X. Палли ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЭСТОНИИ В XVII—XIX вв.
«Шведский период» (до 1710 г.), когда территория современной Эстонии находилась под властью Швеции, а темпы роста населения резко колебались. 2.
Период с 1710 по 1780 г., характеризовавшийся быстрым ростом населения Эстонии. 3.
Период кризиса феодализма и умеренного роста населения (с 1780 по 1850 г.). 4.
Вторая половина XIX в. — эпоха бурного развития капиталистических отношений в Эстонии, сокращения рождаемости и смертности, перехода к внутрисемейному регулированию рождаемости.
Изучение естественного движения населения Эстонии началось еще в XVIII в. Именно тогда было опубликовано описание Лифляндии и Эстляндии А. В. Гупеля, где наряду с другими сведениями имеются и некоторые данные о естественном движении населения 180. Примерно в это же время появились в печати и другие сообщения
о естественном движении населения181.
В XIX в. много таких сведений опубликовано в общих статистических обзорах по губернии182, а в более подробной разработке в монографиях по некоторым приходам и городам Эстонии*. В конце XIX в. стали публиковать обзоры по губернии, где содержатся и соответствующие статистические данные183.
В буржуазной Эстонии из проблем исторической демографии внимание было в первую очередь обращено на изучение численности и этнического состава населения. Но можно отметить и некоторые успехи в изучении естественного движения населения: последствий так называемого великого голода 1695—1697 гг.184, чумы 1710—1711гг.185, рукопись (докторская диссертация) М. Ныгеса о естественном движении населения в уезде Вильянди186, имеются некоторые общие данные о естественном движении населения в приходе Лайузе в истории этого прихода187.
Во время второй мировой войны шведский демограф X. Хюрениус опубликовал в Лунде монографию, в которой, применив методику, близкую к методике восстановления истории семей (ВИС), разработанной впоследствии Л. Анри, подробно рассмотрел демографические процессы среди шведов, проживавших в Эстонии в XIX — начале XX в.188
Гораздо больше внимания уделялось естественному движению населения в XVII—XIX вв. в трудах историков Советской Эстонии — С. Вахтре, X. Лиги, Ю. Кахка, Р. Пуллата189.
Автор статьи также неоднократно затрагивал вопросы естественного движения народонаселения Эстонии в XVII—XVIII вв., в том числе и такие, как рождаемость, и связанные с ВИС по эстонским метрическим записям методологические проблемы *.
ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В «ШВЕДСКИЙ ПЕРИОД»
По административному делению конца XVII в. территория северной Эстонии подразделялась на Эстляндию (северная Эстония с уездами Ляэнемаа, Харыомаа, Яр- вамаа и Вирумаа), Эстонский дистрикт Лифляндии (южная Эстония, северная Лифляндия с уездами Пярну и Тарту) и на полуавтономный уезд Лифляндии — Сааре- маа. Численность населения Эстонии того времени можно определить лишь косвенно. Она составила, по нашей оценке, 350—400 тыс. человек, из которых примерно половина проживала в Эстляндии. Остров Сааремаа был заселен сравнительно плотно, он имел население около 30 тыс. человек. Городское население составляло не более 6% всего населения страны *.
Учет естественного движения населения Эстонии в «шведский период» сделал только первые шаги и страдал многими недостатками. Тем не менее некоторое общее представление о ходе естественного движения населения Эстонии в 1650—1710 гг. можно получить.
Поприходные числа крещений, погребений и венчаний очень сильно колеблются от года к году. Например, в 1686 г. в приходе Рыуге (уезд Тартумаа, юго-восточная часть Эстонии) было записано 214 крещений, в 1687 г.— 351, в 1688 г. — 230. Еще сильнее колеблются числа венчаний и погребений. В 1668 г. в том же приходе было 59 венчаний, в 1669 г. — 18, в 1670 г. — 53, а в 1671 г.— 40190. Во время эпидемии чумы 1710—1711 гг. в некоторых приходах погибло до */г—2/з населения. В Таллине до чумы было более 11 тыс. человек, после чумы — лишь около 2 тыс.
Из-за больших колебаний годовых данных в приходах, которые характерны не только для XVII, но и для XVIII и XIX вв., целесообразно пользоваться средними за более значительные промежутки времени (от 5 до Шлет).
Общий коэффициент брачности в Карузе в 1685— 1689 гг. составлял примерно 10%о, в Рыуге во второй половине XVII в. — около 8%о192. По всей Эстонии в 1685— 1695 гг. коэффициент брачности, по-видимому, колеблется около 9%о (3500—3700 венчаний в среднем за год).
Что же касается смертности, то состояние источников крайне затрудняет ее изучение. В большинстве приходов, по которым имеются метрические записи, наблюдается значительная недорегистрация смертных случаев. За 1661—1696 гг. в записях прихода Рыуге отмечены похороны 1631 лица, смертных же случаев, по самому скромному исчислению, было не менее 6000*. Значит, регистрация охватила лишь немногим более 25% всех смертей. Недорегистрация, хотя и менее значительная, наблюдается и в большинстве других приходов.
Судя по косвенным данным (стабилизация числа крещений и венчаний с 80-х годов XVII в.), смертность в* 1680—1695 гг. была сравнительно высока и естественный прирост населения невелик. В 1695—1697 гг. вся материковая часть Эстонии страдала от неурожая и голода. В Сааремаа голодные годы наступили несколько позже — в 1696—1698 гг. По оценке О. Лийва, во время Великого голода погибло 70—75 тыс. человек2. После голода смертность на несколько лет сократилась, что способствовало новому росту населения. Еще более страшным бедствием была чума-1710—1711 гг. Военное разорение в 1700—1710 гг. (Эстония была ареной Северной войны) и голод 1709 г. подготовили почву для этой страшной катастрофы, которая унесла около 200 тыс. жертв.
Итак, смертность во второй половине XVII в. и в первое десятилетие XVIII в. характеризуется резкими колебаниями. В годы эпидемий и голода смертность могла доходить до 500В обычные годы она, по-видимому, колебалась ориентировочно около 30—35%о.
Естественный прирост населения в 50—70-х гг. XVII в. был относительно высоким. В 80-х годах он замедлился, особенно в Эстляндии и на острове Сааремаа. В 90-х годах и в первое десятилетие XVIII в. выпадали годы, когда из-за чрезвычайно высокой смертности естественный прирост становился отрицательным.
Для XVII в. повозрастная брачная рождаемость была вычислена только по одному приходу — Рыуге. Период наблюдения был очень краток — 1661—1696 гг., он* включает женщин 1661—1675 гг. рождения, иначе говоря, последней возрастной группой, по которой имеются данные, является группа 30—34 года. Рассчитанные коэффициенты брачной рождаемости (с 10% поправкой на недоучет) следующие: возрастная группа 20—24 года — 0,385; 25—29 лет — 0,412; 30—34 года — 0,358 193. Судя по этим данным, женщина, вступившая в брак в возрасте 19 лет, к 50-летнему возрасту (если брак не прерывался) рожала в среднем 8—9 детей. Эти показатели довольно близки аналогичным показателям французских сельских приходов в то же время194. Так как внебрачных дётей в сельских приходах было всего около 2%, то общая рождаемость находилась в тесной зависимости от брачной рождаемости.
В действительности из-за высокой смертности, приводившей к раннему прекращению браков, и из-за того, что многие женщины выходили замуж спустя много времени после достижения репродуктивного возраста, в среднем на один брак приходилось меньше детей (по приходами среднем от 4 до 5).
Характерной для Эстонии того времени была сезонность бракосочетаний (венчаний). 2/з или более всех браков в сельских приходах приходилось на два (ноябрь — декабрь) или три (ноябрь, декабрь, январь) месяца после окончания сельскохозяйственного сезона. Но такая сезонность характерна только для деревенского крестьянского населения.
Еще по теме X. Палли ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЭСТОНИИ В XVII—XIX вв.:
- ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ С 1710 ПО 1780 г.
- Параметры воспроизводства населения.
- МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ НАСЕЛЕНИ
- М. В. Курман ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ 6 ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО КРУПНОГО ГОРОДА (на
- Колониальный раздел мира. Европейские войны XVII— XIX вв., внешнеполитические союзы и дипломатия в конце XIX в.
- А. Л. Перковский КРИЗИС ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНСТВА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ
- Россия в новое время (XVII—рубеж XIX и XX вв.)
- § 3. Новое время (XVII-XIX вв.)
- М. С. Толъц БРАЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
- 11. Социальный состав населения к концу XIX в.
- XVII. ПОСЛЕГЕГЕЛЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ГЕРМАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
- О ЗАДАЧАХ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО XVII—XIX ВВ.
- Г. И. Чертова СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В XIX в. ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ
- О ЗАДАЧАХ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО XVII—XIX ВВ. (стр. 152—177)
- Глава З СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ (конец XVII — первая четверть XIX в.)
- § 39. Страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва)
- Новая дипломатия Эстонии: оправдание нацизма