Поучение Владимира Мономаха


Мономах, как и его дед Ярослав и отец Всеволод, был любителем книг. Он сам стал писателем и составил поучение детям, которое было включено в летопись. Оно рисует тот образ «бодрого и деятельного государя», неутомимого в походах и в жажде знаний, который стал идеалом русской историографии от XII в.
до Карамзина и Соловьева. «Бодрость» и подвижность Мономаха, однако, определялась не просто его деятельным характером, но и спецификой княжеской власти на Руси. Время полюдья - разъездов князя по подвластным землям - казалось бы, давно прошло, но для того, чтобы удержать в своей власти растущую сеть городов, князю (во главе с дружиной) самому приходилось бросаться от одного предела и волости к другому. Вот вкратце маршрут Мономаха, по которому его направлял сначала отец (и дядя), а потом продолжал разъезды он сам, уже будучи полновластным князем: Ростов - Смоленск - Владимир Волынский - Берестье - Переяславль - Владимир - «Ляхи» - Туров - Переяславль - Туров - Смоленск - Новгород - Полоцк - Переяславль - Чернигов - Переяславль - Смоленск - Друцк - половцы - вятичи - Минск - Переяславль - Белая Вежа - Торческ - Юрьев - Владимир - Чернигов - Переяславль и т. д. «И всех путей 80 и 3 великих...»
В 1821 г. на реке Белоус под Черниговом был найден золотой амулет-змеевик. Таких амулетов XI-XIII вв. найдено на Руси около полусотни, но золотые оказываются большой редкостью. На одной стороне амулета был изображен архангел Михаил и греческая надпись гласила: «Свят, свят, свят. Господь Саваоф исполни небо и землю». На другой стороне помещалась женская голова с отходящими в разные стороны змеями. В античности так изображали горгону Медузу, голову которой носила на своем доспехе Афина, отвращая врагов; в Burn

зантии голова горгоны считалась амулетом, предохраняющим от злых духов. Греческая надпись по внешнему кольиу амулета и представляла собой заговор против духа болезни. Но древнерусская надпись гласила: «Господи, помоги рабу твоему Василию. Аминь». Василий - крестное имя Владимира Мономаха (как и его прадеда Владимира Святославича): вероятно, князь потерял амулет во время своих странствий.
Мономах послал войска в помощь своему зятю - византийскому «царевичу Леону», который, правда, оказался самозванцем, против императора (царя) Алексея Комнина и даже посадил ненадолго своих посадников в городах по Дунаю (Дунай остается пределом, к которому стремятся русские князья). Отношения с Византией после очередной безуспешной попытки Руси утвердиться на Дунае были восстановлены к 1122 г., когда Мономах выдал за родственника Иоанна II Комнина внучку - дочь князя Мстислава: летопись сообщает, что Мстиславну выдали за самого «царя», а в Киев прибыл из Царьграда митрополит Никита. Некоторые исследователи предполагают даже, что тогда Мономах получил от императора титул «сына» и корону, и традиция о «шапке Мономаха» (см. ниже) возникла не только из притязаний великих князей московских и их историографов.
Мономах именуется в летописи великим князем Киевским. Титулование великий князь известно из договора Олега 911 г. и представляет собой перевод греческого титула «великий архонт», встречающегося и на печатях русских князей, не занимавших киевский стол. Но в летописном контексте это титулование использовано впервые.
Даже смерть Мономаха была символичной: он умер в 1125 г. на реке Альте у церкви Бориса и Глеба, построенной им самим в память князей - покровителей единой Русской земли. Князь умер, и ему наследовал старший сын Мстислав. Он еще удерживал большую часть русских земель - Киевской Руси - под своей властью. Но с его смертью в 1132 г. и начавшимися усобицами Русь разделилась на самостоятельные княжества. Наступила удельная эпоха, или эпоха феодальной раздробленности. Уже разные летописцы - киевские, новгородские, владимирские - продолжали дело Нестора.
Ипатьевская и Лаврентьевская летописи. «Повесть временных лет» была доведена до 1118 г., уже в княжение Владимира Мономаха. Летописание продолжалось в Киеве (и как полагают, в Чернигове и Переяславле), затем в Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской землях. Древнейшими общерусскими летописными сводами, включившими «Повесть временных лет», стали Ипатьевская и Лаврентьевская летописи.
Ипатьевская летопись принадлежала Ипатьевскому монастырю в Костроме (где хранился пергаменный список начала XVв.) и была обнаружена Я. М. Карамзиным (хранится в библиотеке Академии наук в Петербурге).
Кроме Повести временных лет она содержала киевскую летопись, доведенную до 1199 г. игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем, и Галиц- ко-Волынскую летопись, доведенную до 1292 г. во Владимире Волынском.
Лаврентьевская летопись была переписана писцом Лаврентием по заказу суздальского князя в 1377 г. Она была приобретена в 1792 г. известным собирателем рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным и подарена императору Александру I (хранится в Государственной публичной библиотеке в Петербурге). Повествование в ней доведено до 1305 г. «Повесть временных лет» в Лаврентьевской летописи продолжает владимирский летописный свод конца XII в., который использовал южно- русские известия. Полагают, что источником таких известий был летописец Переяславля Южного (или Русского) - ведь этот город был непосредственно связан с Поволжьем, Ростово-Суздальской землей.
По содержанию Лаврентьевской летописи близка Радзивилловская (она принадлежала польско-литовским магнатам Радзивиллам, хранится в библиотеке Академии наук в Петербурге): пергаменный список конца XV в. представляет собой так называемую лицевую - иллюстрированную - летопись и содержит многочисленные миниатюры. Полагается, что русский художник копировал в конце XV в. более ранний образец.
Княжение Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132) принято считать временем расцвета Киевской Руси.
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), русский князь. Сын князя Всеволода Ярославина и дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гарольда - Гите. В 1066-1070 княжил в волости переяславского князя в Ростове, в 1070-1072 и 1077-1078 - в Смоленске, в 1072-1076 - во Владимире Волынском. В 1076 г. вместе с будущим врагом Олегом Святославичем совершил поход в Чехию на стороне союзных поляков, в 1077 г. вместе с коалицией русских князей и половцев выступил против Всеслава Полоцкого, взял Минск. В 1078 г. сражался на стороне дяди Изя- слава и отца против лишенного черниговского стола Олега; вокняжилсяпз Чернигове. После смерти отца вынужден был уступить Киев Святополку Изяславичу, а Чернигов - Олегу; в 1094-1113 княжил в своей отчине Переяславле, сохранив власть над Новгородом, где сидел его сын Мстислав. Возглавил борьбу с половцами, совершив несколько общерусских походов в степь, в глубь Половецкой земли. Был инициатором княжеских съездов (1093, 1100, 1103), призванных ограничить усобицы, упорядочить престолонаследие, создать основы коллективной взаимовыручки в отношениях с половцами и княжеских распрях. В 1113, после смерти киевского князя Святополка, был призван на киевский стол. Сохранил власть над Новгородом, Ростово-Суздальской

землей, Переяславлем, Смоленском, Владимиром Волынском, где держал своих сыновей. Упрочил свой контроль над полоцким княжеством, пленив князя Глеба (1116), закрепил победу над половцами в походах 1116 и 1120, проводил активную политику в отношении Византии. Во внутренней политике стремился представить себя защитником рядового населения - смердов. Можно считать Мономаха первым русским светским писателем; он составил свое «Поучение», опираясь на образцы византийской и, возможно, западноевропейской литературы.
Наследник Мономаха Мстислав, прозванный Великим, потому что он был старшим в роду Мономаши- чей, считается последним князем единой Киевской Руси. Он сохранил контроль над большей частью «отчины» («наследовал пот отца своего», по выражению летописца) - в Новгороде сидел его сын Всеволод, в Смоленске - Ростислав, в Курске - Изяслав. Ему подчиняются и прочие князья: в 1128 г. он отправляет войска подвластных князей (включая и сына былого соперника Мономаха - Олега Святославича) против князей полоцких, волость которых летопись традиционно называет «Кривичи». Киевский князь претендует на «древнюю» власть (волость) первых русских князей. Он сохраняет и традиционные связи с Византией - полоцкие князья отправляются в ссылку «в Греки». Но «единовластие» Мстислава не отменяет прочих властных традиций: летопись свидетельствует (под 1132 г.) о том, что, умирая, Мстислав оставил киевский стол не сыну Всеволоду, но брату Ярополку, «ему же и дети свои с Богом на руки предал». Это выражение летописца напоминает о предсмертном деянии первого русского князя Рюрика, который передал младенца Игоря на руки Олега: но сыновья Мстислава отнюдь не были детьми.

<< | >>
Источник: Петрухин, В.Я.. Древняя Русь, IX в. - 1263 г.. 2005

Еще по теме Поучение Владимира Мономаха:

  1. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
  2. «Поучение» Владимира Мономаха
  3. Поучение Владимира Мономаха (в сокращении)
  4. 90. ДВЕ ЗАСЛУГИ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
  5. 57. О КНЯЖЕНИИ ВЛАДИМИРА Всеволодовича Мономаха в Киеве.
  6. ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА НИКИФОРА ВЛАДИМИРУ МОНОМАХУ
  7. ГЛАВА7.КИЕВСКАЯ РУСЬПРИ ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ
  8. 1. 2. Военная деятельность Владимира Мономаха. Княжеские междуусобицы на Руси на рубеже XI - XII веков. Восстание 1113 года в Киеве
  9. Художник Владимир Зотов и ботаник Владимир Дегтярев
  10. «Поучения» и «пророчества» как источник
  11. ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ
  12. 2. ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ГЕРАКЛЕОПОЛИТАНСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ ЦАРЮ МЕРИКАРА»
  13. 1. ПОУЧЕНИЕ АХТОЯ, СЫНА ДУАУФА, СВОЕМУ СЫНУ ПИОПИ.
  14. ПОУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ЖИВУЮ ПРИРОДУ
  15. ГЛАВА I. Дом и семья в экономических учениях и поучениях
  16. 34. ТАКОЕ ПОУЧЕНИЕ ПОНЯТНО И ДОХОДИТ ДО СЕРДЦА; ОНО ИСХОДИТ ОТ МАТЕРИ
  17. ЕЩЕ ПОУЧЕНИЯ МАТЕРИ. ЧИСТАЯ МОЛИТВА И ВОЗВЫШЕНИЕ ДУШИ К БОГУ