Особенности отношений между Россией и НАТО в начале XXI в.
Характерной особенностью современных взаимоотношений между ТГАТО и Росспей является их маятникообразный характер. Начиная с 1960-х гг. прошлого века и до последнего времени они характеризуются сменой «похолоданий» и «потеплений», неоднократным колебанием от «холодной войны» в сторону налаживания отношений и обратно в сторону неоднократных обострений.
Второй особенностью является все отчетливей проявляющаяся тенденция догоняющего характера этих отношений, в которых одна сторона - ТТАТО, ведет активные наступательные действия в самых разнообразных сферах и применяя самые различные приемы. Россия же вынуждена отвечать на эти вызовы п преимущественно занимать оборонительную позицию. Она реагирует в большинстве своем по итогам свершившихся фактов и не проявляет достаточной активности в противодействии таким акциям, которые не соответствуют ее национальным интересам ввиду различных причин. В том числе в силу недостаточно четкого осознания и формулирования этих целей и приоритетов и отсутствия долгосрочного планирования мероприятий в сфере безопасности.
Третьей особенностью Этих взаимоотношений является непоследовательность политического курса России, причиной которой является то, что основные цели и приоритеты Россит-т, отражающие многоуклад- ность переходного периода от социализма к рыночной экономике, находятся в стадии становления. А разные группы людей выдвигают в качестве приоритета внутренней и внешней политики свои корпоративные интересы, которые отличаются от интересов других политических групп, сменяющих друг друга в борьбе за власть и влияние, в том числе в международной сфере.
Подобная непоследовательность просматривается на немалом количестве пртшеров последнего времени. Так 2006 году на Черном море планируется антитеррористическая операция "Активные усилия". Соглашение о взаимодействии было достигнуто на встрече командующих флотов Черного моря 16—17 мая 2005 г., в которой приняли участие и представители ІГАТО. Россия, первоначально давшая согласие на про ведение и свое участие в учениях «Активные усилия», спустя некоторое время выступила против расширения мандата этой операции на Черное море238.
Четвертой особенностью является, то, что если НАТО территориально активно разрастается, занимая многие нтгапт, в том числе большинство из тех, которые ранее занимала Россия, то последняя не проявляет адекватной активности тт ее юна воздействия по многим позициям сужается, как «шагренева кожа». И поскольку эта тенденция сохраняется, то следует ожидать и дальнейшего наращивания потенциала ТГАТО и пропорционального ослабления России. Причем пропорции эти по разным видам отношений и сфер будут весьма и все более дифференцироваться.
В итоге вместе с последним пополнением ТГАТО семью «новобранцами» количество стран бывшего социалистического лагеря в этой организации составляет уже более 40 процентов. Сегодня Россия с трех направлений окружена базами ТГАТО. Они созданы в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, в Турции и в странах Восточной Европы. У многих российских аналитиков возникает в связи с этим закономерный вопрос: если Россия для ТТАТО партнер и союзник, зачем создавать такое мощное военное присутствие, сжимая дружеское кольцо вокруг России?239 Подобное поведение альянса порождает различные мнения. В том числе, что такие и аналогичные им действия являются ничем иным, как скрытым продолжением «холодной войны в отношении России. В частности, по мнению главнокомандующего ВВС России, генерала армии Владимира Михайлова, "холодная война" не прекращена240.
Таким образом, отношения между Россией и ТТАТО носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается активизация совместной деятельности, с другой — продолжается идеологическое, правовое, экономическое, правовое и иное противостояние в различных сферах. Данное положение дел требует дальнейшего глубокого анализа тт разработки мер по согласованию этих противоречивых интересов. И это жизненно необходимо, т.к. их урегулированию есть только одна альтернатива - дальнейшее обострение отношений, которое может привести к непредсказуемым последствиям.
С принятием новых членов ТГАТО и предоставлением Украиной своей территории для размещения нужных ТТАТО вооруженных сил Россия в значительной мере перекрывается превентивной противоракетной защитной системой ТТАТО, в связи с чем ядерный потенциал Росстпт становится менее эффективен, а возможно, со временем может стать и бесполезным как средство защиты, как средство обороны и про- тргводействия. С учетом того, что в силу финансовых сложностей ядер- ньтй арсенал также трудно пополняется и обновляется, его количественный потенциал также будет постепенно идти на убыль. Такое изменение соотношения сил должно побудить руководство России к размышлениям о будущем страны, о возможных сценариях развития.
Сегодня ТГАТО, несмотря на декларируемую трансформацию, по признанию самих ее руководителей, пока остается преимущественно военным альянсом и развивает инфраструктуру, связанную с развитием военной области блока, на что указывают разлтгчные наблюдатели и политические аналитики241.
ТТаряду с этим осуществлен ряд иных мер, которые являются с одной стороны, продолжением военной политики, и в то же время могут быть использованы дтія реализации мер гражданского и политического характера. Одновременно ряд мер, даже совершаемых в рамках косвенной трансформации, объявляются мерами по гражданскому строительству и по факту в равной мере могут служить как военным, так и гражданским интересам. В связи с чем следует констатировать, что, невзирая на провозглашенную многовекторность и универсальность, к которой стремится ТТАТО, по своей сути она продолжает оставаться военным альянсом.
В то же время трансформация, включающая в себя развитие ТТАТО во многих направлениях, имеет место, и часть этих направлений реально направлена на развитие и совершенствование гражданских, политических и идеологических отношений, которые оказывают влияние на характер развития ТТАТО и повышения ее составляющей, которая может быть использована в невоенных целях.
Следует отметить, что сегодня постепенно начинают выкристаллизовываться новые направления сугубо гражданской, невоенной направленности. Такие как научно-техническое, экологическое напраале- нпе, информационное, экспертное, организация обучения и ряд других, которые уже начинают существовать самостоятельно, осуществляя су- губо гражданские цели. Данные направления находятся в состоянии развития и пока составляют часть комплекса всей деятельности альянса. Однако очевидно, что по мере развития альянса тенденция к расптире- нию этих направлений набирает силу, что позволяет констатировать расширение невоенной многовекторности. А в совокупности с развитие военной сферы о повышении степени универсализации Североатлантического союза. В то же время не стоит переоценивать значение гражданской и политической составляющей, поскольку в любом случае они производим, зависят и в полной мере подчиняется сфере военной организации аттьянса.
В последнее время все ярче проявляется тенденция экономизации альянса, то есть использования НАТО для воплощения в жизнь интересов транснациональных корпорации, которые, используя мощь, силу, влияние и авторитет этой организации, преломляет ее возможности для достижения экономических, Социально-экономических тт ттных целей тт решения задач, стоящих перед этими корпорациями.
Всесторонне объединение усилий членов альянса, постоянное совершенствование и всестороння трансформация ведет к многовекторности, универсализации, глобализации их деятельности, и порождает синергетический эффект.
Таким образом, сохранение ІЇАТО, очевидно, будет служить инструментом конкурентной борьбы транснациональных корпораций в условиях обостряющегося дефицита природных ресурсов. Транснациональные корпорации используют блок, монументально стоящий у них за спиной, для усиления экономического могущества, получения преимуществ в конкурентной борьбе тт получения новых возможностей для продвижения своей промышленно-торговой политики, опираясь на потенциал мощной военной силы, заставляющей считаться в целом со всем комплексом интересов стран, входящих в альянс.
Россия, похоже, начинает смутно понимать, что, возможно, придет время, когда дружественная ей ТТАТО может, если Россия не укрепит свою мощь, так крепко обнять ее кольцом своих членов и союзнп- гсов, что удушит ее в своих «дружеских» объятиях. Однако до полного осознания такой возможности еще далеко и это осознание будет приходить пропорционально мере обострения мировой борьбы за истощающиеся природные ресурсы и необходимость выживания корпораций и людей, населяющих планету*.
Наиболее возможный сценарий развития отношений между Россией и ТТАТО вытекает пз сохранения в ближайшее время однополюсного мира, в котором доминируют Соединенные Штаты Америки как единственная сверхдержава. ТТ хотя население России состоаляет 3% от мирового населения, она занимает 12,5% территории суипт в мире, имеет 25% мировых лесных ресурсов, 20% мировых ресурсов пресной воды (поверхностные подземные воды), 30% площади мировых шельфов242, тем не менее, это ее могущество уже не дает ей преимуществ, которые существовали в условиях биполярного мира. Отношение ТТАТО к Росстпт могут охарактеризовать слова Президента Росстпт при его выступ- лент пт 25 сентября 2001 г. в берлинском рейхстаге. «Созданные до сттх пор координирующие органы не представляют России реальных возможностей участвовать в процессе подготовки и прттнятия решений. Сегодня решение зачастую принимается в принципе без нашего участия, а нас затем настойчиво просят эти решения поддержать, а после этого вновь говорят о лояльности по отношению к ТТАТО. Говорят даже что без России невозможно воплотить эти решения. Давайте зададим себе вопрос: нормально ли это? Действительно ли это подлинное партнерство?»243
Большинство прогнозов исходит тгі возможности сохранения Соединенными Штатами Америки исключительных мировых позиций в большинстве важнейших экономических и политических сфер, что обеспечивает им десятилетия сильнейшего воздействия на мир тт на ход мировой эволюции.
В настоящее время общие предпосылки таковы, что пртт благоприятном развттттти для установления глобальной гегемонии, Североатлантическому альянсу, возможно, будет достаточно приема в свой состав еще 10 или более уже выстроившихся в ожидании кандидатов, чтобы значительно усилить свою доминирующую роль в мире и обрести новое качество воздействия на международные отношения. Усилив- иптсь количественно в очередной раз, укрепивпптсь в военном плане, тт изменив существующую реальность путем подчинения своему влиянию большинства международных организаций, ТГАТО может развязать себе руки в части дальнейшего наращивания экономических преимуществ стран, входящих в альянс, в борьбе за мировые ресурсы и укреплять свое лидерство в составе блока, а также по отношению к друптм государствам.
Данные явления становятся тревожным для России симптомом. Это подтверждает ряд действий США по отношению к России, а именно: критика политоки России в Чечне, в целом на Кавказе, действия в отношении помощи Ирану и другим странам, активное насаждение американских ценностей, обесточивание России в части зарубежных инвестиции, активное вытеснение России из прежних зон влияния Ближнего Востока, Кавказа, бывших союзников по организации Варшавского договора, финансовая помощь Грузии и другим недружественным России странам и т.п.
Поэтому в условиях однополярного мира России остается лишь искусно маневрировать, не создавая, с одной стороны напряженности в отношениях со СИТА и с ТТАТО, с другой, прилагать все силы к тому, чтобы сохранить свою независимость.
Поскольку территориальная трансформация на восточном и юго- восточном направлении скоро завершится в связи с вовлечением в ПА- ТО всех возможных на этой территории претендентов, то видимо альянс начнет также инициативно искать новые, неинституциональные, нетрадиционные пути привлечения к деятельности блока государств, заинтересованных в сотрудничестве с ним. В связи с этим в блоке озабочены приведением военных концепции в соответствие с угрозами, исходящими от терроризма, а также созданием оборонного потенциала союза, адекватного предъявляемым к нему требованиям, в свете возможных новых угроз. Подобные действия, по мнению министров обороны государств-членов блока, должны использовать широкий спектр национальных и международных средств, среди которых военные средства составляют лишь некоторую часть244.
В связи новым качеством отношений между Россией и СІЇЇА возобновились надежды членства России в ТТАТО в новых, нынепгних условиях. Представляется, что вопрос о приеме России в ТТАТО может возникнуть в том случае, если приток новых союзников и новые формы привлечения дополнительных участников не обеспечат ТТАТО достаточного доминирования в мире в результате усиления отдельных эф фективно развивающихся третьих стран, а именно Ирана, Китая, КТГДР и других. Если последние объединятся в противостоянии НАТО, тогда может возникнуть вопрос о том, с кем останется Россия.
И тогда в повестку дня снова может возвратиться вопрос о полноправном членстве Россгпт в ТТАТО, однако возможно в различных новых, промежуточных либо переходных формах. При этом многие существующие ньтне противоречия между Россией и бывшими союзниками по Варшавскому договору, возможно, частично сгладятся благодаря углублению сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира», экономтгческого, научного, гг иных видов сотрудничества в рамках международных организаций ЕС, ВТО, ЮНЕСКО и др. Однако степень вероятности развития такого сценария невелика. Вступление России в Альянс в среднесрочной перспективе остается сокгнителъньш, на что указывают ряд исследователей данной проблемы. В то же время ее нельзя сбрасывать со счетов в силу неожиданных поворотов политики и непредсказуемости развития международных отношений.
Важным вопросом, от которого будут зависеть перспективы отношений между Россией и альянсом, является также способность ТТАТО переориентировать свою деятельность в соответствии с новыми вызовами безопасности, возникающими за ее пределами. Кроме того, ог- ранттченпе зоны действия такой политттческой организации только Евроатлантическим пространством сделает ее работу' неэффективной, поскольку современные вызовы системе международной безопасности носят глобальный характер. В связи с чем не исключено, что со временем критертпт отбора кандидатов в ТТАТО изменятся в силу изменения характер угроз. И вполне возможно появление различных новых механизмов постепенного, плавного вовлечения (вхождения) в состав участников ТТАТО по принципу — «сочувствующий», «партнер», ассоциированный член» «участник на испытательном сроке» и т.п.
Однако для Росстпт остается и возможность в целях самозащиты создавать любые альтернативные альянсы, в том числе со своими восточными соседями - Китаем и Индией, а возможно и с другими государствами, противостоящими Североатлантическому блоку.
ТТа целесообразность и необходимость таких действий указывает ряд исследователей. В частности, для противостояния агрессивному и тотальному характеру международной конкуренции России жизненно необходимо стремиться к укреплению сотрудничества и нахождению общих интересов прежде всего со странами, обладающими значительным потенциалом, но также являющимися потенциальными жертвами США и их союзников. Это в первую очередь Китай и Индия.
Еще по теме Особенности отношений между Россией и НАТО в начале XXI в.:
- Джафаров С.Д.. Структурогенез и политическая динамика отношений между Россией и НАТО во второй половине XX - начале XXI века : монография. - М.: Издательство «Палеотип». - 168 с., 2006
- Военно-политическая трансформация НАТО и ее влияние на отношения с Россией во второй половине XX века
- Концепция «Гуманитарной интервенции» НАТО и ее влияние на взаимоотношения с Россией
- Современная антикризисная стратегия НАТО и ее влияние на взаимоотношения с Россией
- Мы осознаем мир в начале XXI в. (Вместо заключения)
- ТУРКМАНЧАЙСКИЙ ДОГОВОР 1828 г. МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАНОМ
- Обострение борьбы между Россией и Японией за Корею
- Тема 81 Внешняя политика Российской Федерации в 90-е гг. XX - начале XXI в.
- Проблема членства России в НАТО и ее влияние на развитие взаимоотношений между ними
- Тема 79 Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX - начале XXI в.
- ЛЕКЦИЯ 27. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В КОНЦЕ XX—НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
- Мирослав Йованович СЕРБИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА, ИЛИ О КРИЗИСЕ, ЕГО ПРИЧИНАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ