Глава 8 Проблемы мировой торговли


В целом за истекшее двадцатилетие развитие мировой торговли, так же как и развитие мировой экономики, характеризовалось нестабильностью. Периоды абсолютного роста мирового товарооборота сменялись периодами стагнации.
В 1981 г. впервые за последние 25 лет абсолютные объемы мировой торговли упали (на 1 %). Однако относительное падение темпов прироста абсолютных объемов мировой торговли в реальном исчислении стало наблюдаться уже с начала 1970-х гг. В это же время произошло уменьшение коэффициента отношения темпов роста объемов мировой торговли к темпам роста объемов мирового ВНП. Так, если за период 1960-1977 гг. этот коэффициент эластичности равнялся 1,3, то в 1973-1977 гг. — 1,0. Правомерно предположить, что в перспективе темпы роста объемов мировой торговли могут отставать на протяжении заметного периода от темпов роста мирового ВНП, особенно если принимать во внимание волнообразное изменение значений данного коэффициента эластичности на протяжении XX века.
Следует также указать, что экономический спад 1974-1975 гг. усилил тенденции торгового протекционизма, в первую очередь нетарифного (так называемый меркантилистический протекционизм). По подсчетам ГАТТ, начиная с 1974 г. все больший процент мирового товарооборота стал подпадать под разного рода торгово- экономические ограничения (в 1974 г. — 35 % мирового товарооборота, в 1977-40% и т. д.). Т. е. несмотря на то что проблемы современного экономического развития носят всемирный характер, проводимая промышленно развитыми капиталистическими странами (ПРО политика становится все более националистической, что чревато дезинтеграцией мировой капиталистической экономики. Можно считать, что в условиях, когда правительства ПРО по

глощены решением внутренних экономических проблем, возможны все новые и новые вспышки протекционистских настроений, и в первую очередь в США и странах ЕЭС, на которые и в настоящее время приходится наибольшее число разного рода торгово- экономических ограничений.
Таким образом, СССР возможно придется столкнуться в будущем на мировых рынках с целым рядом негативных процессов, способных сократить возможности экспорта СССР на мировой рынок, и особенно промышленной продукции. Так, уже в настоящее время товары из социалистических стран в ПРО облагаются пошлинами в среднем в размере 23,5 % их стоимости, в то время как тарифы в рамках ГАТТ после «раунда Кеннеди» составили 8,6 %.
Одним из важных показателей конкурентоспособности стран на мировых рынках является динамика изменения их доли в мировом экспорте. Как показал анализ изменения этих долей за 1965— 1980 гг. по 67 странам и регионам мира, позиции всех ведущих в международной торговле стран неоднократно изменялись за указанный период. В частности, доля Японии в мировом экспорте колебалась с 4,6% в 1965 г. до 7,5% в 1975 г. при 6,9% В 1971 г. и 6,3 % в 1979 г.
Негативные процессы в развитии мировой торговли (усиление протекционистских тенденций, обострение конкурентной борьбы и т. д.) сказались на ухудшении относительных позиций СССР в мировом экспорте. Так, в текущем исчислении доля СССР в мировом экспорте сократилась с 4,4 % в 1965 г. до 3,9 % в 1980 г. (в постоянном исчислении с 5,4 % до 3,7 %). Соответственно, если СССР занимал в 1965 г. 6 место в мировом экспорте, то в 1980 г. — уже 8 (в постоянном исчислении в 1965 г. — 4 место, в 1980 г. — уже 9). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что снижение доли СССР в мировом экспорте в текущем исчислении произошло несмотря на двукратное за период 1973-1980 гг. повышение мировых цен на нефть, играющей важную роль в структуре экспорта СССР. Такое резкое за период повышение цен на нефть проявилось и в том, что значения индекса экспортных цен СССР превышали после 1975 г. значения индекса мировых экспортных цен и СССР за физическую единицу объема экспорта получал в текущем стоимостном выражении больше, чем большинство других стран мира.
Такое благоприятное для СССР движение экспортных цен способствовало также тому, что после 1976 г. сальдо внешней торговли СССР в текущем исчислении было положительным, несмотря на стабильные объемы экспорта энергоресурсов и все увеличивающееся отрицательное сальдо внешней торговли СССР по группе промышленных товаров. (956 млн долл, в 1965 г. и 22,8 млрд долл, в 1980 г.).
Особенно заметна неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сфере торговли СССР промышленной продукцией при анализе динамики изменений показателя отношения абсолютного сальдо к экспорту по данной товарной группе. Так, этот показатель для СССР по группе промышленной продукции составил в 1980 г. -91,3 % при -43,8 % в 1973 г. и -26,8 % в 1965 г., т. е. налицо ухудшение позиций СССР в мировой торговле промышленными изделиями.
Краткий анализ первичных внешнеторговых показателей по СССР в целом показал, что внешнеторговые позиции СССР на мировых рынках стали менее устойчивыми к началу 1980-х гг. по сравнению с серединой 1960-х гг. Правда, первичные внешнеторговые статистические показатели не могут являться достаточными индикаторами для оценки внешнеторговых позиций стран. Необходимо по меньшей мере проведение «объяснительного» анализа на основе интерпретации различных расчетных показателей. В частности, среди последних можно использовать анализ значений показателей регионального и структурного эффекта экспорта.
Исходным пунктом анализа в рамках указанного метода является предположение, что изменение долей стран в мировом экспорте является следствием влияния трех составляющих (компонент): региональной, структурной и прочей. Интерпретация эффекта региональной направленности экспорта осуществляется следующим образом: если экспорт какой-либо страны направлен преимущественно на быстрорастущие рынки других стран (темпы роста импорта этих стран превышают среднемировые темпы роста импорта), то суммарный эффект региональной направленности экспорта — положительный, если преимущественно на стагнирующие или медленно растущие рынки других стран — отрицательный. Аналогично интерпретируется и эффект структуры экспорта, который является индикатором ассортимента экспортных товаров. Т. е. если страны-экспортеры ориентируются на вывоз той продукции, спрос на которую растет быстрее общемирового спроса, то эффект структуры экспорта положительный, если нет — то отрицательный.
Анализ суммарного значения средних структурной и региональной составляющих экспорта за период 1965-1980 гг. для 67 стран и регионов мира показал, что в целом суммарное среднегодовое влияние структуры и региональной направленности экспорта на развитие экспорта СССР было отрицательным (-0,43) в отличие от ряда других стран, в первую очередь нефтеэкспортирующих (Кувейт, Саудовская Аравия, Ливия и других), ПРС (Японии, Италии, Великобритании, ФРГ и т.д.) и некоторых нефтеимпортирующих PC (Юж. Корея, Сингапур и т.д.). По значению этого показателя СССР занимал 33 место в мире.
Что касается структурной составляющей экспорта для СССР, то ее значение на протяжении периода было подвержено значительным колебаниям в связи со скачкообразным движением цен на нефть. Так, в периоды, когда скачкообразного движения цен на нефть не наблюдалось, значение этой составляющей для СССР было отрицательным (в частности, за период 1975-1978 гг. -1,63), в периоды роста цен на нефть положительным. В целом же за период среднее значение структурной составляющей экспорта СССР было близко к 0 (-0,02).
Наиболее благоприятное воздействие в периоды, когда не происходило повышения цен на нефть (например, в 1975-1978 гг.), структура экспорта оказывала на развитие экспорта, во-первых, части ПРС — Японии, Швейцарии, ФРГ; во-вторых, некоторых новых индустриальных развивающихся стран — Гонконга, Юж. Кореи; в-третьих, ряда социалистических стран — ГДР, Чехословакии. В то же время значения структурной составляющей экспорта у большинства нефтеэкспортирующих стран за эти периоды было отрицательным. Т. е. экспорт нефти не являлся достаточной предпосылкой для роста объемов экспорта этих стран. Стагнирование рынка энергоресурсов в период 1975-1978 гг. затронуло и развитие экспорта СССР. Аналогичная ситуация складывается для страны и с начала 1980-х гг. Поэтому в сегодняшних условиях СССР для поддержания своей доли в мировом экспорте и в целом своих позиций в мировой внешней торговле необходимо предпринимать усилия по совершенствованию своей экспортной структуры, в том числе и приведению ее в соответствие со структурой мирового спроса.
В отличие от структуры экспорта влияние региональной направленности экспорта на развитие внешней торговли СССР было в текущем исчислении отрицательным на протяжении всего рассматриваемого периода (в среднем за 1965-1980 гг. -1,96). При этом значение показателя региональной направленности экспорта для СССР постоянно ухудшалось с 1965 г. по 1980 г. (-1,17 в среднем за период 1965-1973 гг., -1,33 в среднем за период 1975-1978 гг., -3,98 за 1980 г.). По среднему за 1965-1980 гг. показателю региональной составляющей экспорта СССР занимал предпоследнее 66 место в мире.
Лучший за период средний показатель региональной направленности экспорта (+3,34) оказался у нефтеимпортирующих стран Западной Азии (Сирия, Ливан, Кипр и др.).
Это связано с расширением экспорта (преимущественно продуктов сельского хозяйства) входящих в этот регион стран на быстро росшие рынки нефтеэкспортирующих стран Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь Саудовской Аравии. Эффект региональной направленности экспорта благоприятно влиял также на развитие экспорта ряда нефтеэкспортирующих стран (Индонезия, Кувейт и т. д.). Среди ПРС за рассматриваемый период к региональной конъюнктуре рынков лучше остальных стран смогла приспособиться Япония (+1,57), за которой следовали Австралия, Греция, Канада, Италия. Однако положительно в среднем за период региональная направленность экспорта влияла и на развитие экспорта таких ведущих ПРС, как США (+0,3), Великобритания (+0,29), ФРГ (+0,27) И Франция (+0,1).
Что касается СССР и других европейских социалистических стран, то у них показатель региональной направленности экспорта практически на протяжении всего периода (исключение для некоторых стран составляет середина 1970-х гг.) был отрицательным. Это связано с рядом факторов экономического и политического характера: во-первых, товары из социалистических стран подвергались и подвергаются экономической и политической дискриминации на рынках ПРС и целого ряда PC; во-вторых, социалистические страны имели ограниченный доступ на сильно росшие рынки нефтеэкспортирующих стран в силу преимущественного импорта последними промышленной продукции из ПРС-потре- бителей нефти; в-третьих, рост интенсивности международного обмена среди стран СЭВ отставал от роста международной торговли в целом (аналогично обстоит дело и со взаимной внешней торговлей скандинавских стран); в-четвертых, конкурентоспособность товаров из стран СЭВ на мировых рынках часто ниже, чем товаров из ПРС.
Поэтому в условиях возросшей в 1980-е гг. международной напряженности, следствием которой, кроме всего прочего, явилось и создание различного рода препятствий на доступ товаров из социалистических стран на мировые рынки (бойкот, эмбарго и т. д.), необходимой предпосылкой экономического развития стран — членов СЭВ, является всемерное расширение внешнеторговых взаимосвязей между ними.
Необходимость дальнейшего углубления экономического сотрудничества социалистических стран вытекает и из результатов анализа товарно-региональных компонент (представляющих собой сумму структурных и региональных компонент по отдельным товарным группам по странам и регионам), и в первую очередь по товарной группе «продукты обрабатывающей промышленности»: среднегодовые темпы роста импорта по этой товарной группе у всех европейских социалистических стран, кроме ГДР, отставали от темпов роста мировой внешней торговли, не говоря уже о темпах роста мировой торговли продуктами обрабатывающей промышленности.
Исходя из результатов компонентного анализа, следует признать, что перспективы развития внешней торговли СССР не являются благоприятными. Изменение структуры экспорта СССР не поспевает за изменением спроса на мировых товарных рынках. В основных странах — импортерах советской продукции емкость внутреннего рынка растет более медленными темпами, чем мировая торговля в целом. Поэтому СССР уже в настоящее время необходимо принять соответствующие меры, чтобы стабилизировать и, в конечном итоге, поднять свою долю в мировом экспорте.
Следует подчеркнуть, что за последние десятилетия масштабы модификации механизма мирохозяйственных связей резко возросли: эта модификация идет по нескольким направлениям, непосредственно влияющим на структуру мирового хозяйства и характер взаимоотношений между национальными экономиками. Среди них решающую роль играют, во-первых, структурные изменения в материальном производстве и соответствующие сдвиги в международном разделении труда в связи с особенностями современного развития НТР; во-вторых, специфика хозяйственного развития как ведущих ПРС, так и многих PC, в том числе и преобразование отраслевой структуры хозяйств с учетом возможностей участия стран в международном разделении труда; в-третьих, усиливающаяся экономическая дифференциация стран и противоречивый процесс развития интеграционных процессов на разных уровнях. Таким образом, происходящие и вероятностные структурные изменения в мировом хозяйстве существенным образом меняют обстановку, в которой осуществляются внешнеэкономические связи СССР и преимущественно реализуется участие СССР в международном разделении труда.
В последние годы в связи со структурной перестройкой мировой экономики (переход к сырье- и энергосберегающим производствам и т. д.) стали происходить и изменения товаропотоков по группам: в первую очередь стали возрастать стоимостные и абсолютные объемы потоков промышленных изделий (в том числе науко- и капиталоемких). В настоящее время наиболее динамичными товарными группами на мировом рынке являются наукоемкие виды изделий. По этим позициям СССР имеет довольно слабые позиции как на рынках промышленно развитых капиталистических стран, так и не в состоянии удовлетворить в требуемых размерах импортные потребности социалистических стран при существующем дефиците и внутри страны. Так, в структуре экспорта СССР доля наукоемких отраслей промышленности намного меньше, чем у развитых капиталистических стран. В частности, в экспорте Японии доля электронной продукции составляла в 1983 г. 18,2%, в экспорте США — 11,5%, в экспорте стран ЕЭС — 4,8%.
Следствием происходящих в мировой экономике структурных перестроек явилось и снижение цен на сырьевые товары. В уело- виях дальнейшего возможного изменения структуры мирового товарооборота в сторону промышленных изделий внешнеторговые позиции СССР могут быть еще более ослаблены. В настоящее время сырье и энергоресурсы составляют около 60 % экспорта СССР (за 1970-1980 гг. экспорт энергоресурсов и сырья СССР в текущих ценах вырос в 14,7 раза при росте экспорта машин и оборудования в 4,0 раза), т. е. СССР на мировых рынках и на рынках европейских социалистических стран выступает, если исходить из структуры экспорта, как развивающаяся страна.
Таким образом, первоочередным «шагом» СССР для улучшения своих внешнеторговых позиций должно стать повышение доли промышленных изделий в экспорте. Для этого необходимо более гибкое приспособление к потребностям мирового рынка. Примером в этом отношении может, в частности, служить Япония. Так, доля Японии в мировом экспорте за 1970-е гг. сократилась по телевизорам с 50 % до 30 %, по резиновой обуви — с 45 % до 3 %, по синтетическим волокнам — с 30 % до 12 % и т. д. В то же время доля Японии по счетным машинам повысилась с 10 % до 50 %, металлообрабатывающим станкам — с5%до15%, промышленным печам — с 5 % до 22 % и т. д., то есть в Японии промышленная политика не остается неизменной и трансформируется в зависимости от требований мирового рынка. Правда, следует учитывать, что СССР в силу экономических обязательств перед социалистическими странами и политической составляющей в торговле — с западноевропейскими ПРС и Японией и в будущем, вероятно, останется крупным экспортером сырья и энергоресурсов.
Для СССР повышение в экспорте доли промышленных изделий зависит и от того, насколько эффективным будет функционирование внутренней экономики СССР. Недопустимым должно быть положение, когда СССР продает лицензии, а затем бывает вынужденным закупать за рубежом изготовленное на основе своих лицензий оборудование, как это имело место с оборудованием для непрерывной разливки стали.
Следует также отметить, что эффективное увеличение экспорта имеет свои границы, связанные, в частности, с производительностью труда. Производительность труда является одним из определяющих факторов в возникновении неэквивалентного обмена при внешнеторговых операциях между странами с различной эффективностью производства. По оценкам Международной организации труда трудовые затраты на 1 доллар промышленной продукции в PC в 3-4 раза выше, чем в ПРО. В результате такой неэквивалентности трудовых затрат на 1 доллар экспортируемой продукции создаются значительные препятствия на пути дальнейшего экономического развития PC, когда их продукция реализуется на рынках стран с более высокой производительностью труда. При этом искусственное стимулирование экспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью может привести к росту общих затрат на единицу импорта.
Таким образом, снижение трудовых затрат на 1 рубль промышленной продукции является определяющим фактором в ликвидации связанного с производительностью труда неэквивалентного обмена при внешнеторговых операциях между СССР и ПРС. Также необходимо указать, что при стабильной конкурентоспособности и в условиях спада в развитии мировой экономики при падении объемов мировой торговли ускорение количественного роста экспорта становится проблематичным. Поэтому важным этапом в развитии внешней торговли СССР должно являться качественное улучшение структуры экспорта.


<< | >>
Источник: Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования. 2009

Еще по теме Глава 8 Проблемы мировой торговли:

  1. Мировая торговля и экономические связи
  2. Глава 33. Проблемы формирования мирового правопорядка
  3. Глава 15. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
  4. Глава IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  5. ПРОБЛЕМА МИРОВОГО ПОРЯДКА
  6. 4.2. Проблема неисполнения мирового соглашения
  7. Глава IX ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ МОГУЩЕСТВА МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕЕ В РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
  8. Глава V ТОРГОВЛЯ и ея средства
  9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
  10. 3. Проблемы оспаривания мирового соглашения
  11. ГЛАВА 29. ПОМОЩЬ И ТОРГОВЛЯ.