1.5. Органы местного и общественного самоуправления. Общественное деление.


Перейдем к общественному делению Руси. "Русская Правда" - почти единственный источник наших суждений о социальном строе Киевской Руси..
Изучая по "Русской Правде" и по летописи состав древнего киевского общества, мы можем отметить три древнейших его слоя: 1) высший, называемый старцами "градскими", "старцами людскими"; это земская аристократия, к которой некоторые исследователи причисляют и огнищан.
Что же касается огнищан, то о них много мнений. Старые ученые считали их домовладельцами или землевладельцами, производя термин от слова огнище (очаг или пашня на изгари, т.е. на месте сожженного леса). Слово огнище в древности значило действительно раб, челядь: в таком смысле встречается оно в XI в. в переводе слов Григория Богослова; поэтому некоторые исследователи (Ключевский) в огнищанах видят рабовладельцев, иначе
говоря, богатых людей в ту древнейшую пору жизни общества, когда не земля, а рабы были главным видом собственности. Но можно огнищанина счесть и за княжа мужа, и в частности за тиуна, заведующего княжескими холопами, т.е. за лицо, предшествующее позднейшим дворским или дворецким. Положение последних было очень высоко при княжеских дворах, и в то же время они могли быть сами холопами. В Новгороде же огнищанами звали не одних дворецких, а весь княжеский двор (позднее дворяне). Так, стало быть, возможно принимать огнищан за знатных княжеских мужей; но сомнительно, чтобы огнищане были высшим классом земского общества. 2) Средний класс составляли люди (людин), мужи, соединенные в общины, верви. 3) Холопы или челядь - рабы и притом безусловные, полные, обельные (облый значит круглый) были третьим слоем.
С течением времени это общественное деление усложняется. На верху общества находится уже княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей ("бояр думающих и мужей храборствующих") и младшей (отроков, гридей), в которую входят и рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.). Класс людей делится определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами, а зависимые - закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, который с течением времени сменит собой полных рабов. Дружина и люди не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой. Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны, в отношении к князю (одни князю служили, другие ему платили; что же касается до холопов, то они имели своим "господином" хозяина, а не князя, который их вовсе не касался), а с другой стороны - в хозяйственном и имущественном отношении общественных классов между собой.
Мы допустили бы большой пробел, если бы не упомянули о совершенно особом классе лиц, который повиновался не князю, а церкви. Это церковное
общество, состоящее из: 1)иерархии, священства и монашества; 2)лиц, служивших церкви, церковнослужителей; 3)лиц, призреваемых церковью: старых, увечных, больных; 4) лиц, поступивших под опеку церкви - изгоев, 5) лиц, зависимых от церкви - "челядь" (холопов), перешедшую в дар церкви от светских владельцев. Всех этих людей церковная иерархия ведает администрацией и судом. Изгоям и холопам и всем своим людям церковь создает твердое общественное положение, сообщает права гражданства, но вместе с тем выводит их вовсе из светского общества.
В крупных городах, разделенных на несколько административно- территориальных единиц, свободное население каждой из соседских либо корпоративных общин собиралось (скорее всего, регулярно) на сходки- собрания, чтобы коллективно обсудить те или иные общинные проблемы, непосредственно затрагивавшие интересы всех дворовых хозяйств и требовавшие совместного принятия решения: избрать, например, старосту и других должностных лиц общинного самоуправления, распределить подати и пр.; с другой стороны, по необходимости созывались общие вечевые собрания жителей города и его пригородов. В этом смысле, по всей видимости, у каждого древнерусского города было свое собственное вече.
В городах управление находилось в руках посадника (представителя княжеской администрации), биричей (представителей низшего звена княжеской администрации, объявлявших княжеские указы, собиравших подати, вызывавших ответчиков в суд и т.д.), а в сельской местности - волостеля. За свою работу они получали "корм" - система кормления, т.е. сборов с местного населения.
Местная община - "мир" - была основной ячейкой в системе древнерусского управления администрации, причем как в городе, так и в сельских районах. Из уличных местных общин состояли районы городов, а уличные общины, в свою очередь, - из общин рядов. Каждая городская община избирала старосту (в Пскове - сотник). Маленькие города составляли
одну отдельную общину каждый. В ведении этих общин находилось местное самоуправление - дорожная сеть, торговля, бытовое обслуживание.
Что касается местной общины в сельских районах, то данные о них крайне скудные. В основном это были соседские семейные общины, которые постепенно распадались, а на их месте образовывались новые сельские объединения, которые формировались на основе экономического сотрудничества или распределении местных налогов, в которых избирались специфические лица - сотские и десятские - "добрые люди". Они были зажиточными, выполняли функции присяжных заседателей, без их решения приговоры не вступали в силу.
Главным общественным институтом являлась церковь. С 1037 г. русская Церковь была организована как епархия константинопольского патриархата.
Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно Церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства и политики. Под таким углом зрения, русская Церковь в киевский период являлась автономной организацией, своего рода государством в государстве; как мы знаем, у Церкви даже были свои "подданные", поскольку определенные категории людей находились под ее исключительной юрисдикцией. В то же время, не только в соответствии с византийской теорией "симфонии" между Церковью и государством, но и в качестве действующего организма, Церковь являлась важным фактором в развитии русского государства и народа в целом, а также и русской экономики. В определенной степени церковная администрация, основанная на принципе строгой субординации послужила моделью для укрепления княжеской администрации, как, например, в Суздальской земле. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности. С другой стороны, она внесла некоторые феодальные элементы в русскую социальную организацию, возражая против открытого рабства и поддерживая
новую социальную группу - "изгоев", чье положение имело некоторое сходство с крепостными.
Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.
В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх. Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным. При Владимире на Руси было основано восемь епархий. С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения на Руси уже было пятнадцать епархий. С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.
Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.
Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации, сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в "пустыне" (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси. Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.
Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые "Церковные уставы", большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках. Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по-видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,- привод в церковь собаки или какого-то другого животного, и так далее. Что касается
семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот), супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли "шлюхой" и так далее.
<< | >>
Источник: Алехин Э.В.. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ". 2006

Еще по теме 1.5. Органы местного и общественного самоуправления. Общественное деление.:

  1. §2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка
  2. Формы местного самоуправления. Выборы в представительные органы местного самоуправления
  3. ГЕОГРАФИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  4. Современное административно-территориальное делениеи местное самоуправление
  5. § 4. Органы местного самоуправления
  6. Обращения в органы местного самоуправления
  7. ЦЕНТР И РЕГИОНЫ: АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  8. §4. Общественные объединения в органах внутренних дел. Общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
  9. 12.8. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 12.8.1. Статус местного самоуправления в Конституции РФ
  10. § 3. Органы местного управления и самоуправления
  11. Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ