2. Позиция Иордана в пропаганде «третьего рейха» и второй мировой войны

Печальную славу первого именитого пропагандиста на цистской идеологии среди немецких физиков получил бывший обладатель Нобелевской премии, тайный советник, цочетный профессор и доктор философии и медицины, инженер Филипп Ленард.
Хотя его «Немецкая физика» при содействии органов гитлеровского государства и выдержала несколько изданий, однако Ленард полностью не оправдал возлагаемых надежд — «приобщить» с его помощью представителей специальных наук к решению задач фашистского государства и одеть смирительную рубашку нацистской идеологии на широкие круги немецкой интеллигенции. И не удивительно! Неуклюжие попытки Ленарда защищать фашистскую расовую теорию, ненависть и презрение к теории относительности, недооценка им применения высшей математики и математической физики вообще, его ограниченность относительно новейших достижений в области ядерной физики и квантовой теории, допотопная и устаревшая форма изложения неизбежно отталкивали от себя всякого сведущего человека, исключая, разумеется, ограниченных представителей на цизма и рыцарей конъюнктуры.

В этот момент на идеологическом небосводе фашистского государства взошла новая звезда — Паскуаль Иордан, молодой трпдцатичетырехлетнпй ученый, хорошо известный работами, связанными с новейшими достижениями, и пользующийся доверием в мире специалистов. В стилистическом отношении он оказался более искусным и с методической стороны более умным, чем семидесятичеты- рехлетнпй Ленард.

«Мы живем в век технической войны; поэтому всякая попытка саботажа руководящих установок в области математических, физических и химических изысканий должна расцениваться немцами так же, как и всякая другая подрывная работа, направленная против оборонной мощи национал-социалистического государства» Так писал Иордан в 1935 году, когда, кстати, нацисты приняли (21 мая 1935 года) военный закон.

В эти годы Иордан заложил фундамент своего позитивистского обоснования идеологических взглядов германского империализма, которые до настоящего времени представляют опасность в связи с их направленностью против мира и прогрессивного развития человечества. Он всегда прп этом подчеркивал, что усматривает роль и значение естественных наук не в их приспособлении к «новому направлению в мировоззрении», а в их роли как «факторов силы решающего военного значения»255, то есть в их технической и военной связи с фашистским государством. «Тогда,— писал Иордан о 1935 годе и об одной из своих опубликованных работ того периода,—придерживались взгляда, что изменение наших мировоззренческих взглядов должно привести к измененной оценке — или ревизионистской модификации физических теорий, так как только физика, приведенная в соответствие с нашим новым миро- воззренческим направлением, может иметь право на постоянное уважение.

В противоположность этой точке зрения я высказывал мнение, что смысл и значение исследования в области физики... неизбежно заключаются в ее роли как орудия технической и военной силы. Это представление, хотя оно и лежит в плоскости идей Маха об «экономии мышления», казалось в то время для изысканного слуха представителей умирающего либерализма циничной грубостью» А на следующей странице предисловия к той же работе, где рядом с подписью Иордана стоит дата: «Зима 1940—1941 года, Н-ская авиабаза», он торжествующе заявляет: «Прогнозы, что военные интересы окажутся решающим условием включения исследовательской работы физики в новое строительство, так убедительно подтвердились, что по вполне понятным причинам уже больше невозможно вдаваться в детали этого доказательства».

Архимилитаристский характер тезиса о «включении исследовательской работы физики в новое строительство» империалистического государства, страстно и в течение длительного периода защищаемый Иорданом в интересах германского империализма (ниже мы убедимся, что он придерживается его и в настоящее время), настолько очевиден, что дальнейшие слова по этому поводу совершенно излишни. Работы Иордана превзошли «Немецкую физику» по тиражу и эффективности, а позитивистский способ идеологического подчинения интеллигенции из числа естествоиспытателей «новому строительству» германского империализма превзошел способы, предлагавшиеся в свое время Ленардом, и используется современной федеральной республикой — оплотом генералов п «философов» бывшего гитлеровского государства, а также его идей в старом и новом одеянии.

<< | >>
Источник: Гейден Г., Клейн М., Козинг А.. Философия преступления. Против идеологии немецкого милитаризма. 1962

Еще по теме 2. Позиция Иордана в пропаганде «третьего рейха» и второй мировой войны:

  1. Зло СССР и Третьего рейха
  2. § 1. Начало второй мировой войны
  3. Характер второй мировой войны
  4. Начало второй мировой войны
  5. 1. Причины второй мировой войны
  6. 2. Главные итоги второй мировой войны
  7. АНГЛИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  8. Тибет в годы Второй мировой войны
  9. БОЛГАРИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны
  10. Итоги и уроки второй мировой войны
  11. 2. Начало второй мировой войны