Возникновение глобальных моделей


Глобальное моделирование в его современном виде родилось в период с 1968 по 1974 год, когда развитые страны с рыночными экономиками были потрясены двумя кризисами. В 1968 г. вдруг совершенно неожиданно от западноевропейских до североамериканских университетов началось молодежное протестное движение с бунтами и баррикадами.
В 1973-74 гг. страны ОПЕК подняли цены на нефть в 5 раз. Оба потрясения — молодежные бунты и энергетический кризис — прошли на фоне холодной войны и противостояния двух систем. Казалось бы, вполне благополучное западное общество начало задаваться вопросами. Как сохранить социальную интегрированность и социальное партнерство в условиях противостояния социалистическому лагерю? Как долго может продолжаться инерционное развитие с нарастающим вовлечением ограниченных природных ресурсов и деградацией среды обитания? Что будет с мировой системой, если разрыв в потреблении

природных ресурсов и уровне жизни между богатыми и бедными странами сократится? Как решать проблемы демографического роста и урбанизации? Как решать проблемы обеспечения продовольствием населения развивающихся стран? Можно ли избежать «ядерной зимы», которая наступит в результате обмена ядерны- ми ударами? В ответ на эти и другие вопросы и начались работы по глобальному моделированию и прогнозированию.
В 1968 г. был создан Римский клуб — неправительственная общественная организация, которая начала заказывать исследования долгосрочных последствий глобальных проблем для всей мировой системы, что не могли сделать правительства, сосредоточенные на текущих нуждах своих локальных территорий. Глобальное моделирование возникло с появлением первой глобальной модели «Мировая динамика» Дж. Форрестера (WORLD-2) в 1971 г. [14]. Но по-настоящему этот подход стал широко известным после появления получившей широкий резонанс глобальной модели Д. Медоуза и его группы — WORLD-3 [15]. Эта модель, расчеты по ней и выпущенная книга «Пределы роста» [16] заметно повлияли на общечеловеческое представление о мире и дальнейшее глобальное развитие. Доклад был издан тиражом 10 млн экз., вышел более чем на 30 языках.
Хотя книга имела громадный успех, она в то же время была подвергнута критике математиками, футурологами, экономистами и социологами.
По мнению экспертов, макромодель мировой динамики, созданная авторами, была слишком механистична; в ней не описывалась региональная структура объекта, игнорировались политические и социальные факторы, имели место расхождения с теориями экономического роста, не учитывались адаптационные возможности мировой системы с помощью социального и научно-технического прогресса. Вслед за публикациями Форрестера и группы Медоуза последовали работы американских, немецких, британских, японских, польских, болгарских и других исследователей, которые старались учесть имевшуюся критику. Следующие поколения моделей обязательно включали многорегиональное описание глобального развития и описание мирового рынка.
Модель WORLD-3 представляет собой систему нелинейных дифференциальных уравнений и описывает пять взаимосвязанных секторов: народонаселение, промышленность, сельское хозяйство, невозобновляемые природные ресурсы, загрязнение окружающей среды.
Исследования авторов книги «Пределы роста» направлены на поиски путей, предотвращающих кризисную ситуацию. Здесь они не решают математической задачи синтеза необходимого управления (предварительно сформулировав желательные условия динамики процесса развития), а ищут удовлетворительный результат, последовательно вводя в модель новые предположения.
По их мнению, мир сможет избежать катастрофы только при комплексном введении в ближайшее время следующих мер: численность населения искусственно стабилизируется; индустриальный капитал растет до 1990 г. и далее также стабилизируется; потребление ресурсов на душу населения снижается до 1/8 уровня 1970 г.; интенсивность загрязнения среды отходами промышленности и сельского хозяйства уменьшается в 4 раза по сравнению с этими же показателями до 1970 г.; время жизни капитала увеличивается в 1,5 раза.
Доклад «Пределы роста» никогда не замышлялся как пророчество. Его целью было предупреждение о том, что может случиться, если в политику не будут внесены коррективы, опровергающие сделанные ранее экстраполяции.
<< | >>
Источник: Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования. 2009

Еще по теме Возникновение глобальных моделей:

  1. КОНЦЕПЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО МИРА
  2. Глобальные прогностические модели
  3. Техносоциальная модель глобального мира
  4. 3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального мира
  5. 2.13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭСТАФЕТЫ И ГЛОБАЛЬНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ
  6. Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
  7. Проблема возникновения науки и влияние представлений о науке на решение вопроса о ее возникновении
  8. 3.4. Глобальные проекты глобального мира
  9. § 2. Первопорядковая семантика (теория моделей)Определение 1 (модели)
  10. 3.1. Система «человек — машина», информационная модель, концептуальная модель
  11. Глобальное моделирование
  12. ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОРОД