил, что при таком уровне продовольственного снабжения муниципальные власти не в состоянии в дальнейшем гарантировать порядок и спокойствие в городе. Как только стало известно о сокращении хлебного пайка, в отдельных районах Вены начались голодные бунты. Группы голодающих нападали на повозки с хлебом, останавливали трамваи, разбивали витрины магазинов, вступали в стычки с полицейскими.
Официальная пресса описывала обычную для утренней Вены картину: перед центральным мясным рынком задолго до его открытия собиралось 10 тыс. покупателей, а затем их число возрастало до 30 тыс.
На австро-венгерской таможенной границе происходили настоящие сражения между венгерской полицией и мешочниками, которые прорывались в Венгрию за продуктами. Газета «Арбейтецейтунг» писала в передовой статье 28 августа 1918 г.: «Мешочничество ста^ ло новой профессией, которой с восторгом занимается бесчисленное количество людей в городе и деревне».
Леворадикалы Вены пытались активно вмешаться в события и направить волну возмущения против Габсбургов.
К I мая 1918 г. в столице должен был выйти первый номер легальной газеты леворадикалов «Векруф». Когда он был отпечатан, военная цензура запретила газету, почти весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен.
В середине июня командование австро-венгерской армии предприняло наступление на реке Пиаве — на итальянском фронте. Никаких шансов на успех эта операция не имела, так как на итало-австрийском фронте на стороне Антанты был значительный перевес.
Наступление было предпринято главным образом по требованию германского генерального штаба, который пытался таким образом отвлечь внимание и силы Антанты от западного фронта. Правительство Австро- Венгрии надеялось, что даже малейший успех даст ему возможность создать атмосферу «победы» и тем самым ослабить недовольство в армии. Лондонская «Таймс», получавшая информацию из самых разнообразных источников, утверждала, что это последнее соображение было даже «главным поводом для большого наступления».
Выступая в английской палате общин с информацией об итоге военных действий на Пиаве, Ллойд-Джордж заявил, что в Австро-Венгрии назревает «не только недовольство или волнение, но восстание».
Австрийское наступление закончилось быстрым поражением. По официальным данным, потери австровенгерской армии составили 100 тыс. человек.
В конце июня правительство Зейдлера вышло в отставку. Поводом к отставке стала неспособность Зейд-

лера добиться в парламенте принятия государственного бюджета на вторую половину 1918 г.: временный бюджет истекал 30 июня. Попытка премьера получить поддержку у депутатов-украинцев из Галиции послужила причиной враждебного отношения депутатов польской шляхты к правительству.
«Польский клуб» в середине июня потребовал отставки Зейдлера, угрожая в противном случае голосовать в парламенте против принятия бюджета.
Правительство Зейдлера потеряло большинство в парламенте. Австрийская пресса открыто обсудила создавшуюся политическую обстановку и пришла к выводу, что падение кабинета Зейдлера неизбежно, так как «он не может управлять парламентом, а Австрией нельзя управлять без парламента».
Отставка Зейдлера затянулась на полтора месяца только потому, что, как писала пресса, «не видно никого, кто бы мог ему наследовать».
На пост премьера в последних числах июля 1918 г. пришел барон Гуссарек. Про нового главу правительства пресса писала: «Как политическая фигура он мало выделяется... о нем известно, что он склоняется к клерикальному направлению».
Гуссарек пытался привлечь социал-демократов к участию в правительстве. Известен неофициальный ответ, который дал премьеру лидер социал-демократов Виктор Адлер: «Существует три сорта крыс. Одни умны и покидают корабль прежде, чем он потонет. Другие честны и остаются на корабле, хотя он тонет. Третьи глупы и поднимаются на корабль именно в тот момент, когда он идет ко дну. Социал-демократия, во всяком случае, не относится к третьему сорту». Кабинет Гусса- река был сформирован 24 июля 1918 г. За несколько дней до этого, 16 июля, началось контрнаступление армии Антанты на западном фронте. Для монархии Габсбургов пришли последние дни.
В венских газетах, одобренных военной цензурой, августа 1918 г. соообщалось, что накануне шесть итальянских самолетов средь бела дня при полном бездействии противовоздушной обороны сбросили на улицы столицы листовки с призывами против габсбургского правительства. Газеты опубликовали сообщение полиции, что ввиду преступного содержания этих листовок, их хранение и распространение является госу- Всемирная история, т. 20              225 дарственной изменой и будет преследоваться по законам военного времени. Рядом был помещен текст листовки. Вся Вена смеялась, читая этот текст и сообщение полиции.
Осенью 1918 г. на нескольких заседаниях совместной для обеих палат рейхстага комиссии по военной экономике под председательством Карла Зейца обсуждался проект военного министерства о замене медных дверных ручек деревянными, что должно было дать 250 вагонов меди для нужд армии. Представители домовладельцев выступили против такого вторжения в их право частной собственности. Зейц демонстрировал образцы деревянных дверных ручек.
<< | >>
Источник: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек. Всемирная история. Том 20. Итоги Первой мировой войны. 2002

Еще по теме АВСТРО-ВЕНГРИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ:

  1. 1. Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.
  2. ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны
  3. АНГЛИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  4. Канада в годы первой мировой войны
  5. БОЛГАРИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  6. 1. Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы
  7. Мирные договоры с Мирные договоры с Австрией, Венгрией и Австрией," Венгрией и Болгарией вырабатывались на Парижской Болгарией
  8. 3. Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны
  9. АВСТРО-ВЕНГРИЯ
  10. КИТАЙ К КОНЦУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  11. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны
  12. ГЛАВА XVI АНГЛИЯ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  13. § 1. До первой мировой войны
  14. § 1. До первой мировой войны
  15. АВСТРО-ВЕНГРИЯ