Диаграмма 4.3 Явка на референдумы и “преимущественное голосовани


Если наши предположения о мотивах и политических реалиях, стоящих за явкой на референдумы и “преимущественным голосованием”, верны, то в таком случае между этими двумя факторами должна иметь место негативная корреляция: первый отражает политику реальных проблем, второй — патронажную политику.

Диаграмма 4.3 свидетельствует, что это действительно так.
Жители одних регионов в большинстве своем фиксируют собственные взгляды по самому широкому кругу социальных проблем, но отказываются от персонализирующего “преимущественного” голосования. В других же местах граждане прочно вплетены в сеть отношений “патрон — клиент”. Они не пользуются возможностью выразить свое мнение по общественным проблемам, поскольку избирательный бюллетень для них всего лишь способ немедленного и личного получения тех или иных благ.
Таблица 4.4
Индекс гражданского сообщества
Компонент измерения              Итоговый              показатель
“Преимущественное голосование”, 1953-1979              -0,947
Участие в референдумах, 1974-1987              0,944
Чтение газет, 1975              0,893
Распространение спортивных
и культурных ассоциаций, 1981              -0,891*
Как следует из текста, эта переменная исчисляется таким образом, что наивысший показатель количества соответствует наименьшей плотности ассоциаций.
Взаимосвязи (г) между компонентами Индекса гражданского сообщества


Голосование

Референдумы

Газеты

Ассоциации

Голосование

1,00

-0,91

-0,77

0,82

Референдумы

-0,91

1,00

0,79

-0,76

Газеты

-0,77

0,79

1,00

-0,73

Ассоциации

0,82

-0,76

-0,73

1,00

Примечание: Все корреляции статистически значимы на уровне 0,001 или выше.


По-своему в политике “участвуют” обе эти группы. И разница между ними не в “количестве” участия, а в его “качестве”. Характер участия разнообразен, ибо сама природа политики в двух этих секторах различна. Политическое поведение в одних регионах
предполагает, что политика — это коллективное решение общественных проблем. В других, напротив, иерархически организованная политика нацелена только на получение личных выгод. И очень скоро мы займемся вопросами о том, почему эти региональные отличия существуют и как они сказываются на региональной практике управления.
Исходя из нашей трактовки гражданского сообщества, все четыре индикатора соотносятся друг с другом в том смысле, что регионы с высокой явкой на референдумы и редким использованием системы “преимущественного голосования” имеют в то же самое время широчайшую сеть гражданских ассоциаций и высокий процент читателей газет\]Следовательно, четыре показателя могут быть сведены в единый Индекс гражданского сообщества, приведенный в Таблице 4.4, Любой показатель, взятый в отдельности, способен ввести в заблуждение, но совокупный индекс отражает важные и неоспоримые особенности.

Диаграмма 4.4, в свою очередь, отражает уровни “гражданственности” в каждом из двадцати итальянских регионов. В наиболее “гражданственных” — таких, к примеру, как Эмилия-Романья —
граждане активно участвуют во всевозможных местных ассоциациях: литературных кружках, местных ансамблях, охотничьих клубах, кооперативах и т.д. С помощью местной прессы они пристально следят за делами общества и интересуются политикой, исходя из собственных убеждений и идеалов. Напротив, в наименее “гражданственных” регионах, таких, как Калабрия, избирателей влечет к урнам не идея, но привязанность к патрону. Отсутствие гражданских ассоциаций и малочисленность местных средств массовой информации означают, что дела общин вершатся в стороне от граждан.

Общественная жизнь в этих двух типах сообществ глубоко различна. Два соседа, встречающихся на улице в “гражданственном” регионе, скорее всего уже посмотрели дома утреннюю газету, а в остальных регионах ее не видел ни тот, ни другой. Более половины жителей “гражданственных” регионов ни разу в жизни не пользовались правом преимущественного голосования; там же, где гражданские традаЦии) отсутствуют, более половины избирателей всегда поступают прямо противоположным образом43. В регионах первого типа членство в спортивных клубах, культурных кружках,
образовательных и молодежных объединениях ровно в два раза превышает аналогичный показатель “негражданственных”44.
Даже беглое сравнение Диаграммы 4.4 с Диаграммой 4.1 обнаруживает примечательную согласованность между деятельностью региональных правительств и степенью “гражданственности” регионального сообщества. Устойчивость этой взаимосвязи особенно ярко раскрывается в Диаграмме 4.5. “Гражданственные” и “негражданственные” регионы не только распадаются по разным квадратам, но даже малейшие различия в институциональной деятельности внутри каждого квадрата тесно связаны с нашими “замерами” общественной жизни45. В этом смысле власть гоажданско- го сообщества одолевает фактор экономического развития. Лучше управляются те регионы, где крепче гражданские традиции.
Эта закономерность настолько сильна, что учет “гражданственности*' региона как бы отменяет отмеченные ранее взаи^ мосвязи между экономическим ростом и институциональной деятельностью^. Иными словами, передовые в экономическом Плане регионы, как выясняется, имеют более профессиональную власть только потому, что они более “гражданственны”. Безусловно, связь гражданских традиций и экономического развития сама по себе довольно интересна и важна, и мы обязательно уделим ей внимание в Главах 5 и 6. А пока достаточно признать, что деятельность регионального правительства каким-то образом тесно связана со способом социальной и политической жизни данного региона Регионы, где много гражданских ассоциаций, где любятчитать газеты, где ходят на референдумы, вызывают к жизни, как правило, более эффективные правительства. Присмотримся к таким сообществам пристальнее.
<< | >>
Источник: Роберт Патнэм. Чтобы демократия сработала. 1996

Еще по теме Диаграмма 4.3 Явка на референдумы и “преимущественное голосовани:

  1. ГЛАВА VII. НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ (ВЫБОРЫ, ОТЗЫВ, РЕФЕРЕНДУМ) § 1. ВЫБОРЫ И ОТЗЫВ
  2. Голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования
  3. 6. Преимущественные права
  4. 57. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ
  5. 8. Определение результатов референдума
  6. 2. Виды референдума
  7. 9. Голосование
  8. 6. Тайное голосование
  9. 74. Референдум Российской Федерации
  10. Голосование на собрании
  11. 5. Инициатива и назначение референдума