ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕЗА-ХАНА И ПЕРЕГРУППИРОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В СТРАНЕ
Сформированный Реза-ханом кабинет по своему составу был самым либеральным со времени окончания мировой войны. В него вошли такие широко известные националистические деятели, как Сулейман-Мирза, Мо- саддык ос-Салтане, Суре Эсрафил, Зока оль-Мольк, Хаджи оль-Мамалек и др.
В начале ноября 1923 г. Реза-хан вынудил Ахмед-ша- ха выехать в Европу [185, стр. 41]. Взяв у наследника престола подписку о невмешательстве в государственные дела, премьер обеспечил условия для нормальной работы своего кабинета. Уже в конце 1923—начале 1924 г. в стране был проведен целый ряд реформ, направленных на улучшение работы государственного аппарата, развитие просвещения, восстановление и развитие экономики и укрепление позиций помещиков и торговой буржуазии [подробнее см.: 17, стр. 96—97]. В этот период завершились те изменения в расстановке классовых сил в Иране, начало которым было положено «переворотом 3 хута».
Признаки нового подъема демократического движе- ния, появившиеся в период правления кабинета Мостоу- фи оль-Мамалека в связи с активизацией сил внутренней и внешней реакции, привели к распаду Национального блока, буржуазно-помещичье руководство которого с опасением относилось к возможному новому подъему демократического движения. Результатом этого и явились падение кабинета Мостоуфи оль-Мамалека и приход к власти правительства Мошира од-Доуле.
Распад Национального блока завершился в ходе выборов в меджлис 5-го созыва, происходивших с апреля 1923
по февраль 1924 г. Уже в последние дни существования меджлиса 4-го созыва примыкавшие к правому крылу Национального блока депутаты Тедайон и Давер образовали отдельные парламентские фракции. В ходе избирательной кампании Тедайоном была создана партия «Теджаддод» («Обновление»), ставшая центром объединения правых элементов бывшего Национального блока. В нее входили связанная с феодальным землевладением национальная буржуазия, средние и мелкие помещики, причем помещики в партии преобладали. Часть из них составляли помещики-разночинцы, скупившие в свое время земли у разорившихся феодалов и крестьян, другую часть — новые помещики, получившие земли в результате раздачи Реза-ханом высшим военным чинам и другим своим приверженцам конфискованных владений репрессированных представителей феодальной аристократии.
Партия «Теджаддод» выступала за централизацию государственной власти, укрепление принципов национального правительства, упразднение феодальных прав и привилегий, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и жилища, обязательную воинскую повинность. В экономической области предусматривалось постепенное снижение косвенных налогов, улучшение техники земледелия, создание сельскохозяйственного банка, урегулирование отношений между помещиками и крестьянами. В области внешней политики партия выступала за освобождение страны от империалистической зависимости, в частности за отмену капиту- ляционного режима [подробнее см.: 17, стр. 91]. Таким образом, в программе партии «Теджаддод» сочетались требования создания централизованного государства буржуазного типа и укрепления помещичьего землевла дения. В этом отношении партия «Теджаддод» являлась прямой наследницей распавшейся партии «демократов».
Что касается левого крыла бывшего Национального блока, то часть его во главе с Сулейман-Мирзой объединилась в так называемую партию социалистов, являвшуюся на деле обычной для послевоенного Ирана буржуазно-помещичьей группировкой, другая часть (Мостоуфи оль-Мамалек, Малек ош-Шоара Бахар, Эшки Мирзаде и др.) сблизилась в меджлисе 5-го созыва с феодально-клерикальной реакцией [см.: 1786, стр. 5—6, 37 и др.]. Разброд среди лидеров левого крыла бывшего Национального блока отражал экономическую слабость и политическую незрелость буржуазно-демократических кругов иранского общества. В дальнейшем эта группировка шла в арьергарде всех правительственных начинаний.
Обострение политической борьбы в ходе выборов в меджлис 5-го созыва, также способствовавшее оживлению демократического движения, активизации деятельности профсоюзов и полулегальной коммунистической партии, вызвало размежевание сил и внутри феодальнопомещичьего лагеря. Это нашло проявление в образовании и распаде в ходе выборной кампании ряда политических группировок этого лагеря. Многие крупные помещики из феодальной аристократии, тесно связанные с рынком и товарно-денежными отношениями, выступали за проведение некоторых верхушечных реформ, установление «порядка» и сильной власти, способной предотвратить подъем демократического движения, и были готовы ради этого даже на ограничение сеньориальных прав и привилегий. Такие же настроения были характерны и для большей части представителей крупного купеческого капитала, связанного с феодальным землевладением.
Умеренный характер программы партии «Теджаддод» создал условия для сближения этих элементов феодально-помещичьего лагеря с правым крылом бывшего Национального блока. Левые элементы группы «Ислах талабан», являвшейся политическим ядром феодального большинства в меджлисе 4-го созыва, в ходе выборной кампании тесно блокировались с партией «Теджаддод», пользовавшейся поддержкой военных властей, активно вмешивавшихся в ход выборов.
Перегруппировка политических сил в стране, выра* вившаяся в сближении правых (умеренных) элементов буржуазно-помещичьего лагеря и левых (либеральных) элементов феодального лагеря, создала базу для образования помещичье-буржуазного блока.
Борьба представителей левых элементов бывшего На* ционального блока и крайнего правого крыла феодального лагеря против помещичье-буржуазного большинства меджлиса способствовала часто их сближению при решении отдельных вопросов. Р. Коттэм, автор книги «Национализм в Иране», пишет по этому поводу в присущей ему объективистской манере: «Большинство либеральных националистов в начале 20-х годов, естественно, встали в оппозицию к Реза-хану. Вынужденные выбирать между либерализмом и национализмом, они без колебаний, хотя и не совсем сознательно, выбрали первый. И, сделав этот выбор, они, естественно, вошли в союз с теми элементами общества, которые всегда были их злейшими врагами: феодалами, роялистами, племенными и реакционными клерикальными элементами» [106, стр. 256].
Реза-хан с самого начала наметившегося распада Национального блока был близок к его правому крылу и сыграл активную роль в создании партии «Теджад- дод». Однако, учитывая популярность левого крыла Национального блока, он поддерживал связь и с ним. Включив в состав своего кабинета лидера «социалистов» Сулейман-Мирзу, Реза-хан стремился использовать левое крыло бывшего Национального блока в своей борьбе против реакционной феодальной аристократии и окончательном отстранении от власти Каджарской династии.
Отъезд Ахмед-шаха за границу и провозглашение Турции республикой, совпавшее с днем вступления Реза-хана на пост премьер-министра, способствовали развертыванию в Иране с конца 1923 г. кампании за свер жение Каджаров, ликвидацию монархии и установление республиканского режима. Кампания была начата сторонниками Реза-хана [см.: 57, стр. 66—70], стремившегося использовать ее для свержения династии Каджаров, чтобы стать президентом республики, и радикально-демократическими кругами иранского общества, искренне заинтересованными в установлении республиканского режима К
Феодальная аристократия и реакционные круги иранского духовенства во главе с Модарресом, лидером феодально-клерикальной оппозиции в меджлисе, враждебно встретили пропаганду в пользу провозглашения Ирана республикой. В связи с последовавшей в начале марта 1924 г. ликвидацией халифата в Турции даже сравнительно передовая часть шиитских моджтехидов Ирака, все еще находившихся в Куме, отрицательно отнеслась к кампании за установление республики. В то же время агитация за республику, способствуя подъему политической активности широких народных масс, вызвала угрозу раскола складывающегося помещичье-бур- жуазного блока. Фракция «Теджаддод», располагавшая при открытии меджлиса 60—70 голосами, на заседании 19
марта 1924 г., на котором обсуждался вопрос о форме правления в стране, вела за собой всего 17 депутатов [17, стр. 106].
Реза-хан был вынужден отказаться от идеи установления своей власти путем провозглашения республики. Благодаря этому 40 представителей феодального лагеря, поддерживавшие до того Каджаров, опубликовали заявление о своей поддержке Реза-хана [57, стр. 76]. Прекращение республиканской кампании укрепило складывающийся помещичье-буржуазный блок. 8 апреля 1924
г. меджлис вынес вотум доверия Реза-хану 96 голосами против 10 [57, стр. 82]. 14 апреля Реза-хан реорганизовал свой кабинет, удалив из его состава Су- лейман-Мирзу и Мосаддыка ось-Салатане. В конце августа в кабинет был введен крупный бахтиарский хан Сардар Асад. 1
«Кроме как в некоторых безответственных кругах,— пишет А. Мильспо,— движение совершенно не приняло действительно революционного аспекта и не было, по-моему, в каком-либо смысле симптоматично тенденции к большевизму» [131, стр. 205]. Одновременно начались репрессии против коммунистов, руководителей профсоюзов, сторонников республики и вообще радикальных элементов и начата подготовка к разгрому крайних сепаратистски настроенных элементов феодального лагеря, готовивших под руководством шейха Мохаммеры Хазаля выступление против правительства Реза-хана в южных провинциях. Включение в правительство Сардара Асада, еще раньше перешедшего на сторону Реза-хана, как раз преследовало цель обеспечить лояльность высшей бахтиарской знати к борьбе с этим восстанием [76, стр. 63].
Таким образом, к осени 1924 г. в борьбе с радикально-демократическими элементами, с одной стороны, и реакционной феодальной верхушкой — с другой, в Иране сложился помещичье-буржуазный блок. Несмотря на антидемократические тенденции, помещичье-буржуазные круги активно выступали за продолжение ломки феодальной государственной организации и укрепление политической независимости страны. Борясь за достижение этих целей, отвечавших насущным потребностям экономического развития Ирана, передовые круги господствующих классов выражали общенациональные устремления. Не случайно политика правительства Реза-ха- на в 1923—1925 гг., направленная на создание единого централизованного государства, способного противостоять возросшей империалистической экспансии, пользовалась поддержкой подавляющего большинства иранского народа. В этой политике новый кабинет имел возможность опираться также на экономическую и политическую поддержку Советского государства.
Еще по теме ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕЗА-ХАНА И ПЕРЕГРУППИРОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В СТРАНЕ:
- Глава III ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕЗА-ХАНА (ОКТЯБРЬ 1923—ДЕКАБРЬ 1925 г.)
- ПЕРЕГРУППИРОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ИРАНЕ В 40-х ГОДАХ XIX в. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИРЗЫ ТАГИ-ХАНА
- 5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.
- 3. Образование Временного правительства.
- Расстановка политических сил
- ОБРАЗОВАНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
- Расстановка политических сил
- 6. Процедура политической ответственности правительства
- Двоевластие. Расстановка политических сил. Альтернативы развития
- Двоевластие. Расстановка политических сил. Альтернативы развития
- 6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции.
- РАСКЛАД ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ МОНАРХИИ