О ДВОРЯНСКОМ ВОСПИТАНИИ, О ДВОРЯНСКИХ ПРАВАХ, КОЕ-ЧТО О КРЕСТЬЯНСКИХ ПРАВАХ


Желая отомстить, она передала весь свой разговор, к тому же еще с добавлениями, Арнеру в присутствии генерала, так как знала, что генерал чисто по-детски дорожит малейшими привилегиями дворянства и думает, что еще далеко не в достаточной мере отделено воспитание детей дворян от воспитания детей других сословий.

Как и можно было ожидать, он нашел, что его племянник не имеет подходящего для этого дела человека и что мальчик его воспитывается в условиях, далеко не соответствующих его сословию и высоким его привилегиям.
При этих словах Сильвия его перебила и сказала: Да, дядя, кузен не особенно высоко ставит эти привилегии, он настолько мало считается с ними, что забросил проведение начатой уже дороги через скалы, которая удвоила бы ценность замка и которую его дед с таким трудом отвоевал от крестьян, как будто бы его право помещика ничего не стоит. Но он способен подарить возлюбленным крестьянам и дорогой его сердцу крестьянской скотине уже проделанную работу.
Раздраженный тоном ее речи, Арнер коротко и сухо ответил: Они не обязаны были проводить мне дорогу.
Сильвия. Но ведь суд высказался против них?
Арнер. С ними поступили несправедливо.
Сильвия. Будто бы?
Г е н е р а л. Как же это случилось?
Арнер. Они имели документы, подтверждавшие их права.
Сильвия. Почему они проиграли процесс?
Арнер. Лишь по той ничтожной причине, что их документы задержали в канцелярии и, просто говоря, отрицали их существование.
Сильвия. И вы им вновь выдали документы?
Арнер. Само собой разумеется, и подтвердил их права.
Генерал. Это уже слишком.
Арнер. Почему, дорогой дядя?
Г е н е р а л. Твои дети и внуки могут иначе смотреть ца вещи, чем ты. Никогда не нужно упускать из рук
т

власть, которую имеешь; если считаешь, что не имеешь прав, то можно этой властью не пользоваться, пока этого не желаешь. И этого достаточно.
Сильвия. Судя по тому, как он воспитывает Карла, он может быть уверен, что мальчик не будет иначе думать, чем он.
Генерал. Это сюда не относится.
Арнер. Дядя, лучше всего каждому предоставить его права, ибо всякий чтит свое право.
Сильвия. Это неправильно. У крестьян нет прав; их права — дело милости помещика.
Генерал. Это не совсем так.
Арнер. И если бы это было так, то это не для меня. Когда у крестьян отнимаешь их права, лица их принимают недовольное, угрюмое выражение: я не хотел бы иметь коня на конюшне, который бы так вешал голову и так печально смотрел, как эти крестьяне.
Сильвия. Нельзя сравнивать права лошадей и права крестьян.
Арнер. Вы, пожалуй, думаете, что нельзя так хорошо содержать крестьян, как лошадей?
Сильвия. Пожалуй, попробуйте и вы, тогда на деле убедитесь.
Разговор этот доставил дяде мало удовольствия. Он был обоими недоволен. Он пошел на конюшню под предлогом проверки состояния здоровья гнедого, который, по словам конюха, повредил себе ногу.
/>Содержание глав 4—23 Паук прилежно ткет свою паутину. 5. Паук считает, что он попал, как комар в паутину, но комар провалился и порвал пауку сеть. 6. Душевное состояние придает окраску всему, что человек видит, слышит и знает. 7. Мужчина, женщина, собака и ребенок. 8. Мудрость предков и наглые речи потомков. 9. Что заставляет меня молчать. 10. Поверьте мне, что такой человек может быть полезен, но поверьте мне также, что не всякому он нужен. 11. Возмездием за грехи служит смерть, но смерть не всегда поражает действительно грешника.
12. Величие слуги есть в то же время и величие человека. 13. Бывает у человека такое душевное состояние, которое может повести к образованию зоба* 14. О том, как была сожжена бумага и как человек вновь пришел в себя. 15. Старик добр, поэтому его недостатки не имеют значения в глазах ребенка. 16. Вы знаете животных, которые большей частью едят вдвоем из одного
корыта; здесь вы находите нечто подобное. 17. Тебе кажется это забавным, сосед? Хорошо/ Но не утверждай, что в человеческой натуре нет наклонности к жестокости! 18. О народных выражениях и об истинной пользе для народа. 19. Как народ относится к насильственным поступкам и как это отражается на правосудии. 20. Душевное волнение и мысли об исправлении. 21. Среди птиц красивее всего считаются жалобные ноты соловья, но среди людей жалобный тон считается хуже всякого другого. 22. Какие различные проявления одни и те же впечатления вызывают у разных людей. 23. Бессмертие и истина. Германия и Азия
В этих главах изображена борьба Сильвии, олицетворяющей реакционное дворянство, против реформ Арнера. Сильвия добивается ухода лейтенанта из замка, распространяет через своего егеря клеветнические слухи, что он выгнан из замка, что он бродяга по прозвищу «Глюфи, хочешь денег?» и т. д.
Желая предупредить Арнера об интригах Сильвии, пастор пишет ему письмо, которое посылает в замок с Михелем. По приказу Сильвии егерь натравливает на этого крестьянина собак. Одна из них сильно кусает его за ногу, и он от потери крови теряет сознание. Помещик, его жена и сын отправляют пострадавшего на носилках в деревню.
Это происшествие настолько потрясло Арнера, что он заболел. Сильвия продолжает действовать: пьяницу-старуху Шпекмольх она просит убедить хотя бы некоторых крестьян забрать своих детей из школы. Во время прогулки Сильвия встречается с мясником, идущим с собакой из трактира, где собравшиеся крестьяне возмущались происшествием с Михелем. Мстя за него, мясник натравливает на Сильвию собаку, которая рвет на ней платье, ленты, срывает с ее лысой головы парик. Старуха Шпекмольх, по наущению Сильвии, пытается настроить крестьян против школы, но ее агитация не имеет успеха.
О              действиях Сильвии узнают крестьяне, которые платят ей жгучей ненавистью.
Тем временем здоровье Арнера с каждым днем ухудшается.
<< | >>
Источник: И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические произведения в трех томах.Том 1. 1961

Еще по теме О ДВОРЯНСКОМ ВОСПИТАНИИ, О ДВОРЯНСКИХ ПРАВАХ, КОЕ-ЧТО О КРЕСТЬЯНСКИХ ПРАВАХ:

  1. Глава 7 ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ
  2. 444. IV. Дворянские титулы.
  3. «НЕТ!»—ДВОРЯНСКОЙ ПАЛАТЕ
  4. Континентальная блокада и дворянская конституция
  5. Засилье дворянской элиты
  6. ПОЛИТИКА ПРИНЦА ОРАНСКОГО И ДВОРЯНСКОЙ ЭМИГРАЦИИ
  7. «Как денди лондонский одет»: дворянское общество после войны
  8. Глава 10. Русская культура XVIII в. Личность и общество. Мир дворянской усадьбы. Искусство и литература. Просвещение
  9. Исследование некоторых возражений, выдвигаемых против того, что установлено в предшествующей главе о правах совести, пребывающей в заблуждении. Доказательства этих прав посредством принципов
  10. §71 Утверждение в правах наследования
  11. Разговор о правах