Исторический пример

Теория естественного права залает этический взгляд на историю и, что важнее, впервые этот взгляд обосновывает. Этическая точка зрения сталкивается и ассимилирует традиционный взгляд на историю как на нравоучительный пример.

«Метод примеров» был характерен для средневековой историографии265, но он в полной мере ошутим и в XVIII в. За примером к истории неоднократно обращался Феофан Прокопович. В частности, в «Правде воли монаршей» он вынес исторический примеры в специальный раздел, показывающий свободу и власть правителя в определении наследника266 . История, по мысли Феофана Прокоповича, если и не может служить юридическим прецедентом, то, по крайней мере, дает наглядное представление о возможности такого юридического акта. «Примеры же многия и от Истории человеческих, и от священных писаний так сильно тожде утверждают, что хотя бы сами от жестокосердных жесточаишии хотел нам прекословить, не изобряшет вины прекословию своему»267. Убеждающая сила истории состоит в демонстративности и показательности примера. О воспитательной, опирающейся на нравоучительные примеры, роли истории Феофан Прокопович писал в произведении «Первое учение отроком» (СПб., 1753).

Прежде всего к истории обращаются за примера-' ми, которые достойны подражания. Это может быть поступок исторического деятеля, способ ежедневного поведения или обряд268. Через примеры раскрывается назначение истории и через примеры воздействует нравоучение, рассматривающее наглядность как примитивный вариант научной очевидности, которая действует просвешаюше. «Познание истории, — писал М.М.

Щербатов, — есть необходимо нужно каждому благородному человеку, ибо через знание древних деяний не токмо научается человек, как ему в разных обстоятельствах направлять свой поступок, как в политических и военных делах поступать, но, просвещая свой разум, научается из примеров древних добродетели, и к омерзению пороков сердце его обращается»269. Через примеры, почерпнутые из истории извлекается польза, что непосредственно оправдывает существование самой науки истории. Пример сочетает в себе известие о конкретном случае и его общем значении, интерпретируемом на основе принципа пользы.

Методологическая ценность примера для истории состоит в том, что он имеет парадигматическое значение. Пример может выступать прообразом исторического значения, репрезентировать смысл целого исторического процесса. В структуре примера заложено иное понимание индивидуального, которое может, исходя из тождества значений, замешать общее. Единичное выступает в качестве примера тогда, когда оно выражает во множестве то, что устойчиво, постоянно, и, следовательно, доступно познанию. Знание может основываться не на всяком примере, а лишь на существенном. «Таким образом, — заключает Г.Г. Шпет, — мы не непосредственно пользуемся историческими приме- рами, как поучением, а перерабатываем их философски, возводим их в принцип, находим в них правило. Это заключение возможно только при предпосылке некоторого единообразия в истории, подобно тому как мы его предпосылаем изучению природы и всякому философскому изучению, — философскому, в понимании XVIII в. ...»270.

<< | >>
Источник: А.В. Малинов. Философия истории в России XVIII века. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад». — 240 с.. 2003

Еще по теме Исторический пример:

  1. Этнические отношения в исторической перспективе: несколько примеров
  2. Глава 28 О              запрещении следовать примеру фарисеев, о              Том, Кто может послать душу в геенну, о              примере Валаамаи Моисея, о притче про богача (ср.: Евангелие от Луки, 12:1—21)
  3. 2.7.7. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли
  4. 2.14.5. Неравномерность исторического развития. Супериорные и инфериорные социоры. Исторические миры
  5. § 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
  6. 2.2.4. Историческая мысль в поисках причин исторических событий
  7. 2.14.6. Исторический центр и историческая периферия. Супериндукция
  8. ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В АНТИЧНОЙ ГРЕЦИ
  9. I. Историческая преамбула 1. Сомнительность романтической герменевтики и ее применение к исторической науке
  10. тема 10 Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация
  11. \. Историческая преамбула 1. Сомнительность романтической герменевтики и ее применение к исторической науке а) СУЩНОСТНАЯ МЕТАМОРФОЗА ГЕРМЕНЕВТИКИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ К РОМАНТИЗМУ
  12. Личный пример .
  13. ЧИСЛОВЫЕ ПРИМЕРЫ