ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
Люди причисляются к лику святых благодаря своей святости. Однако когда мы пользуемся словом «святой» в его библейском смысле, то понимаем, что святость должна характеризовать каждого христианина. Святость подразумевает отказ от греха, победу над искушениями и пестование христианских добродетелей.
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ?
Со временем в христианстве сложилось представление о семи смертных грехах: тщеславии, зависти, гневе, унынии, скупости, чревоугодии и расточительности. Библия не ограничивает количество грехов этим числом, но определенно говорит об их «смертоносности». «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Иисусе Христе, Господе нашем» (к Римлянам, 6:23). Грех — серьезное дело. Он коренится во враждебности или равнодушии к Богу, к Его истинам и нормам, установленным для нас. Согласно Иисусу, грех может поработить нас до такой степени, что мы не сможем освободиться от него (Иоанн, 8:34). Но благодаря искупительной жертве Христа мы можем получить прощение, а Святой Дух освящает нас -дает силы для борьбы и преодоления.
В парижском соборе Нотр-Дам можно видеть следующее лаконичное высказывание: «Грех есть отказ от личного развития». Это еще одна важная истина. Мы грешим, когда сужаем свои горизонты и ограничиваем свои нравственные и духовные устремления. Мы грешим, когда скупимся на любовь и совершаем эгоистичные поступки. Мы грешим, когда соглашаемся на худшее и становимся ограниченными людьми. Руководствуясь таким подходом к жизни, можно насчитать много проявлений греха — раздражительность, алчность, леность себялюбие,— вредящих нашим отношениям с людьми, рядом с которыми мы живем и работаем. В конечном счете, эти грехи умаляют нас как людей.
«Спасение» означает свободу стать человеком в полной мере. Иисус Христос просит рискнуть и следовать за Ним. Он указывает на мир, нуждающийся в нашей помощи; Он призывает нас к любви и служению Его именем и силой.
ТРИ СЛАВНЫХ ДОБРОДЕТЕЛИ
Здесь между верующими нет расхождений. Христианское послушничество позволяет нам открыться Святому Духу, чтобы мы могли расти в вере, надежде и любви. Эти добродетели превыше всего являются отличительными чертами святости.
Вера
В определенном смысле вера имеет всеобщий характер, поскольку все люди строят свою жизнь на предположениях, которые нельзя доказать с математической достоверностью. Жизнь каждого человека зависит от множества возможностей, поэтому никто не может совершенно устраниться от веры. Это относится и к фундаментальным вопросам о Боге, смысле и предназначении жизни. Христиане верят, что Бог существует. Атеисты верят, что Бога не существует. Агностики верят, что у нас нет достаточных доказательств для того, чтобы сделать окончательный вывод. Равнодушные люди верят, что это не имеет значения. О полной уверенности (математическом доказательстве) не может быть и речи, хотя большинство людей способно обосновать свои убеждения.
Вера играет важную роль и в других аспектах жизни. Она отражает наши убеждения, к примеру: «Я верю, что все люди должны иметь равное право на медицинскую помощь независимо от того, могут ли они заплатить за нее». Она характеризует наши взаимоотношения: «Я верю ей» звучит как высшая форма похвалы.
Христиан называют «верующими» не потому, что они одни живут верой, но потому, что они живут верой в Иисуса Христа. Вера не подменяет рассудок; на самом деле, она имеет в рассудке прочную основу. Христиане говорят, что у них есть веские основания для веры в Иисуса (см. главы 1, 3). Рассудочные доводы и убежденность приводят к активной вере и обязательствам.
Разумеется, у некоторых христиан есть свои сомнения. Но многие полагают, что даже сомнения могут привести к позитивному итогу: архиепископ Джордж Кэри свидетельствовал, что «сомнения под- вигнули меня к более глубокой вере». Здесь можно провести параллель с личными отношениями. Если мы сомневаемся в преданности друга, то сравниваем свои основания для сомнений с уже имеющимися свидетельствами его преданности. Христиане делают то же самое в своих отношениях с Богом. Они заново оценивают Его любовь и преданность; они снова размышляют о значении Иисуса. Затем они делают выводы.
Вера имеет пассивный элемент: «Все в руках Божьих». Это выражено в знаменитой молитве Рейнгольда Найбура: «Бог дал мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу изменить, и мудрость, чтобы видеть разницу». Но в этой молитве есть и активная сторона: она включает в себя осознанное действие. По замечанию д-ра Джона Винсента, «наше слово "верить" не имеет той силы, которой оно обладает в греческом языке. На самом деле оно означает вверить себя чему-то, рискнуть своей жизнью».
Надежда
Христианская надежда выражена в великом высказывании матери Юлианы из Норвича: «Все будет хорошо, и все будет хорошо, и все, что ни есть, будет хорошо». Здесь мы не будем говорить об этом более подробно, поскольку о «надежде на небеса» уже шла речь в главе 9. Отметим лишь два важных момента: Христианская надежда означает уверенность в будущем. В просторечии слово «надежда» может звучать слабо и неуверенно. «Надеюсь, я выиграю целое состояние в национальной лотерее»,— думают многие. Но на самом деле они вполне уверены, что этого не произойдет! Христианская надежда исполнена гораздо большей уверенности. Она позволяет верующим встречать неизвестное с мыслью о том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (к Римлянам, 8:28). Христианская надежда уходит корнями в историю и сосредоточена на личности Иисуса Христа.
Любовь
Любовь в греческом тексте Нового Завета чаще всего называется словом «агапэ». Оно означает бескорыстную, жертвенную любовь. Иисус выказывал глубокое сострадание к нуждающимся и особенно к
тем, кто был отвергнут обществом. Своей смертью на кресте Он показал, что любовь может быть героической. Умыв ноги Своим ученикам, Он показал, что любовь иногда может быть смиренной и самоотверженной. Новый Завет говорит, что любовь должна быть деятельной и творческой и что ее неотъемлемой частью является способность прощать.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
1-е Коринфянам, 13:4—7
«Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос просит вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».
К Колоссянам, 3:12-14
Христианская любовь (агапэ) — величайший дар миру от христианства. Тони Бридж, будучи настоятелем Гилдфордского собора, поставил вопрос: «Зачем вообще ценить любовь?» Он заметил, что после двух тысяч лет существования христианства этот вопрос звучит по меньшей мере глупо. Мы принимаем как должное, что любовь является прекраснейшим человеческим качеством, даже если мы часто не соответствуем ее высоким требованиям. Но затем Бридж провел одно важное различие:
«Другие цивилизации не знали ничего подобного. Мужество, выдержка и стоицизм, поиски мудрости, интеллектуальная целостность, физическая сила, отрешенность — все это добродетели, почитаемые человечеством и проповедуемые многочисленными религиями. Но любовь противоречит многим из них».
Остальные люди справедливо судят о христианстве по его плодам. Что оно приносит? Сколько ожесточенных людей смягчилось под его благотворным влиянием? Сколько малодушных людей обрело мужество? Сколько эгоистичных людей, тронутых любовью Христа, воодушевились на смиренное служение Ему? Насколько очевидны в жизни христиан «плоды духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (к Галатам, 5:22)? Вот главное испытание, которое христианам приходится выдерживать в каждом новом поколении.
В истории Церкви было много ошибок и неудач, но есть и несомненные победы. Тысячи детей были спасены от голода и холода, десятки тысяч отчаявшихся людей смогли поделиться своим горем и получить утешение, миллионы смогли умереть с миром и надеждой на будущее.
Вероятно, самые убедительные свидетельства исходят от тех, кто не принадлежит к Церкви. В главе 14 мы поговорим о римском императоре Юлиане. Он жаловался, что его попытки восстановить былое влияние языческих богов потерпели неудачу из-за христиан, «которые заботятся не только о своих бедных и немощных, но и о наших».
Похожее свидетельство пришло из современной России. Персонал крупной клиники был приглашен на богослужение в баптистской церкви. Главному врачу Валентину Казиеву, атеисту по убеждениям, предложили сказать несколько слов. Заметив, что формулу для излечения больных людей можно назвать «химия плюс любовь», он продолжал: «Мы можем дать первое, но не способны в достаточной мере обеспечить второе. Лишь вы можете поделиться этим, и мы будем очень благодарны за ваш вклад» (из книги Майкла Бордо «Горбачев, гласность и Евангелие»).
Любовь есть высший признак и главное условие святости, идет ли речь о формально канонизированном святом или о человеке, живущем в безвестности по соседству с вами. Это самое важное качество. Апостол Павел заканчивает свой великий гимн любви следующими словами: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (к Коринфянам, 13:13).
«Если мир можно спасти, то он будет спасен духовностью. Политики, банкиры, солдаты, бизнесмены, даже писатели и художники не являются самыми значительными людьми. Нам нужны святые. Наиболее значительные личности — не те, кто понимает мир, а те, кто может дать миру что-то извне, кто может служить проводником Божьей милости... Бог не принуждает человечество к выживанию, но по крайней мере в каждом поколении появляется достаточно святых, чтобы показать нам такую возможность. Святые ведут общество за собой, и духовный мир отдаленного будущего будет не только лучшим, но и гораздо более безопасным местом».
Лорд Рис-Могг, «Независимый»
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Еще по теме ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ:
- ГЛАВА 11 СВЯТЫЕ, МУЧЕНИКИ, ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
- Кара за грех и награда за добродетель, коль скоро они затрагивают ум, не могут существовать сами по себе (have no positive existence), вне зависимости от пороков греха и достоинств добродетели; с объяснением излагаемого в Писании догмата о вменении
- 4. Добродетель и виды добродетели.
- Глава 15 Объяснение слов Творца о наказании детей за грехи отцов
- Глава V ДОБАВЛЕНИЯ ПАПИСТОВ К УЧЕНИЮ ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗА ГРЕХИ: ОБ ИНДУЛЬГЕНЦИЯХ И ЧИСТИЛИЩЕ
- Глава IV О ТОМ, НАСКОЛЬКО ДАЛЕКА ОТ ЧИСТОТЫ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ БОЛТОВНЯ СОРБОННСКИХ ТЕОЛОГОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКАЯНИЯ, И ГДЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ИСПОВЕДИ И УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗА ГРЕХИ
- Добродетель
- Добродетель
- § 14. Что такое добродетель?
- ДОБРОДЕТЕЛЬ И ХАРАКТЕР
-
Адвайта -
Атеизм -
Буддизм -
Зарубежная художественная литература -
Индуизм -
Ислам -
История религий -
История церкви -
Православие -
Протестантизм -
Религии разных народов -
Религиозная литература -
Религиозные деятели -
Религия и наука -
Священные тексты -
Теология (Богословие) -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -