Развитие глобального моделирования в России
Советские ученые практически сразу подключились к исследованиям по глобальному моделированию. Эти исследования велись в Институте системного анализа (в то время ВНИИСИ — ВНИИ системных исследований) под руководством академика Д.
Поэтому дальнейшее развитие глобального моделирования в нашей стране пошло по пути совершенствования инструментария [20] компьютерной поддержки принятия решений для подобного рода плохо формализуемых социально-экономических процессов. Было уделено особое внимание процессам информационного обеспечения [21], поскольку результаты моделирования во многом определяются информационной базой, на которой основываются математические расчеты.
Опираясь на разработанный аппарат, можно было решать конкретные задачи, которые были необходимы для принятия решений. Так, под руководством академика Н. Н. Моисеева была создана модель «Ядерная зима».
В Институте системного анализа в 1984 г. большим коллективом (Гвишиани Д. М. — руководитель, Геловани В. А., Лапин Н. И., Арбатов А. А., Бритков В. Б., Дубовский С. В., Пегов С. А., Третьяков Л. В., Юрченко В. В. и др.) был подготовлен исследовательский доклад «На пороге третьего тысячелетия (Глобальные проблемы и процессы развития СССР)».
В докладе объемом в 300 страниц были представлены результаты компьютерного моделирования мирового развития на период 1980-2000 гг. Моделирование производилось для мира, разбитого на 9 регионов: СССР, Китай, остальные социалистические страны, США, Европейское сообщество, Япония, прочие капиталистические страны, страны ОПЕК, остальные развивающиеся страны. Рассматривались следующие сектора экономики: демография, продовольствие, энергоресурсы, природная среда и климат, мировая торговля, магистральные направления научно-технического прогресса (прежде всего информационные технологии), социальные процессы. Наряду с компьютерным математическим моделированием использовался аппарат экспертных оценок. Моделирование проводилось на базе огромного объема актуализированной информации, полученной из ООН, Госкомстата, международных исследовательских организаций.
В СССР значение и необходимость исследований по глобальному моделированию в то время хорошо понимали два человека: Д. М. Гвишиани (заместитель председателя ГКНТ) и Н. Н. Моисеев (заместитель директора ВЦ АН СССР). Оба были не только блестящими учеными в своих областях знаний, но и замечательными организаторами науки. Первый, несмотря на свою занятость, не только возглавил созданный осенью 1976 г. ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР, но и впоследствии стал руководителем проекта «Моделирование глобального развития». Второй организовал исследования «Ядерной зимы», биосферных процессов и экономического моделирования в ВЦ АН СССР.
Заместителем Д. М. Гвишиани по проекту был В. А. Геловани, который вместе со своими коллегами еще в период работы в Институте прикладной математики АН СССР модифицировал макромодель системной динамики Форрестера и Медоузов (см. [18]). В эту макромодель были введены управляющие воздействия, что позволило существенно расширить и изучить спектр возможных сценариев мирового развития. В проекте ВНИИСИ В. А. Геловани отвечал за всю идеологию и технологию реализации человеко- машинной системы моделирования, в которой объединялись база данных, математическое обеспечение, система моделей, сценарии управления и лицо, принимающее решение, — ЛПР. За объединение моделей, описывающих глобальное развитие, экономический блок и научно-технический прогресс отвечал С. В. Дубовский, так как к моменту перехода во ВНИИСИ уже имел 8 лет опыта математического моделирования экономических объектов в Институте проблем управления АН СССР (см. [22]), а перед этим — 10 лет математического моделирования космических объектов в ЦАГИ (см. [23]). Во главе групп, отвечающих за другие блоки системы моделей и проблем, стояли: В. В. Юрченко и С. Я. ГЦербов — демографический рост; Л. В. Третьяков — производство продовольствия; Г. Г. Пирогов — мировая торговля; О. А. Эйсмонт — энергетика; А. А. Арбатов — минеральные ресурсы; С. А. Пегов — окружающая среда; Н. И. Лапин — социальные проблемы; В. Б. Бритков — информационная система. Машинную реализацию на ЭВМ PDP 11-70 единого вычислительного такта всей системы моделей и общие расчеты готовили и проводили С. И. Болоткин, В. М. Васильев и А. Ф. Миронычев.
Создание человеко-машинной системы моделирования под систему моделей глобального развития с помощью междисциплинарного коллектива исследователей, сбор больших объемов информации, создание моделей и математического обеспечения, проведение расчетов, содержательная интерпретация результатов были тогда не только новой и амбициозной, но и чрезвычайно сложной задачей. Во-первых, опыта такой работы в СССР еще не было. Во- вторых, междисциплинарный коллектив говорил на разных языках, предстояло научиться объединять языки концепций и формальных методов. В-третьих, многих необходимых элементов системы моделирования и моделей просто не было, их предстояло разработать. Перечислять все сложности, которые были преодолены, нет смысла, но на одной особенности стоит остановиться.
Дело в том, что участники проекта — гуманитарии (философы, экономисты, демографы и социологи) — работали в условиях жестких идеологических ограничений. Эта несвобода не позволяла гуманитариям рассматривать все возможные сценарии глобального развития, в том числе сценарий, реализованный в СССР в 1991-93 гг. Большинство контактов с экономистами начинались с их основного вопроса: «Под какую установку разрабатывается проект?». Они не хотели верить, что результаты проекта не сформулированы заранее в соответствии с идеологическими установками, а должны появиться в результате свободных исследований. Демографы категорически отказывались учитывать влияние на рождаемость уровня жизни, они полностью игнорировали бэби-бум в советских городских новостройках, где резко увеличивалась обеспеченность жильем и росла рождаемость. Были также коллеги, считавшие проект опасным для самого существования ВНИИСИ, который мог быть разогнан по идеологическим мотивам. Все это вносило свои сложности в научную и организационную работу.
Что касается специалистов по формальным методам, то они также чувствовали идеологические ограничения, но в меньшей степени. Можно вспомнить случай, когда председатель заседания экономической конференции в МЭСИ с неодобрением отозвался об использованном в работе аппарате «буржуазной эконометрики». После международных конференций авторов иногда вызывали в ГКНТ, где приходилось выслушивать идеологические доносы коллег без раскрытия их имен. В закрытых рецензиях на наши сборники трудов иногда звучали обвинения в использовании «буржуазных теорий», в частности кейнсианских. Надо четко сказать, что все эти идеологические нападки исходили только от коллег- экономистов по научному цеху и не имели административных последствий.
Д. М. Гвишиани широко пропагандировал глобальную проблематику. С его подачи переводились и издавались книги Дж. Форрестера, Ден. и Дон. Медоузов. Зарубежные ученые приглашались в СССР, выступали на семинарах и конференциях. М. Ме- сарович представил советской научной общественности результаты американо-германского глобального проекта в Доме дружбы на Новом Арбате. Прошла встреча участников глобального проекта ВНИИСИ с научной общественностью в Политехническом музее. Аналогичную работу проводил Н. Н. Моисеев, открыв зеленый свет перед глобальной проблематикой в ВЦ АН СССР. Здесь сформировались такие известные исследователи, как Ю. П. Ивани- лов, А. А. Петров и И. Г. Поспелов (экономическое моделирование плановых и рыночных систем), А. М. Свирежев и А. М. Тарко (глобальные биосферные процессы), В. А. Александров (ядерная зима). Особенно хочется отметить заинтересованное и благожелательное отношение к проекту ВНИИСИ нашего нобелевского лауреата Л.
Работа по проекту ВНИИСИ сопровождалась активным международным сотрудничеством. Результаты регулярно докладывались на конференциях Международного института прикладного системного анализа в Австрии. Профессор В. Крелле (Боннский университет, Германия) заключил соглашение с ВНИИСИ о сотрудничестве, поддержанное Фондом Круппа, и пригласил ВНИИСИ для работы в международном проекте «Будущее мировой экономики» (см. [24]). Был реализован американо-советско- японский глобальный проект по исследованию одних и тех же сценариев глобального развития (Брекке—Геловани—Кайя). ВНИИСИ также участвовал в международном проекте «Новая московская модель биосферы». По приглашению ЮНЕСКО были написаны и опубликованы статьи по глобальной проблематике для «Encyclopedia of Life Support Systems» (EOLSS) [25,26].
Проект ВНИИСИ был выполнен в 3 этапа. На первом этапе моделировалось развитие КНР, Японии и США, надо было прогнозировать их экономические и демографические потенциалы. Уже в 1981 г. человеко-машинная система работала и была передана заинтересованным организациям вместе с моделями отдельных стран. В регистрационном журнале посещений системы за 1981 год 5 zak47 зафиксировано 26 сеансов работы с участием представителей высших партийных, советских и плановых органов. Система также была включена в учебный план Академии народного хозяйства. На втором этапе была реализована система моделей мира, описывающая совместное развитие 9 регионов: СССР, КНР, Прочие страны социалистического содружества, США, Япония, Европейское экономическое сообщество, Прочие капиталистические страны, ОПЕК, Прочие развивающиеся страны. Основные результаты этого этапа изложены в Сборнике трудов ВНИИСИ за 1985 г. и специально подготовленном докладе для высшего руководства страны «На пороге третьего тысячелетия». Со сборником 1985 г. вышла неприятная история. Редактора сборника (С. В. Дубовско- го) вызвали в Главлит и предложили на выбор: или поставить на сборник гриф секретности, или выбросить всю информацию об СССР. Пришлось идти на компромисс — часть информации была снята (демографическая и экономическая), но сборник вышел без грифа.
На 3-м этапе исполнители проекта сосредоточились на уточнении моделей и расчетов, а также на проблемах СССР. Уже было ясно, что страна находится в точке бифуркации.
Теоретические разработки, вычислительные результаты, содержательная интерпретация результатов проекта отражены в 11 выпусках Трудов ВНИИСИ за 1978-1991 гг. (см. [27-37]). Редакторами этих выпусков были Д. М. Гвишиани, В. А. Геловани и С. В. Ду- бовский. Следует упомянуть важный содержательный результат. В отличие от зарубежных проектов, в которых СССР благополучно существовал за пределами 2000 г., в нашем проекте на траектории инерционного развития советские темпы экономического роста к 2000 г. находились в окрестности 2 %. Следовательно, неоткуда было брать те 50 миллиардов долларов, которые ежегодно переходили из РСФСР в другие советские республики, неоткуда было взять средства на поддержание социалистического лагеря и расширение военно-промышленного комплекса. В такой ситуации неизбежно усиливались центробежные тенденции среди регионально-этнической номенклатуры в областях и республиках и общее стремление советской номенклатуры сменить партийно-
карьерный способ существования на имущественно-наследственный. СССР заведомо находился в окрестности точки бифуркации.
Результаты исследований показывали большие проблемы для развития СССР даже при подборе наиболее благоприятных предположений и сценариев. Этот доклад не был опубликован. Руководство страны не решилось опубликовать доклад, который не отвечал прогнозу на светлое коммунистическое будущее.
Литература Капица С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. М., 1996. Т. 166. № 1. Дубовский С. В. Прогнозирование катастроф (на примере циклов Кондратьева) // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 82-91. Дубовский С. В. Кондратьевский цикл как экономико-технологический маятник с социальными последствиями // Экономика и математические методы. Т. 30. Вып. 1. М., 1994. Дубовский С. В. Объект моделирования — цикл Кондратьева // Математическое моделирование. 1995. Т. 7. №6. Marchetty С. Stable Rules in Social and Economic Behayior. International Institute for Applied Systems Analysis, Preprint A-2361, Laxenburg, Austria, 1986. Моисеев H.H. и др. Человек и биосфера. М.: Наука, 1985. Влияние глобальных изменений климата на функционирование основных отраслей экономики и здоровье населения России. М.: URSS, 2001. Тарко А. М. Антропогенные изменения глобальных биосферных процессов. М.: Физматлит, 2005. Turco R. Р, Sagan С. Nuclear winter: global consequences of multiple nuclear explosions // Sciense. 1983, 222. №4630. P. 1283-1300. Bremer S.A., Huges B.B. Disarmament and Development. Prentic Hall, New Jersey, 1990. Геловани В. А., Пионтковский А. А. Эволюция концепций стратегической стабильности. 2-е изд. М.: Издательство ЛКИ/URSS, 2008. Дубовский С. В. Глобальная пирамида как результат исторического развития, характеристик социума и состояния среды // Общественные науки и современность. 2002. №4. С. 173-182. Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С. В. Информационное клонирование в процессах глобализации // ОНС. 2005. №6. С. 121-127. Forrester J. W. World dynamics, Cambridge, Mass., Wright Allen Press, Inc., 1971. Русское издание: Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. 168 с. Meadows D. L. et al. Dynamics of Growth in Finite World. Cambridge, Mass., WRIGHT Allen Press, Inc., Spring 1974. The Limits to Growth. New York Universe Books, a Potomac Associated Book, 1972. Mesarovic M., Pestel E. Multilevel computer model of world development system. Extract from the proceedings of the symposium held at IIASA. Laxenburg, 1974. Геловани В. А., Егоров В. А., Митрофанов В. Б., Пионтковский А. А. Об одной задаче управления в глобальной динамической модели Форрестера// Докл. АН СССР. М., 1975. Т. 220. №3. Геловани В. А. Бритков В. Б. Исследование моделей глобального развития методом статистических испытаний // Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 8. 1979. Gelovani V. A., Britkov V. В., Yurchenko V. V. An Interactive Modelling System for Analysis of Alternative Decisions // Decision Support Systems: Issues and Challenges. IIASA Proceedings. 1980. № 11. P. 149-151. Геловани В. А., Алеев B.P., Безруков Д.И., Бритков В. Б., Голосов А. О., Яковец Т. Ю. Система информации для глобального моделирования (СИГМ) // Препринт. М.: ВНИИСИ, 1991. 51 с. Дубовский С. В. Уздемир А. П., Шалаев Ю. В. Математические модели экономических процессов. М.: МЦНТИ, 1977. Дубовский С. В. Идеальный двигатель ограниченной скорости истечения // Механика космического полета. М.: Наука; Физматлит, 1975. The Future of the World Economy. Economic Growth and Structural Change // W. Krelle (Ed.). Springer-Verlag, 1989. Dubovsky S. V. Systems analysis and global sustainable development // Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS). 2003. Dubovsky S. V. Macroeconomic growth models // Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS). 2003. Методология системного анализа. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 6. М., 1978. Моделирование процессов глобального развития. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 8. М., 1979. Системное моделирование процессов глобального развития. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 14. М„ 1980. Человеко-машинная система моделирования процессов глобального развития. Сборник трудов ВНИИСИ. М., 1982. Элементы человеко-машинной системы моделирования процессов глобального развития. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 3. М., 1983. Процессы глобального развития: моделирование и анализ. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 3. М., 1984. Системный анализ процессов глобального развития. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 3. М„ 1985. Глобальное развитие: модели и вычислительные эксперименты. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 16. М., 1986. Системное моделирование: модели и методы. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 20. М„ 1988. Глобальное моделирование и информационные системы. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 13. М„ 1989. Экономический рост и циклы. Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 12. М„ 1991.

Еще по теме Развитие глобального моделирования в России:
- Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
- Глобальное моделирование
- Методология глобального моделирования
- МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
- Развитие техники и глобальные проблемы современности.
- 3.3. Этапы конституционного развития советской России. Конституции России 1918,1925,1937,1978 гг.: общее и особенное
- Часть 3 Устойчивое развитие и глобальные изменения
- 1.1. Ноопсихологический подход к процессу развития личности в современном глобальном сообществе
- 2.13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭСТАФЕТЫ И ГЛОБАЛЬНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ
- НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ(ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫИ ДОЛГОСРОЧНОЕ РАЗВИТИЕ СССР) Исследовательский доклад
- Раздел II. Россия в период капиталистического развития (XIX — начало XX в.) Глава 4. Социально - экономическое и политическое развитие России в XIX — начале XX в
- 3.4. Глобальные проекты глобального мира
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историография, источниковедение и методы исторических исследований -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -