7.3. Учение о ноосфере

В незавершенных работах Вернадского тема эта самая интересная по содержанию, но самая, можно сказать, неразработанная. Полного определения понятия «ноосфера», как и в случае с «биосферой», мы также не находим.
Но если собрать, по своему разумению, все признаки, присущие ей, то можно отмстить: 1)

что это — геохимическое, или точнее, биогеохимическое понятие, хотя означенный им объект должен стать предметом изучения не только естественными, но и общественными науками; 2)

что это новое эволюционное состояние биосферы, или новый этап ее эволюции в истории планеты; 3)

что это новая, более высшая ступень организованности биосферы; 4)

что это продукт трудовой и мыслительной деятельности человеческого общества на современной (начало XX в.) ступени его эволюции; 5)

что предпосылки к возникновению этой ступени зародились 1-2 тыс. лет; 4—5 тыс. лет; 18-20 тыс. лег; сотни тыс. лег, сотни млн лет; 2-3 млрд лет тому назад в ходе геологического времени.

Перейдем к пояснениям, которые, очевидно, потребуются сначала к предпосылкам. В качестве таковых Вернадский называет, правда в порядке случайпом, следующие элементы: появление техники у человека, возникновение и развитие научной мысли, переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству, ускоренное эволюционное развитие человека с момента овладения им орудийной деятельностью и огнем, последовательное его выделение тем самым от других видов организмов, охват всей планеты по мере размножения, выражаемого геометрической прогрессией, создание им в биосфере все растущее множество новых для нее косных природных тел, новых для себя организмов и новых больших природных явлений и т. д,

В качестве причины к ускорению или усилению эволюционного процесса живого вещества биосферы называют всевозможные изменения внешней среды, связанные, в том числе, со стихийными преобразованиями внешней среды, как-то: вулканическая деятельность, ледниковые явления, трансгрессии моря и т. п. В эти периоды создаются важнейшие и крупные изменения структуры живого вещества, что является ярким выражением глубины теологического значения такого пластического отражения живого вещества на происходящие изменения планеты. Причины ускорения могут быть и внутренние, В отношении человека, как отмечает Вернадский, это связано с развитием мозга. При этом он ссылается на предположение, впервые выдвинутое американскими геологами Д. Д. Дана (1813-1895) и Д. Ле-Конта (1823-1901), которые, незадолго до открытия Ч. Дарвиным теории естественного отбора, выявили факт усиления эволюционного процесса организмов, имеющих центральный нервный аппарат. В частности, Д. Д. Дап (одновременно минералог и биолог) указал, что в ходе биологического времени в 2 млрд лет и может быть более, наблюдается возникновение и рост центральной нервной системы (мозга), начиная с ракообразных и кончая человеком, что процесс эволюции мозга шел только вперед [39, с. 506, 507].

Следует заметить здесь, что Вернадский, как правило, не указывает на то, что организованность, к примеру, живого вещества, как и биосферы, в ходе эволюционного процесса имеет тенденцию к непрерывному возрастанию, что рост организованности живого вещества при этом привел к появлению человечества и т. п. Несмотря на это, мысль его о росте организованности в процессе эволюции всякий раз предполагается.

Усиление эволюционного процесса живого вещества естественно ускорило эволюцию биосферы и переход ее в ноосферу. При этом практическая деятельность человека приобрела глобальные размеры, а по мощи и масштабам приняла форму геологической силы. Усиление и ускорение эволюционного процесса сопровождалось ростом и развитием научной мысли, которые были к тому же необратимыми.

В человеческом эволюционном процессе создания ноосферы проявился еще и фактор единства человечества. Точнее, стремление к нему, которое возникло с переходом к производящему хозяйству и выразилось в образовании больших поселений (городов и сел), а в дальнейшем и государственных структур. Вот это стремление к единству, отличающее человека от всего живого, зародило в нем новую форму власти над биосферой и чувство независимости от ее условий. Человек при этом впервые реально понял, что он житель планеты, что он может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет ее. В этом еще и фактор единства человека со средой жизни — с биосферой.

Но до сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей ее среде, как нечто ей чуждое.

Социальные силы, в ней проявляющиеся, считаются в значительной степ спи свободными от среды, в которой идет история человечества

А теперь о том, что все о биосфере, и к тому же о факте превращения ее в ноосферу нам стало известно благодаря тому ускоренному темпу развития науки и научной мысли в последние столетия и благодаря достижения ею той ступени начала XX в., которую Вернадский называет «взрывом научного творчества». В связи с чем он пишет: «Мы переживаем коренную ломку научного мировоззрения, происходящую в течение жизни ныне живых поколений, переживаем создание огромных новых областей знания.. . Наука перестраивается на наших глазах. Но, больше того, вскрывается. .. влияние науки, все увеличивающееся, на нашу жизнь, на живую и мертвую — косную — нас окружающую природу» [там же, с. 45].

Наука и создающая ее научная мысль у него приравнивается также к геологической силе или фактору. Не потому ли утверждается, что история научного знания есть история создания в биосфере нового основного геологического фактора — ее новой организованности, выявившейся стихийно в последние тысячелетия. Она пе случайна, закономерна, как закономерен в ходе времени палеонтологический процесс. Не потому ли и утверждение, что «только в истории научного знания существование прогресса в ходе времени является доказанным» [там же, с. 49].

Интересно и определение о том, что наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал (ср. у Богданова — наука из опыта с природою). Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде — в ноосфере. Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли. А вот определение относительности научной истины: эта система знания «полна непрерывных изменений, исправлений и противоречий, подвижна чрезвычайно, как жизнь сложна в своем содержании; она есть динамическое неустойчивое равновесие» [там же, с. 53].

Несмотря на относительность, единая научная мысль в XX в. охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные научные центры научной мысли и научного искания. Человек впервые узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Все это, гак утверждает Вернадский, есть результат роста человеческого мозга и направленного его труда. Но научная работа не определяется только этим. Она требует благоприятной среды для развития, и это достигается широчайшей популяризацией научного знания, преобладанием его в школьном образовании, полной свободы научного искания.

Работа его о ноосфере проходила перед и в начале развития второй мировой войны. Чувство наступающей опасности, крушения мира и цивилизации витали над людьми. Но он с великим оптимизмом опровергал эти страхи о возможности крушения всего и вся, приводя следующие обоснования.

Во-первых, никогда не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, то есть полного захвата человеком для жизни всей земной поверхности, и отсутствие оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений (обмена) и передвижений.

Во-вторых, никогда ранее в истории человечества интересы и благо всех пе ставились реальной государственной задачей, И только теперь народные массы получают все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и общественных дел.

В-третьих, впервые поставлена задача сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества.

К тому же впервые ставится задача проникновения научного знания во все человечество.

«Есть еще одно обстоятельство, которое не получило еще ЯСНОГО выражения, но которое ясно складывается. Это — интернациональность науки, сс стремление к свободе мысли и то сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели» [там же, с. 51].

Отсюда станет понятным следующее предупреждение Вернадского: в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Ибо биосфера — лик планеты — химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка, все ее природные воды.

Что ж, это предупреждение остается остроактуальным и в паши дни.

<< | >>
Источник: Макаров Василий Иванович. Философии самоорганизации. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 432 с.. 2009

Еще по теме 7.3. Учение о ноосфере:

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ БИОСФЕРЫ. РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭВОЛЮЦИИ БИОСФЕРЫ. НООСФЕРА. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ.
  2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
  3. 7.5. Ноосфера
  4. IV. Биосфера и человек. Ноосфера.
  5. Эволюция и ноосфера
  6. Глава 25 Концепция ноосферы
  7. На пути к ноосфере
  8. 12.12. Развитие биосферы в ноосферу — сферу разума
  9. Вернадский В. И.. Биосфера и ноосфера, 2004
  10. ХУ1.2. Концепция ноосферы в современном понимании
  11. II. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ). УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ И ЧУВСТВЕННЫМ БЫТИЕМ
  12. § 6. Учение об искусстве 6.1. Учение о художественной деятельности (о «гении»)
  13. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА УЧЕНИЕ О ВИБРАЦИЯХ И УЧЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ [ИДЕЙ]
  14. Ноосфера как этап эволюции