Кризис 2005 года и «Революция тюльпанов»


Формат противостояния. К 2005 году правящая элита Кыргызстана столкнулась с серьезным вызовом — необходимостью смены главы государства. Президент Акаев пребывал у власти уже второй срок после принятия Конституции 1993 года (de facto этот срок был третьим).
Акаев неоднократно заявлял, что баллотироваться на новый срок не будет. Парламентские выборы 2005 года должны были определить круг возможных кандидатов среди оппозиции, превращаясь в своего рода праймериз. В результате возникло несколько блоков замещающей оппозиции («Народное движение Кыргызстана» (НДК), «Отечество» и др.) вокруг возможных кандидатов в президенты. Выборы в округах способствовали сохранению множества элитных групп, каждая из которых ставила целью успех на своей территории. Структура элиты не была биполярной, оппозиция только начинала объединительные процессы, замещающих групп было несколько. Помимо начинающейся
борьбы за президентское кресло, на политической сцене возникали многочисленные локальные конфликты, которые могли быть использованы главными акторами.
Конфликт и его исход. Кооперация была выгодна оппозиционерам. Конкуренция на парламентских выборах возросла — вместо 90 одномандатников избиралось 75, к тому же правящая элита активно поддерживала на выборах своих кандидатов. Оппозиция ориентировалась на сотрудничество с кандидатами, снятыми с выборов, а в дальнейшем и с проигравшими кандидатами. Выборы вызвали волну протестных движений по всей стране. Проигравшие обвиняли соперников в нечестной борьбе, а избирательные комиссии в фальсификациях и требовали пересчета итогов или новых выборов. Оппозиционные блоки, не пытаясь оценивать справедливость тех или иных обвинений, поддержали и возглавили стихийно возникшее протестное движение. Протестующие устраивали по всей стране массовые митинги, перекрывали дороги, блокировали работу государственных учреждений. Главой координационного совета оппозиционеров стал лидер НДК Бакиев. На Юге Кыргызстана демонстрации вылились в захват власти над регионами. Поддержка большинству протестантов была заочной, но в событиях на Юге лидеры оппозиции принимали непосредственное участие.
Выбор неконвенциональных стратегий борьбы был продиктован тем, что кампанию по выборам в парламент правящая элита выиграла. В парламент прошло 19 депутатов от партии власти «Вперед, Кыргызстан!» и еще 5 от проправительственной партии «Адилет». Потерпели поражение большинство депутатов от оппозиционных блоков, в том числе и Бакиев.
Лидер оппозиции потерял возможность использовать парламент как площадку для наращивания президентского рейтинга, и такой площадкой закономерно стала улица. Правящая элита была довольна итогами голосования, приобретя инструмент опоры — парламент, который благополучно приступил к работе. В таких условиях президент счел возможным игнорировать волнения, тем более что внутри оппозиции начались брожения — избранные депутатами представители «Отечества», в том числе Омурбек Текебаев, отказались поддержать Бакиева.
Однако киргизский конфликт разрешился неожиданно. 24 марта года демонстрация оппозиции в центре Бишкека столкнулась с группой провокаторов. Толпа вышла из-под контроля и захватила Дом правительства. Президент Акаев скрылся и уехал из страны. Начавшиеся беспорядки в столице погасила милиция под руководством Кулова, осво
божденного из колонии в ходе конфликта (Киргизский, 2005; Кынев, 2005; Cornell, Swanstrom, 2005; Pelkmans, 2005).
Оставшиеся без президента элиты в срочном порядке решили правовые вопросы. Суд после колебаний признал новый парламент легитимным. Парламент утвердил Бакиева премьером, а спикером выбрал Теке- баева. Некоторые проигравшие кандидаты, ставшие опорой оппозиции, получили государственные посты; в ряде округов выборы были признаны недействительными, и там кандидаты получили новый шанс; некоторая часть проигравших была забыта. Политическая элита Кыргызстана за несколько дней оформила новый баланс сил. Победившая группа во главе с Бакиевым заключила прагматичные союзы с новым парламентом, с частью старой элиты и с имевшим большое влияние на Севере Куловым. Акаев после уговоров депутатов нового парламента подал в отставку. В результате объявления об электоральном союзе Бакиева и Кулова кампания носила формальный характер, по итогам голосования в июле 2005 года Бакиев набрал 88,7 % (ЭЧК составило 1,2). В сентябре Бакиев внес на рассмотрение депутатов кандидатуру премьера Кулова, парламент ее утвердил и правящая элита Кыргызстана приобрела новый формат.
Хотя конфликт элит завершился капитуляцией одной из сторон, победитель вынужден был поделиться выигрышем с картелем своих союзников. По итогам конфликта в Кыргызстане оформилось три центра силы — президент, премьер и парламент. Открывшееся «окно возможностей» позволяло изменить институциональный дизайн и закрепить новую расстановку сил. Однако институциональные изменения были отложены на «постреволюционный» период.
<< | >>
Источник: В. Гельман, О. Маргания. Пути модернизации: траектории, развилки и тупики : Сборник статей. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. — 408 с.. 2010

Еще по теме Кризис 2005 года и «Революция тюльпанов»:

  1. Кризис 2004 года и «Оранжевая революция»
  2. Политический режим после «Революции тюльпанов»
  3. КЫРГЫЗСТАН Политический режим до «Революции тюльпанов»
  4. О РЕВОЛЮЦИЯХ ВООБЩЕ И О РЕВОЛЮЦИЯХ ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ СОРОК ВОСЬМОГО ГОДА В ЕВРОПЕ В ОСОБЕННОСТИ
  5. Глава седьмая ЗИМА - ВЕСНА 2005 ГОДА
  6. ПРЕДВОЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1939 ГОДА
  7. 3. Кризис революции
  8. НЕУДАВШАЯСЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 ГОДА
  9. Кризис и «Революция роз»
  10. ? 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
  11. Назревание революционного кризиса Победа Февральской революции