Пафос


Пафос может рассматриваться различным образом. С точки зрения эмоционального отношения ритора к аудитории и проблеме пафос может быть героико-романтическим, сентиментальным, реалистическим и пр. С точки зрения общих целей и задач речи посредством пафоса ритор создает мысль-воление аудитории, благодаря которой становится возможным решение и целесообразное действие.
Такая мысль-воление может быть направлена на определенные тип, цели и результаты решения.
По классификации Аристотеля, риторическая речь подразделяется на совещательную, судебную и показательную (эпидейктиче- скую) в зависимости от времени: содержание речи следует за моментом речи, содержание речи предшествует моменту речи, содержание речи одновременно с моментом речи; основного замысла: побудить к решению или отклонить от него, обвинить или оправдать, хвалить или порицать; отношения к аудитории: польза или вред, справедливость или несправедливость, прекрасное или постыдное.
Совещательная речь относится к будущему, ее замысел состоит в принятии решения, а предмет — польза или вред аудитории. Судительная речь относится к прошлому, ее замысел состоит в обвинении или оправдании, т. е. установлении истины и оценки факта, а предмет — справедливая оценка факта. Эпидейктическая речь относится к вневременным, «вечным» ценностям и истинам, ее замысел — похвала или порицание, а предмет — утверждение принципов и ценностей.
В условиях современной культуры эпидейктическая речь приобретает особое значение и затрагивает более важные вопросы, чем во времена Аристотеля или Квинтилиана: к предметам, которые существуют или мыслятся безотносительно к моменту создания высказывания о них, относится большая часть богословского, философского, в том числе этического, научного материала мысли, причем предметы эти обсуждаются в самой широкой аудитории, естественно, в риторической технике. Мировоззрение мифологично[291] и является предметом не просто обсуждения, а нападения и защиты. Эпидейктическая речь вырабатывает мировоззрение, на основе которого только и могут оцениваться факты и приниматься решения: сама философия предстает в эпидейктической речи.
Судебная, точнее, судительная речь также изменила свое содержание и задачи: к речи о прошлом относится не только собственно судебная риторика, но и история в широком смысле слова. Как показала еще поздняя античная риторика, судительная речь предстает в проблемах (теоретических и практических) и статусах: от установления и доказательства фактической исторической истины она

переходит к историческому обобщению и оценкам, которые лежат в основе речи совещательной.
Содержание совещательной речи также не ограничивается политической дискуссией: решения обсуждаются в администрации, в деловой деятельности, в военном деле, в законодательстве — во всех сферах управления.
Но кроме того, существуют различные формы агитации и собственно управляющего диалога. Агитация представляет собой речь, направленную непосредственно на действие и создающую соответствующий пафос, а управляющий диалог — речь, сопровождающая и организующая ход деятельности. Принятие решений основано на прогнозе, и существует особая форма прогностической логики и прогностической речи. И порядок статусов в совещательной речи движется от обсуждения возможного к обсуждению предпочтений и средств достижения цели.
Совещательная, судительная и показательная речь образуют цепь, в которой показательная речь выступает в качестве ключевого звена: если нет согласия о ценностях и нормах, становятся невозможными оценки прошлого и решения о будущем. Из этого не следует, что всякое высказывание будет либо показательным, либо судительным, либо совещательным: в зависимости от состояния проблемы, уровня однородности аудитории, степени ее предметной подготовки эти три вида аргументации могут в различных пропорциях соотноситься между собой в любом высказывании. Вместе с тем очевидно, что речь в суде или речь историка будет судительной, речь проповедника или философа — показательной, речь политика или руководителя предприятия — совещательной.
Эпидейктический пафос состоит в образовании аудитории, в котором выделяются воспитание внимания, формирование знаний и навыков. Судительный пафос состоит в стремлении к истине и справедливости, поэтому оратор формирует в аудитории знания (знать можно истину), внимание, эмоцию и намерение. Совещательный пафос состоит в стремлении к благу и пользе, поэтому совещательный оратор формирует в аудитории пафос эмоции, внимания, намерения, действия.
Риторический пафос может быть повышающим и понижающим. Повышающим является пафос, который развивает нравственные качества и творческие способности личности и общества и организует созидательную деятельность аудитории; понижающим является пафос, который снижает соответствующие качества и способности. Понятно, что повышающий пафос стремится предложить решение проблемы и обосновать его с позиций духовной нравственности, а понижающий — с позиций эгоистического интереса.
Создать повышающий пафос значительно труднее, чем понижающий. Во-первых, собственная выгода более популярна, чем общее благо, а практический интерес привлекательнее, чем нравственный долг (исполнение которого сопряжено со многими неприятностями). Во-вторых, ритор, который создает повышающий пафос, предлагает идеи, осуществимость и реальная польза которых далеко не очевидны аудитории, в то время как своя рубашка ближе к телу. Но конечные ценности и интересы и личности, и общества требуют повышающего пафоса речи.
<< | >>
Источник: Волков А.А.. Теория риторической аргументации. 2009

Еще по теме Пафос:

  1. § 4. Какова роль пафоса в познании?
  2. Пафос мысли и принцип притчевости
  3. Свобода духа
  4. Мир с конца
  5. Выламывание из соцреалистического канона: работа над поэмой «За далью — даль»
  6. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина
  7. «Правда жизни»: от документализма к натурализму (С.СМИРНОВ, В.ОВЕЧКИН, А.ЯШИН, В.ТЕНДРЯКОВ)
  8. Мухаммад Икбал
  9. II.
  10. ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ. ОБ АНАРХИЗМЕ