Анархисты-коммунисты («хлебовольцы») о парламентаризме (начало XX в.)
Пусть никто не думает, что отказавшись от парламентизма, мы потеряли что-нибудь. Ведь более чем 30-летнее существование парламентского режима, - если взять в пример Францию - ничего не принесло французскому рабочему.
Если во Франции и существует тощая свобода прессы, если французским правительством и были приняты кое-какие палиативные меры, в виде экономических реформ, это не потому, что так хотел парламент, а потому, что рабочие своими стачками, восстаниями, фактами коллективного или личного террора принудили его к этому. История реформ, принятых французским правительством за последние 30 лет, нам ясно показывает, что ни парламент, ни какое-нибудь другое государственное учреждение никогда добровольно не является инициатором реформ, имеющих целью улучшить положение рабочего (...) Мы ... всегда говорили и будем говорить рабочему: «He надейся на государственные учреждения, не стремись попасть в парламент и не посылай туда своих представителей. He твое дело заботиться о том, чтобы капиталистический строй просуществовал как можно дольше; твое дело организовать свою силу, давши ей в руководители твое сознание, так как ты должен быть уверенным, что только твоя сила, руководимая твоим сознанием, способна дать тебе свободу». Хлеб и Воля. 1906. - С. 28-29. Листовка Северной группы анархистов-коммунистов «Черный террор» (гектограф) (конец января - начало февраля 1907 г.) ИЗБИРАТЕЛЯМ-ПРОЛЕТАРИЯМ! Никто не даст нам избавленья Ни бог, ни царь и не герой Добьемся мы освобожденья Своею собственной рукой. Товарищи! Мы несем свой призыв на бой и восстание. Мы, анархисты- коммунисты группы «Черный террор»! К вам обращаемся со своим словом о «Государственной Думе». О русском «парламенте», как то любят услаждать слух просто кадеты и эсеро-эсдековающие кадеты. Горячую пору, товарищи, переживает наша страна: всюду происходит предвыборная агитация; со всех сторон России слышится, как социалисты-государственники стараются пролезть в Думу, как они прибегают для этого к разным блокам не только слева, но и справа, как они, эти щедрые люди, заманивают народ, обещая ему и свобод}7, и землю, и волю.
Bcc то, что обещала и первая Дума, оставив, однако, нас, угнетенных пролетариев, по прежнему голодными, по прежнему задавленными, по прежнему рабами. Да, товарищи, первая Дума нас то пррлетариев оставила рабами, но зато помогла правительству сделать заем... То же самое наблюдается теперь со второй Думой, - правительству нужны деньги, их по обыкновению нет. И тогда правительство призывает народных представителей прогуляться по Таврическому дворцу . Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф.102. - О п. 204. -Д. 1877. - Л. 31. (Доку- мент предоставлен для публикации С. В.Новиковым). Из воспоминаний анархо-синдикалиста А.Н.Буйских о положении рабочего класса Владивостока в начале 1910-х годов Едва только наступал зимний период, рабочие попадали в чрезвычайно тяжелое положение, ибо работы в местной крепости приостанавливались и десятки, сотни, тысячи рабочих... выбрасывались за борт. Концентрируясь в зимний период, безработные рабочие образовывали компактные спаянные группы. ...Здесь можно было встретить людей всех профессий физического и интеллигентного труда. Все они имели одну мысль: как бы найти себе службу или работу, лишь бы иметь кусок хлеба (...) У всех ясно накипает день ото дня злоба ко всему порядку. (...) Кто испытал эти переживания, никогда не сможет забыть той злобы и ненависти к буржуазным паразитским правительствам. Буйских А.Н. Революционные очерки: Из воспоминаний за 25 лет. - Кн. I. - Новосибирск, 1922. - С. 31-32.