Натуралистическая теория морали и права.

Выше рассматривались индивидуалистические концепции общественной жизни, тесно связанные с длительной теорией естественного права, с необходимостью приводящей людей к государственному общежитию. Наиболее характерна в этом контексте доктрина Гоббса, сенсуалистический номинализм которой не перечеркивал интеллектуализма моральных «естественных законов», ограничивая страсти естественного права и заставляя людей создавать государственный механизм.
Прогресс эмпиристской методологии, достигший своей кульминации у Юма, прогресс, приравнивавший чувственную деятельность человека к инстинкту и даже сближавший ее с действиями животных, резко усиливал коллективистское начало человеческой жизни.

Важнейший путь к ней определялся силой и превосходством многообразного ассоциативного аффективно-эмоционального начала человеческой ментальности над собственно интеллектуальным, рассудочно-разумным ее компонентом. Разум даже провозглашается Юмом «рабом аффектов» (их рассмотрению посвящен второй раздел «Трактата о человеческой природе»). Воля, тесно связанная с верой, — тоже результат действия аффектов, представляющих собой комбинацию впечатлений. Аффект увязан и с идеями, «одна из которых его производит, а другая им производится. Таким образом, первая является причиной, вторая — объектом аффектов» (4, т. 1, с. 381).

Особую роль среди аффектов играет симпатия — не столько бескорыстное чувство расположенности к другому человеку и желание действовать в его интересах, сколько осознание природно-биологической солидарности с ним, которая в силу осознания сходства людей может укрепиться благодаря углублению такого чувства.

Можно утверждать, что оно в значительной мере представляет противоположность «золотому правилу», призванному к самоограничению эгоизма.

Тем самым, чувство симпатии означает первенство общественности и вторичность индивидуальности. В соответствии с такой установкой Юм не признавал и доктрины естественного права, в котором на первый план выходило индивидуальное начало. Не признавал он ^общественного договора, образующего государственность. Как право, так и государство появлялись постепенно, в ходе истории.

Историко-философская заслуга Юма определяется тем, что он, как ни один мыслитель до него, разработал проблему опыта, правда, фактически полностью повернув ее в сферу человеческой экзистенции. Антиклерикализм и прояснение психологической и исторической сути религиозной веры сближают его с французскими и другими просветителями. Антиметафизическая заостренность его доктрины тоже сближала Юма с просветительским сенсуализмом. Однако в отличие от них шотландский скептик был далек от материализма, а его агностицизм допускал известные контакты с религией, хотя, конечно, и не с «позитивными» религиями, отягченными догматами, 586 совершенно несовместимыми с философской методологией Юма. Ее другая сторона, в особенности определяемая ориентацией на жесткую констатацию фактов, в дальнейшем была подхвачена влиятельным направлением позитивизма.

<< | >>
Источник: В.В. Соколов. Философия как история философии. — М.: Академический Проект. — 843 с. — (Фундаментальный учебник).. 2010

Еще по теме Натуралистическая теория морали и права.:

  1. V. Евапгелиспгская теория морали па службе милитаризма
  2. 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права.
  3. 1. Теория государства и права в системе юридического знания. Функции государства и права.
  4. Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
  5. Венгеров А.Б.. Теория государства и права, 2000
  6. 4. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.
  7. § 2. Теория государства и права в системе юридических наук
  8. С.С. Алексеев. Теория государства и права,
  9. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА XVIII В.
  10. § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука
  11. Раздел четвертый. Теория права