ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Для того чтобы терапия оказалась эффективной, клиенту необходимо принять некоторые базовые представления эмоционально-рациональной терапии, иными словами, по А. П. Федорову, принять философию РЭТ. Начинающие терапию клиенты считают, что активирующее событие непосредственно вызывает эмоциональное расстройство.
Исходя из теории РЭТ, фактически пациенты сами ?вызывают у себя чувства, создавая в своей голове искаженные суждения, убеждения в связи с активирующим событием. При этом они не осознают того выбора, который делают, — выбора в пользу сохранения негативных переживаний и страданий. Задача РЭТ — привести пациента к пониманию того, что его психологические проблемы возникают в результате его собственных ошибочных суждений о ситуации. Такое подведение к новому взгляду, по мнению А. П. Федорова, требует решения нескольких задач. Первая задача, отмечает автор, — это опровержение убеждения клиента, что внешние события являются источником наших чувств.
Например, пациент обратился с жалобой на подавленное состояние после получения известия о намерении жены уйти от него. Терапевт может предложить описать реакции ста разных мужчин в подобной ситуации. Если последует ответ: «Я предполагаю, что все сто реагировали бы подобным образом», врач просит задуматься, насколько реальна такая оценка. Далее он помогает клиенту увидеть различные возможные реакции: «Наверное, не все отреагировали бы одинаково. Как вы думаете, сколько мужчин расстроилось бы на 60, на 50, на 40 %?» После ответа врач предлагает задуматься над тем, сколько, предположительно, будет тех, кто совсем бы не испытывал чувства подавленности. Здесь возможно появление понимания того, что, хотя, к примеру, 60 % были бы подавлены, другие могли проявлять достаточно разнообразные реакции. Кто-то был разозлен или даже разъярен, кто-то испытал спокойствие, а кто-то даже обрадовался этому известию.
После выявления столь разнородных реакций клиенту задают вопрос: «Как можно объяснить такие многообраз ные реакции людей на одно и то же событие?» Ответы могут быть различными. Один признает, что реакции прямо не связаны с самим событием, другой может предположить: «Люди имеют разные характеры, поэтому и реагируют по- разному». Терапевт может подчеркнуть это новое заключение пациента, а именно: не событие само по себе вызывает у нас негативные чувства. Можно развить это заключение — реакции людей зависят от оценки каждым данной ситуации. Такое совместное обсуждение закладывает основу для дальнейшего облегчения понимания роли убеждений в восприятии события путем переработки актуальной психотравмирующей ситуации (Федоров А. П., 2002).
Еще одна задача, решаемая в ходе проведения рационально-эмоциональной терапии, — это, отмечает А. П. Федоров, опровержение убеждений, что другие люди являются источником наших чувств. Например, можно сказать клиенту: «Если вы считаете источником вашего постоянно раздражения вашего начальника, то вам нечего лечиться у психотерапевта. Целесообразно прислать на лечение вашего начальника» или: «Вы продолжаете рассказывать мне, как один человек вынуждает вас злиться, другой — расстраиваться, третий заставляет вас любить его, четвертый заставляет делать то-то и то-то.
Обращается внимание, что прошлое определяет настоящее, только если присутствует в форме неизменных когниций, которые сложились в момент актуального переживания и в последующем не подвергались переоценке. Взрослый, испытывающий тревоги и панические состояния, имеет их не потому, что, будучи ребенком, пережил травму, после которой мир стал для него опасным и страшным, а потому, что сохраняет эту неизменную установку в своей голове и постоянно повторяет ее себе, став взрослым.
Когниции создают программы самореализующихся пророчеств из-за того, что человек постоянно внушает себе: мир страшен и опасен, в нем обязательно произойдет что-то ужасное или я неудачник, за что я ни возьмусь, все будет обречено на провал. Когниции оказывают столь сильный эффект из-за длительности своего функционирования, стойкости, которую они приобретают вследствие постоянного упражнения и подкрепления.
Люди не могут справиться со своими психологическими проблемами, потому что они придерживаются философии низкой толерантности к фрустрации и верят в то, что им должно быть комфортно, поэтому не работают на эффективные изменения, поскольку такая работа предполагает дискомфорт.. Это сиюминутные гедонисты, ибо они склонны избегать сиюминутных неудобств, даже несмотря на признание того, что работа над своими временно неприятными чувствами, скорее всего, будет способствовать достижению долгосрочных целей. Эти люди оценивают когнитивные и поведенческие терапевтические задания как слишком болезненные, даже более болезненные, чем их психологические нарушения, к чему они в некоторой мере привыкли. Они предпочитают скорее оставаться в своем «комфортном» дискомфорте, чем столкнуться с дискомфортом изменений, которого, по их убеждению, они не должны испытывать.
Другая распространенная форма низкой толерантности к фрустрации называется «тревогой по поводу тревоги». В данном случае индивид верит в то, что он не должен испытывать тревогу, и поэтому избегает провоцирующих тревогу ситуаций — ведь он может начать волноваться, и тогда ситуация будет оцениваться как «ужасная». Таким образом он упрочивает свои проблемы, излишне контролируя свою жизнь и избегая тревожащих ситуаций. Тревога по поводу тревоги представляет собой пример того клинического факта, что люди часто расстраиваются из-за своего расстройства. Создавая вторичное (а иногда и третичное) беспокойство по поводу изначального нарушения, они погружаются в эти «проблемы из-за проблем», и поэтому им становится трудно вернуться к решению исходной проблемы. В этом отношении люди очень изобретательны. Они могут впасть в депрессию по поводу своей депрессии, могут испытывать вину за свой гнев (равно как и начать тревожиться из-за своей тревоги) и так далее. Следовательно, людям, для того чтобы успешно решить свои первичные проблемы, сначала необходимо избавиться от переживаний по поводу своих переживаний (Эллис А., Драйден У, 2002).
Принятие философии рационально-эмоциональной терапии — обязательное условие для последующего проведения психотерапевтического воздействия.
Еще по теме ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ:
- СОДЕРЖАНИЕ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
- ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
- ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
- КАК СОХРАНИТЬ УСПЕХИ, ДОСТИГНУТЫЕ С ПОМОЩЬЮ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
- ТЕХНИКИ, КОТОРЫХ В РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ ИЗБЕГАЮТ
- 105. Познавательные способности человека. Почему философы различают чувственное и рациональное?
- Проблема чувственного и рационального, опытного и интеллектуального факторов в методологии и гносеологии выдающихся философов XVII в.
- 3.1О. ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ (АРТ-ТЕРАПИЯ)
- РАЦИОНАЛЬНОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЭЛЛИСА
- Комбинированная терапия АГ
- Комбинированная ашигипертензивная терапия у больных с МС
- 3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
- 5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
- КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ А. БЕКА
- КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ