В НИЗОВЬЯХ СЫРДАРЬИ


В болотистых труднодоступных районах низовьев Сырдарьи расположена большая группа городищ с очень своеобразной планировкой и материальной культурой.
Ученых давно волновал вопрос о происхождении этих городищ. Строились самые различные догадки и предположения, в основном по данным письменных источников, которые называли этот район страной гузов, или огузов.
Тюркское племя гузов долгое время фигурировало на страницах письменных источников.
В VI—VIII вв. китайские, византийские источники, надгробные надписи, найденные в долине р. Орхон, упоминают гузов как соседей тюркского каганата. Гузы то входили в состав каганата, то находились с ними в состоянии войны.

В IX—X вв. гузов упоминают арабо-персоязычные источники на территории Приаралья и низовьев Сырдарьи и перечисляют их города: Дженд, Сауран, Сыгнак и другие. В X в. многочисленная группа гузов продвинулась в причерноморские степи, в середине XI в. часть племени ушла на запад, на Амударью и в сторону Каспия, распространившись на территории современной Туркмении. Наконец, з первой половине XI в. часть гузов под предводительством султанов из рода Сельджуков захватила Иран, южную часть Закавказья и почти всю Малую Азию, затем Сирию, Ирак и Йемен.
Однако вернемся к городам воинственных гузов. У ал-Идрпси, ученого первой половины X в., есть такие сведения: «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на сезер и восток. У них неприступные горы и у них там укрепленные крепости, в которых укрываются их князья и в которых они хранят свои запасы продовольствия...». В городе Янгикенте находилась зимняя резиденция «князя гузов» (ябгу).
Впрочем, не все письменные источники единодушны в определении гузов как оседлого племени. Некоторые средневековые авторы считали их кочевым народом, не имеющим постоянного места обитания.
Противоречивые сведения письменных источников были проверены археологическими исследованиями Хорезмской экспедиции под руководством С. П. Толстова, которые открыли новую страницу в истории гузов и других тюркских племен низовьев Сырдарьи. В 1946 г., когда началось обследование городищ в этом районе, были впервые найдены остатки Дженда — одного из крупнейших городов гузов, город Янгикент, безымянное городище Куюк-Кескен-кала, Большая
11—29

Куюк-кала и другие. Хорошо сохранились развалины древнего Джен- да — городище Джан-кала, расположенное в 115 км к западу от Кзыл- Орды, на правом берегу р. Жанадарьи. Площадь четко спланированного города — около 40 га. Хорошо видна главная улица, от которой под прямым углом отходят переулки. В северо-западном углу — квадратный бугор цитадели, застроенной большими домами-массивами. Крепостная стена со следами башен сохранилась в высоту до 8 м. Посредине восточной стены — предвратное сооружение в виде полукруглого выступа около 15 ж длиной с воротами, перпендикулярными стене на северном конце. Выступ фланкирован двумя башнями, благодаря чему враги попадали под двусторонний обстрел обороны.
Вокруг Дженда были найдены остатки небольших укреплений, усадеб, следы средневековой ирригации. Рядом с городищем располагался садово-парковый комплекс с трапециевидной оградой, хорошо видной и сейчас. Здесь находился загородный дворец правителя. Несомненно, Дженд был центром обширного густо заселенного района, и не случайно Аральское море иногда называли в ту пору «Дженд- ским».
Городища низовьев Сырдарьи разновременны и существовали с первых веков нашей эры до позднего средневековья. Они пока еще не раскапывались, но на поверхности городищ собрана очень интересная подъемная керамика. Она довольно грубая, плохо обожженная, но покрыта богатейшим орнаментом, нанесенным резцом, штампом и лепными украшениями. Орнамент «елочный», в виде спиралей, листьев, т. е. типично тюркский орнамент, имеющий много общего с резьбой по дереву, металлу, кости, с орнаментом на тканях кочевников. Подобного типа керамика могла быть оставлена только местными тюрк-

Рис. 36. Поливные сосуды Х1П—XIV

-скими племенами гузов, а также кыпчаками, канглы, полуоседлыми и оседлыми, основным занятием которых было скотоводство, рыболовство и земледелие.
Сильнейшим потрясением в жизни нижнесырдарьинских городов было монгольское нашествие.
В течение года войска Джучи подчинили Сыгнак, Барчинлыгкент, Ашнас, Дженд, Янгикент. Особенно сильно пострадал Сыгнак. После семидневной осады монголы ворвались в город, несколько дней продолжались грабежи и резня — месть Джучи за убийство жителями посла, предложения которого о сдаче города были отвергнуты.
Надолго приостановилась жизнь в городах гузов, часть из которых так и осталась в развалинах. Плано Карпини, который проезжал 164 через разрушенные города низовьев Сырдарьи спустя двадцать пять лет, записал в своем дневнике: «В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений». Пожалуй, только Сыгнак сумел возродиться и достичь былого величия. Как знать, может быть, свободолюбие и презрение к врагам, которое проявили сыгнакцы, способствовали этому? Ведь недаром в одном из стихотворений говорилось:
В прошлом страна эта была свободной от забот, Местоприбыванием людей знания она была,
Родом из нее был автор сочинения «Нихая» ;
Происходил из нее толкователь трудных мест «Хидая». Бели бы иам на долю пришлось еще пожить,
Мы и второй раз стали бы сыгнакцами.
В XIII. в. Сыгнак упоминается только один раз — в списке городов, которые посетил Гетум. Во второй половине XIV в. город стано-

вится столицей Ак-Орды. В Сыгнаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус- хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор и велось интенсивное строительство. После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город принадлежал последнему, но недолго.
После его смерти Улугбек вновь пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел тяжелое поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус-хана.
Из сказанного ясно, ка-, кое важное значение придава-' лось Сыгнаку, расположенному на границе с постоянно бурлящей, неспокойной степью. Господствовать здесь можно лишь при условии обладания Сыгна- ком и плодородной равниной вокруг города, обжитой и ухоженной земледельцами. Не только стратегическим, но и крупным экономическим, и политическим центром был Сыгнак.
В XVI—XVIII вв. Сыгнак принадлежал казахам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневна

продавали 500 верблюдов, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кзылтал, Бузгул- Узяк, Тюмень и другими. «Гавань Дешт-и Кипчака» — так называли Сыгнак в то время.
Сейчас вокруг городища — сухая степь, поросшая саксаулом и колючим кустарником. Невысокие бугры с развалами обожженного кирпича и изразцов указывают на остатки архитектурных сооружений, которых было, видимо, немало в окрестностях Сыгнака.
В 1901 г. В. Каллаур обследовал и сфотографировал остатки прекрасного мавзолея XIV—XV вв. Кок-Кесене, о котором еще в середине XVII в. с восхищением рассказывал Абулгази-хан. В 1914 г. здание рухнуло, и когда в 1927 г. А. Ю. Якубовский обследовал городище, от мавзолея сохранился лишь устой южной арки портала и груда развалин. «Достаточно было прибегнуть к нескольким ударам теши, — пишет А. Ю. Якубовский, — как открылось большое количество голубых, синих, белых изразцов. Полива на них очень высокого качества... Голубой цвет поливы, будучи отличным по своему тону от самаркандских и бухарских образцов, не уступает лучшим из них... Найден был и большой кусок, весь выложенный изразцовой мозаикой, в котором даны голубые, белые, синие, желтые и красные вставки. Наконец, найден был на поверхности и кусок резного неполивного терракотового кирпича. Беглого осмотра было достаточно, чтобы сказать, что Кок-Кесене была великолепной по изразцовому убранству постройкой».
Очень своеобразным было архитектурное решение мавзолея: квадратная в плане портальная постройка венчалась стройным голубым коническим куполом с переходом от квадрата к восьмиграннику и за
тем шестнадцатиграннику. В мавзолее был склеп, а над ним гробница, на куполе имелись арабские надписи.
Исторические предания связывают эту постройку с могилой богатырской девы Барчин-Сулу, невесты легендарного героя огузского сказания Алпамыша.

<< | >>
Источник: Байпаков К.. Древние города Казахстана. 1971

Еще по теме В НИЗОВЬЯХ СЫРДАРЬИ:

  1. В ДОЛИНЕ СЫРДАРЬИ И НА СКЛОНАХ КАРАТАУ
  2. ДИНАМИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НИЗОВ
  3. ОТРЫВОК из ИСТОРИИ НИЗОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОЗЗВАНИЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВО БЛАГО ПОСЛЕДНЕГО
  4. ГОСУДАРСТВА СЕЛЬДЖУКИДОВ
  5. Древние вьетские государства и их соседи
  6. МАССАГЕТЫ
  7. К ЧИТАТЕЛЯМ
  8. Выживание в условиях лесного пожара
  9. Партии в истории и политике
  10. 5. Избирательные органы
  11. ТЕМА 2 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ОБРАЗОВАНИЕ «ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ»
  12. 1.7.2. Раздвоение культуры с переходом от первобытного общества к классовому
  13. Природные пожары
  14. Ереси
  15. 4.4. Реформы АТД: географические предпосылки и последствия
  16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
- Альтернативная история - Античная история - Архивоведение - Военная история - Всемирная история (учебники) - Деятели России - Деятели Украины - Древняя Русь - Историография, источниковедение и методы исторических исследований - Историческая литература - Историческое краеведение - История Востока - История древнего мира - История Казахстана - История наук - История науки и техники - История России (учебники) - История России в начале XX века - История советской России (1917 - 1941 гг.) - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - История стран СНГ - История Украины (учебники) - История Франции - Методика преподавания истории - Научно-популярная история - Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) - Периодика по историческим дисциплинам - Публицистика - Современная российская история - Этнография и этнология -