Россия в мировом и европейском пространстве потоков


Геополитическое положение страны объективно определяется конфигурацией многообразной и динамичной мировой системы взаимосвязей и потоков — людей, товаров, энергии, капиталов, информации, поллютантов и т.
д. Эти потоки описываются большим числом показателей, характеризующих, в частности, внешнюю торговлю страны и ее финансовые обмены с внешним миром, миграции, туризм, телефонный трафик. Верная и достаточно точная мера интенсивности международных контактов — транспортные связи[10]. Коротко остановимся лишь на некоторых видах взаимодействий России с внешним миром.
Прежде всего, по сравнению с бывшим СССР Россия гораздо более открыта и интегрирована в мировое хозяйство, хотя ее вовлеченность в мировую торговлю по отношению к ВВП значительно ниже, чем у европейских соседей, что отчасти объясняется ее размерами.
Судя по географии внешней торговли, Россия выглядит европейской державой. Россия еще в советскую эпоху была больше связана в торговле с дальним зарубежьем и в частности, с Европой, чем другие союзные республики. В целом Россия тяготела во внешней торговле к Европе больше, чем Украина и другие страны СНГ. В 2010 г. на страны ЕС-15 приходилось 37,8% российского внешнеторгового оборота, а с учетом недавно вступивших членов — 46,4%. На ЕС в целом приходится 40,2% импорта и 50% экспорта России. Туда было направлено 88% общего объема экспорта российской нефти, 70% экспорта газа и 50% экспорта угля. Доходы от экспорта сырья в ЕС составляют около 40% всех поступлений в российский бюджет. В свою очередь, Россия занимает важное место во внешней торговле ЕС, занимая в 2010 г. в ее обороте 3-е место (9,7%) после США (15,2%) и Китая (11,4%). Она является для ЕС крупнейшим поставщиком нефти, газа, урана и угля, а также занимает 3-е место по объемам поставок электроэнергии. Из России поставляется 31% общего объема импорта газа странами Евросоюза, 27% нефти и 24% угля. В 2009 г. импорт из России
30
составил 30% общего объема импорта урана в ЕС. Энергоносители составляют 65% всего импорта ЕС из России. Однако в самые последние годы наблюдалось некоторое снижение доли торговли с ЕС за счет опережающего роста оборота с другими странами — прежде всего, Китаем, а также Турцией, Южной Кореей и др.
Переход к рыночной экономике, связанный с тяжелым экономическим кризисом, вызвал поразительно обвальную переориентацию внешнеторговых связей России. Накануне распада СССР, в 1990 г., на долю союзных республик приходилось 57% внешнего товарообмена РСФСР. В 1990-х гг. она значительно упала и с 2005 г. остается на уровне 17—18% (в 2010 г. — 17,1%). В других новых независимых государствах (за исключением стран Балтии) относительное свертывание взаимного товарообмена, в том числе торговли с Россией, протекало медленнее. Для большинства стран СНГ до последнего времени Россия была более важным внешнеторговым партнером, чем они для нее.
На место главного внешнеторгового партнера России (по обороту в целом) к 2010 г. выдвинулся Китай (6,2%), оттеснив долгое время лидировавшую Германию на 2-е место (4,3%). Торговле со своим великим восточным соседом российское руководство уделяло особое внимание. При этом, однако, России необходимо качественно улучшить его структуру. В ее экспорте в Китай все более доминировало топливо и сырье, тогда как в китайском импорте, наоборот, повышалась доля изделий с высокой добавленной стоимостью. Связи с Китаем рассматриваются как один из важных элементов диверсификации российской внешней торговли.
Великобритания заняла в российском внешнеторговом обороте 3-е место (2,5%), в свою очередь, несколько опередив Украину (2,2%). За ними следуют США, Япония, Франция и Италия (1,6—1,8%). Белоруссия (1,6%), ранее один из ведущих контрагентов России, оказалась только на 9-м месте. На внешнеторговых отношениях России и Белоруссии в 2000-х гг. сказывалось частичное восстановление старых хозяйственных связей и открытие российского рынка для недорогих, но сравнительно качественных белорусских товаров.
Однако если рассматривать отдельно экспорт и импорт, то соотношение между партнерами России на внешних рынках иное: так,
31
за счет энергоносителей в страны ЕС и СНГ Россия вывозит товаров на большую сумму, чем импортирует оттуда. Выдающееся место в российском экспорте занимают Нидерланды (в 2010 г. — 13,6%), а также ряд европейских стран и соседних стран СНГ (Италия — 6,9%, Германия — 6,3%, Украина — 5,8%). Значителен экспорт также в Турцию (5,1%), Китай (5,1%), Белоруссию (4,6%). В импорте важнейшее место принадлежало поставкам из Китая (17,0%), Германии (11,7%), Украины (6,1%), США (4,9%), Японии (4,5%), Франции и Италии (по 4,4%) и Белоруссии (4,3%). Из этих стран в Россию ввозятся готовые потребительские товары, продовольствие, машины и оборудование.
Падение доли СНГ во внешней торговле России, увеличение роли ЕС и последующая относительная стабилизация основных географических пропорций отражают глубокие изменения в геополитической ориентации страны, противоборство политических сил внутри нее, стремление к одновременной реализации плохо сочетаемых задач, затем отказ от иллюзий. В начале 1990-х гг. сдвиги во внешнеэкономических связях стали следствием, как объективных потребностей экономики, так и желания демократов-реформаторов «вернуться в цивилизованный мир».
Освободившись от опеки Москвы, новые независимые государства требовали преференций, льготных цен, кредитов. Для большинства постсоветских стран была типична политика «качелей»: стараясь сохранять терпимые отношения с Москвой, они в то же время играли на противоречиях между Россией и Западом. «Дружба» с соседями по СНГ обходилась России все дороже: только из-за поставок им нефти и газа по внутренним или низким ценам она недосчитывалась многих миллиардов долларов ежегодно. В 1990-х гг. российские предприятия годами не получали от своих партнеров из стран СНГ оплаты за уже поставленную продукцию, хотя нередко и сами им не платили. Выручка в твердой валюте выглядела, несомненно, более привлекательно, чем бартер, принятый во внешнеэкономических связях между странами СНГ. Эти факторы толкали предприятия к поиску рынков за пределами бывших советских границ. Со временем постсоветские «качели» стран СНГ отклонялись все дальше на запад, поскольку переживавшая кризис Россия не могла предложить ни значительных инвестиций, ни новых технологий.

Однако надежды на реинтеграцию в том или ином виде хотя бы части постсоветского пространства еще долго жили как среди российской политической элиты, так и населения. Рождались все новые проекты, но ни один из них так и не был до конца реализован. После прихода на пост президента В. Путина российское руководство стало переходить в отношениях с партнерами по СНГ на прагматические рельсы, исходя, прежде всего из своих интересов. Переход на мировые цены на энергоносители и «газовые кризисы» в отношениях с Украиной и Белоруссией во второй половине 2000-х гг. были не только результатом недовольства Москвы их лидерами, но и логическим продолжением новой прагматичной политики. Так, Белоруссия фактически отказалась от углубления интеграции с Россией и строительства Союзного государства. В 2007 г., по свидетельству В. Путина, Россия за счет низких цен на энергоносители субсидировала экономику Белоруссии в размере 5 млрд долларов. Украина получила, таким образом, за постсоветские годы десятки миллиардов долларов, хотя при президенте В. Ющенко (2005—2010) ее руководство взяло курс на присоединение к НАТО, которое воспринимается в России как угроза безопасности и суверенитету.
Многосторонним соглашениям Россия ныне предпочитает двусторонние договоренности и так называемые малые форматы — в частности, в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Задача этой организации—формирование общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана), выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Однако заметного прогресса в деятельности ЕврАзЭС не наблюдалось.
Более эффективным было сотрудничество «тройки» ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия) в рамках Соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). В 2007 г. этими странами был подписан договор о создании единой таможенной территории и Таможенного союза. Он начал действовать с середины 2010 г. после вступления в силу единого Таможенного кодекса, подготовленного на основе многих заключенных ранее соглашений. В конце 2011 г. было объявлено, что к Таможенному союзу присоединится Киргизия. Весьма важным было бы участие в Таможенном союзе Украины,
33
однако там, как и в некоторых других странах СНГ, сближение с Россией в различных «тройках», «шестерках» и т. п. противопоставляется «европейскому выбору»: или Европа, или Россия.
География иностранных инвестиций также характеризует Россию как европейскую страну. Около 3/4 накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 г. приходилось на страны ЕС, а с учетом Кипра — и более (кипрские инвестиции фактически представляют собой репатриацию российского капитала). За последние 10 лет доля ЕС существенно возросла за счет США и некоторых других стран. По размерам иностранных инвестиций, особенно прямых (в 2010 г. — около 115 млрд долларов, в том числе только 13,8 млрд — прямых), Россия отстает от гораздо менее крупных стран Центральной Европы и еще больше — Китая.
Быстрыми темпами растет число российских граждан, выезжающих за пределы СНГ (в 2010 г. — 25,5 млн), в том числе туристов (12,2 млн). С 1995 г. оно выросло более чем в 3 раза, с 2005 г. — в 1,7 раза. При этом выездной туризм увеличился соответственно в 4,8 и 1,9 раза. Наиболее посещаемы российскими туристами «дешевые» и географически близкие страны — Турция (1-е место, почти 2,4 млн чел.) и Египет (до политических событий зимой 2012 г. — 2-е место с 2,2 млн чел.). На 3-м месте — Китай (1,4 млн чел.). Если раньше жители соседних городов России выезжали туда в основном за покупками и значительную часть потока составляли «челноки», то теперь все большая доля пересечений границы приходится на приграничный туризм и поездки в целях получения различных услуг. На 4-м месте — соседняя Финляндия (709 тыс. чел.). Большое число российских туристов ежегодно направляется в традиционные туристические страны Европы — Италию, Германию, Испанию, Францию и др. В 2010 г. в европейские страны в совокупности выехало 3,9 млн туристов.
Рост числа иностранных граждан, посетивших Россию, в 1995— 2010 гг. был довольно скромным (1,6 раза), а по сравнению с 2005 г. оно и вовсе уменьшилось на 12% (8,3 млн). Въездной туризм в России развит сравнительно слабо (2,0 млн чел. в 2010 г., 2,3 млн — в 2005 г.), что связано как с недостаточным развитием инфраструктуры, в особенности доступных по ценам современных гостиниц, так и с неблагоприятным внешним имиджем страны. В результате российские
34
туристы оставляют за рубежом значительно больше денег, чем иностранные туристы тратят в России. Большая часть иностранных туристов прибывает в Россию из западно-европейских стран — Германии, Италии, Финляндии, Франции, а также из Китая и США. Западноевропейское направление доминирует также в регулярных авиарейсах, география которых отражает общее территориальное распределение международных связей. При тенденции к расширению числа стран и городов, в которые они выполняются, стабильно высока доля ЕС- 15. Наибольшая частота рейсов — во Франкфурт и другие германские города, Париж и Лондон. При этом наблюдается уменьшение доли бывших социалистических стран, восстановление упраздненных в 1990-е гг. линий — сначала в страны АТР, а теперь — Африки и Ближнего Востока.
Миграционные связи у России сложились, прежде всего, с Европой. Первой волной массового выезда была эмиграция, вызванная поражением белой армии в Гражданской войне с большевиками. Она стала одной из самых масштабных в мировой истории и осуществилась в короткие сроки. Ее особенностью был перенос на зарубежную почву целого общественно-культурного слоя — настоящей «второй России»11. Масштабы «первой волны» оцениваются от 1,5—2,0 млн до 5 млн чел. Она, без сомнения, носила преимущественно европейский характер, хотя Харбин и в меньшей степени Шанхай также были ее признанными центрами.
Распределение белоэмигрантов между странами быстро менялось. Главными центрами сначала стали Берлин, Белград и София, а после экономического кризиса в Германии — Прага и особенно Париж. В канун Второй мировой войны 24,1% российской эмиграции было сосредоточено во Франции, 10,0% — Германии, 17,8% — Польше, 12,8% — балканских странах, 6,8% — Финляндии и странах Балтии, еще 3,8% — в других европейских странах. Дальневосточные общины насчитывали 21,6% русских эмигрантов[11] [12]. Эмиграция «первой волны» оставила заметный след в культурной жизни европейских столиц.
35
«Вторая волна» эмиграции из бывшего СССР была значительно меньше и направлена больше в США и Канаду, а не в Европу. К тому же она состояла в основном из выходцев с Западной Украины и Прибалтики. «Третья» (1948—1989) и «четвертая» волны (с конца 1980-х гг. по настоящее время) носили главным образом «этнический» характер и представляли собой выезд евреев, немцев, армян и греков. Наиболее массовая еврейская эмиграция была направлена в Израиль и США, где сформировались крупные и часто компактно проживающие русскоязычные общины. Многие их члены сохраняют контакты со своими близкими в России и других постсоветских странах.
Опасения катастрофического вала эмигрантов из России на Запад, высказывавшиеся многими экспертами в период распада СССР, не оправдались[13]. Эмиграция в дальнее зарубежье несопоставима по масштабам с въездом в Россию миллионов жителей бывших советских республик. Россия превратилась в третий мировой центр иммиграции после США и ЕС. Миллионные общины недавних мигрантов в России стали мощным фактором в отношениях страны с ближним зарубежьем. Постсоветский всплеск выезда из России (в отличие от Украины и других постсоветских стран) оказался малозаметным и быстро пошел на спад. Более того, сохранились прежние тренды: эмиграция оказалась ограничена в основном представителями тех же этнических групп и направлена в основном в те же три страны — Германию, Израиль и США. Тем не менее, за постсоветские годы общее число эмигрантов из России приблизилось к полутора миллионам. Более половины из них обосновались в Германии и других европейских странах.
Российская дипломатия рассматривает бывших соотечественников как естественную опору экономических и политических связей России с внешним миром. Одна из ее целей — содействие связям соотечественников с исторической родиной, поддержание их культурной общности, повышение статуса русского языка в зарубежных странах, в том числе путем поддержки русских театров, университетов, предоставления стипендий. В последнее время для этого появились реальные средства. Гуманитарную деятельность за рубежом координирует
36
Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубежцентр), которому принадлежат 42 российских центра науки и культуры (РЦНК) и 30 других представительств в 65 странах.
<< | >>
Источник: Алексеев, А. И.. Россия: социально-экономическая география: учеб. пособие. 2013

Еще по теме Россия в мировом и европейском пространстве потоков:

  1. ПРОСТРАНСТВО ПОТОКОВ
  2. Пространство потоков
  3. ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МИР: ЦЕНТР, ПЕРИФЕРИЯ, РОССИЯ / Сборник 4. Мировая культура на пороге XXI века, 1999
  4. РОССИЯ — ОПЛОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕАКЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX в.
  5. 2. Россия и европейские державы в начале 70-х годов
  6. 4.1. МОДЕЛЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ Россия в системе Больших пространств
  7. § 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939—1941 ГГ.
  8. Россия в первой мировой войне
  9. Россия в первой мировой войне
  10. Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны
  11. РОССИЯ И МИРОВОЙ КРИЗИС
  12. ГЛАВА 14 РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  13. Россия в Первой мировой войне и конец монархии