Особенности торфопользования в ХМАО-Югре[2]
Будучи главным нефтедобывающим регионом России, Ханты-Ман- сийский автономный округ - Югра является крупнейшим регионом на территории Западно-Сибирской равнины, характерной особенностью которого является заболоченность значительных площадей.
Интенсивное развитие нефтяной промышленности, обладающей значительной землеемкостью, происходит в основном на заболоченных территориях в ущерб торфяным ресурсам региона. Законодательные акты РФ однозначно требуют реализации на практике принципа платного природопользования. В связи с этим застройка торфяных месторождений должна сопровождаться компенсацией ущерба от безвозвратной потери торфяных ресурсов либо их извлечением для вторичного использования.
Из-за отсутствия в РФ (и в мире) других территорий, на которых бы так интенсивно застраивались торфяные болота, в последние годы по заказам различных департаментов округа выполнен достаточно большой объем научно-исследовательских, предпроектных и проектных работ, направленных на сохранение и рациональное использование торфяных ресурсов: «Эколого-экономическая оценка торфяных ресурсов ХМАО-Югры», 2002 г.; «Анализ воздействия объектов нефтедобычи на компоненты окружающей среды в различных условиях ландшафта с целью оптимизации их размещения», 2003 г.; «Временная методика эколого-экономической оценки торфяных месторождений ХМАО-Югры при их застройке», 2004 г.; «Природоохранные требования к размещению, строительству и эксплуатации нефтепромысловых объектов на территории ХМАО- Югры», 2004 г.; «Инвентаризация торфяного фонда ХМАО-Югры с учетом промышленной и селитебной застройки торфяных месторождений», 2006 г.;
«Методические указания по проектированию технологии получения воздушно-сухого торфа из отвалов торфяного сырья в условиях Среднего Приобья», 2005 г.; «Методические рекомендации по разработке и содержанию предпро- ектной, проектной и иной документации по добыче и использованию торфа, представляемой на государственную экологическую экспертизу», 2006 г.; ТУ 0391-019-31094064-2001 «Торф для рекультивации нарушенных земель», 2002 г; «Технология восстановления нефтезагрязненных поверхностей торфяных болот», 2006 г; Отчет по НИР «Использование торфяных болот для очистки сточных вод малых населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с числом жителей до 1000 человек», Тверь, 2007; Обоснование инвестиций «Очистные сооружения бытовых сточных вод жилого поселка Тайлаковского нефтяного месторождения ХМАО- Югры с использованием подготовленной площадки на участке торфяного болота», Нижневартовск, 2008.
Однако на практике даже в минимальном объеме ни один документ так и не реализован. Поэтому вывод очевиден: отношение в округе к этому уникальному природному ресурсу пока не соответствует государственной природно-ресурсной политике. Рассмотрим отдельные аспекты торфо- пользования в ХМАО-Югре.
Застройка торфяных месторождений нефтепромысловыми объектами. Территориальное совмещение нефтяных месторождений с торфяными месторождениями является основной причиной существующих системных проблем региональной системы рационального природопользования в округе. При этом нарушаются требования действующего законодательства Российской Федерации: об условиях и порядке застройки площадей залегания полезных ископаемых и по рациональному использованию, и охране недр от истощения и загрязнения: ст. 10, 20,28-29, 37 Градостроительного кодекса РФ; ст. 27 Земельного кодекса РФ; ст. 99 Водного кодекса РФ; ст. 22, 23, 25 Закона РФ «О недрах»; ст. 34-40, 77 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».
Статья 25 Закона РФ «О недрах» и ст. 4 Положения Ростехнадзора «О порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых», позволяют производить застройку площадей залегания
месторождений полезных ископаемых (МПИ) только при условии возможности их извлечения или доказанности экономической целесообразности застройки МПИ. В соответствии со ст. 21 этого Положения, разрешение на застройку требуется не только для разведанных запасов полезных ископаемых (ПИ), но и прогнозных ресурсов.
Под экономической целесообразностью понимается принципиальная возможность застройки при условии компенсации государству (в случае с общераспространенными полезными ископаемыми - субъекту Федерации) всесторонней стоимости списываемых запасов ПИ.
В округе за 40 лет интенсивного развития нефтяной отрасли застроено более 200 тыс. га торфяных месторождений в промышленных границах. Безвозвратные прямые потери запасов и ресурсов торфа оцениваются в 3 млрд м3 торфа естественной влажности. Однако и сегодня ежегодно застраиваются тысячи гектаров торфяных залежей в промышленных границах, и округ не получает никакой компенсации за безвозвратные потери запасов торфа. При этом анализ лицензионных участков для добычи нефти, территориально совмещенных с нефтяными месторождениями, показывает, что 25-30% земель таких участков - это суходолы, заболоченные земли или мелкозалежные окраины торфяных болот, более пригодные для застройки с минимальными потерями ресурсов.
Добыча и использование торфа. Обустройство нефтяных месторождений в округе происходит в основном на заболоченных территориях, требующих строительства искусственных песчаных насыпей, на поверхности которых, в свою очередь, требуется создание поверхностнорастительного слоя почвы. Очевидно, что на территории, не обладающей запасами плодородной земли, имеющей тысячи гектаров нарушенных земель, нет альтернативы торфу как основе для приготовления питательных грунтов и органоминеральных смесей для восстановления поверхностного почвенно-растительного слоя нарушенных земель.
Песок является непригодным субстратом для биологической рекультивации, и поэтому необходимо создание рекультивационного слоя почвы. Рекультивационный слой - специально создаваемый на техническом этапе рекультивации слой почвы с благоприятными для биологической рекультивации условиями должен соответствовать требованиям действующих государственных стандартов: ГОСТ 17.4.02-83 «Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя для землевания»;

alt="" />

В округе для экологических нужд ежегодно добывается примерно 3 млн м[3] торфяного сырья, что составляет примерно 25% от ежегодной добычи торфа в России, и по этому показателю округ также занимает первое место.
Однако практически вся добыча и использование этого полезного ископаемого ведется с нарушениями существующей нормативнометодической базы по разведке, разработке и использованию торфа. Участки торфяной залежи для разработки выбираются по уведомительному принципу без учета требований нормативно-методической базы, предъявляемых к разработке торфяных месторождений или их участков. При этом получают необходимые согласования и лицензию для добычи торфа на участки площадью 2-3 га. В проектах на разработку таких «карьеров торфа» отсутствуют разделы по подготовке торфа до необходимых кондиций, позволяющих его эффективно использовать3.
Анализ существующей в округе практики добычи и использования торфяного сырья повышенной влажности для экологических нужд показывает, что эффективность его практически нулевая, а в иных случаях и отрицательная (причиненный ущерб от добычи торфяного сырья выше по сравнению с ценностью его природоохранных функций).
Характерной особенностью торфа в естественном залегании является чрезвычайно высокая влажность. Этим признаком торф резко отличается от всех видов твердых полезных ископаемых. Добыча торфа является технологическим процессом, связанным с обезвоживанием (сушкой) торфяного сырья, т. е. приемами концентрирования действующего вещества в единице объема или массы.
Технологии добычи торфа могут быть различными, но конечной целью любой технологии является получение кондиционного или часто воздушно-сухого торфа, который может использоваться для любых целей. Нормативных документов (ГОСТы, ТУ) на торфяное сырье нет, как и на продукцию нефтяных скважин. Проектирование любых производств, в том числе и добывающих, должно предполагать выпуск продукции, сертифицированной на территории РФ (соответствующей ГОСТам или ТУ).
Основные нормативные документы в торфяной отрасли, на основании которых выполняются проекты разработки торфяных месторождений или их участков: ВНТП-19-86 «Нормы технологического проектирования предприятий
по добыче торфа» МИНТОППРОМ РСФСР, 1986 г.;
ГОСТ 21123-83 «Торф. Термины и определения»; ГОСТ 4.105-83 «Торф и продукты его переработки. Номенклатура показателей»; Технические условия на различные виды продукции из торфа, сертифицированные на территории РФ.
В нормативных документах на торфяную продукцию основным показателем является эксплуатационная влага продукции, при которой торф обладает теми качественными характеристиками, которые необходимы для его эффективного использования (для топлива - 33-51%, для растениеводства - 50-55%, для экологических нужд - 60%).
Объективным фактором экстенсивного и неэффективного использования этого природного ресурса являются климатические условия территории округа, не позволяющие получать нормативные кондиции торфа существующими в мире традиционными технологиями полевой сушки. Обезвоживание торфа - затратный технологический процесс, требующий приложения значительного количества энергии (солнечной, механической и т. д.). Так, например, для получения I т воздушно-сухого торфа (ю = 60%) необходимо добыть 4 т торфяного сырья (lt;в = 90%) и при этом удалить 3 т воды.
Нормы технологического проектирования предприятий по добыче торфа (ВНТП 19-86) предусматривают возможность добычи торфа традиционными технологиями полевой сушки (севернее 58° с. ш.), однако опыт по их реализации в климатических условиях ХМАО-Югры (Сургут, Нижневартовск) показывает, что для промышленного производства торфяной продукции это невозможно.
«Попутный» торф, возникающий при строительстве объектов на заболоченных территориях. При строительстве различных объектов на заболоченных территориях округа образуется большое количество «попутного» торфяного сырья, извлекаемого экскаваторным способом из торфяных залежей.
Использование «попутного» торфа как вторичного сырья для экологических целей является одним из направлений рационального пользования недрами, что отвечает требованиям Закона РФ «О недрах» (ст. 23), поэтому решение вопросов о его использовании для экологических нужд территории соответствует государственной природно-ресурсной политике. Однако на территории округа он является «бесхозным» и нигде и никем не учитывается. Подрядчики, занимающиеся этим видом строительных работ без лицензии на добычу торфа, считают его своей собственностью, реализовывают его (частным лицам и муниципальным властям), не подозревая, что торгуют собственностью государства.
Подготовленный проект закона «О порядке извлечения и использования торфа при размещении объектов капитального строительства и подземных сооружений на территории ХМАО-Югры» даже не дошел до рассмотрения Думой округа. Аналогом при разработке этого закона являлся Федеральный закон «О порядке снятия, складирования и использования плодородного слоя почвы», который регулирует при проведении различных строительных работ порядок снятия, складирования и передачи властям для дальнейшего использования плодородного слоя почвы.
Определить количество ежегодно образующегося «попутного» торфа невозможно, однако если организовать его учет, складирование и передачу местным властям, на территории которых он возникает, то, по оценкам экспертов, количества «попутного» торфа будет достаточно для производства торфяной продукции для благоустройства и озеленения населенных пунктов, с использованием современных технологий.
Юридическое закрепление собственника «попутного» торфа и его вторичное использование для экологических нужд территории, по мнению экспертов, позволило бы существенно сократить (либо вообще отменить) выдачу лицензий на разработку «карьеров торфа», при наличии отвалов «попутного» торфяного сырья.
Восстановление нефтезагрязненных торфяных болот. Согласно статистике, 90% аварийных разливов нефти происходит на торфяных болотах. Применяющиеся сегодня в округе методы[4] рекультивации нефтезагрязненных поверхностей торфяных болот должны быть запрещены на основании ст. 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды, так как такие загрязнения приводят к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Основной метод рекультивации, предложенный авторами этого нормативного документа ХМАО-Югры - фрезерование переувлажненной торфяной залежи, который приводит к разрушению торфогенного (деятельного) слоя и тем самым, вероятно, нарушает выполнение экологических функций торфяных болот, таких как поглощение атмосферного углекислого газа и продуцирование кислорода. К сожалению, специальных исследований на фрезерованных после нефтяного загрязнения торфяных залежах по газообмену не выполнялось.
Возврат торфяно-болотной экосистемы в естественное для нее состояние означает восстановление болотной растительности, и только в этом
случае торфяное болото снова начинает выполнять функции регулятора состава атмосферы и гидросферы, геохимического барьера на пути загрязняющих веществ и др.
Отметим, что использование торфа-сырца повышенной влажности для экологических нужд (рекультивация нарушенных земель и озеленение территорий) характеризуется крайне низкой эффективностью, а стоимость таких работ на территории округа завышается в 2-3 раза.
В постановлении Правительства РФ «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» № 240 от 15 апреля 2002 г. аварийные разливы нефти классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ. Для выполнения этих требований необходимы новые подходы к ликвидации аварийных разливов нефти, разработка и внедрение технологий рекультивации нефтезагрязненных участков торфяных болот, которые выполнялись бы одновременно с ликвидацией аварий, тем самым минимизируя ущерб окружающей среды, при этом не нарушая законодательных актов РФ.
Такая технология разработана и даже получила грант губернатора ХМАО-Югры в 2008 г., однако ее реализация сдерживалась по ряду причин, продиктованных необходимостью: получение достаточно больших объемов воздушно-сухого торфа в заводских условиях производства; административная поддержка реализации пилотного проекта новой технологии рекультивации; привлечение инвестиционных средств.
Еще по теме Особенности торфопользования в ХМАО-Югре[2]:
- Нефтезагрязнение земель в ХМАО-Югре
- Опыт рекультивации нефтезагрязненных земель в ХМАО-Югре
- Малая теплоэнергетика ХМАО-Югры
- Тема РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ОСОБОЕ ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО. ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА, ПОЧВЫ, ЛАНДШАФТА. ОСТРОТА ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
- § 1. Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л.С. Выготского. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе
- Учет индивидуальных особенностей
- Учет индивидуальных особенностей
- Агроэкосистемы, их особенности
- В. И. Селиверстов Психологические особенности заикающихся
- Особенности процесса воспитания
- 10.2 Особенности школьного коллектива
- 4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ
- 2. Особенности гражданских правоотношений
- Особенности применения
-
Диссертации по экологии -
Общая экология -
Природопользование -
Социальная экология -
Экологический мониторинг -
Экология города и региона -
Экология человека -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -