? ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ В ИДЕОЛОГИЯХ ТРЕТЬЕГО ПУТИ
Попробуем свести к обобщающей схеме основные моменты социологии третьего пути аналогично тому, как мы сделали это в случае двух других идеологий. Осуществить это несколько сложнее, так как разные течения третьего пути менее догматичны, нежели строгие и довольно ригидные базовые установки марксизма и либерализма (поэтому мы проводим систематизацию после обзора нескольких типов социологии третьего пути, а не до него, как в случае с марксизмом и либерализмом).
1. Общество подлежит интеграции на идеалистической (романтической) основе через апелляцию к высшим ценностям. Общество рассматривается как организм, а не как механизм, что предполагает иерархизацию функций (и, соответственно, иерархию), но открывает возможность циркуляции элит (анагогический тоталитаризм)292. 2. Человек есть существо идеалистическое, движимое волей, символами, стремлением к интеграции через социокультурные стратегии. Природа человека — не биологическая и не классовая, и если в ней есть следы природности, то такая природность тяготеет к самопреодолению и движению к высшей цели. («Человек есть стрела тоски, брошенная на тот берег» — Ф. Ницше293.) Человек находится с обществом в двояком отношении: он конституирует общество своей трансцендентно ориентированной волей и зависит от общества как от матрицы, в которой эта воля воплощается. 3. Общество мыслится как духовный процесс, в котором экономика и материальность, включая развитие производства, носят второстепенный, подсобный характер и целиком и полностью зависят от политической мобилизации («тотальная мобилизация» — Э. Юнгер). Элита и массы должны быть интегрированы в общей солидарной деятельности, направленной на преодоление, творческое созидание государства (империи, «Рейха») и борьбу с врагом (отсюда национал-социалистический лозунг — «не буржуа, не пролетарии, мы все — соратники»).
Солидарность достигается тем, что частное предпринимательство (особенно крупное) ограничивается в интересах государства и ставится под стратегический контроль, а с другой стороны, государство берет на себя функции по поддержке низших слоев населения. 4. Классовая борьба отрицается, равно как и буржуазный индивидуализм и либеральный принцип «свободного рынка». Общество и этапы его развития осмысляются в соответствии с органицистскими метафорами — здоровое—больное, однородное—разнородное, интегрированное—дезинтегрированное, самостоятельное—зависимое, оживающее—умирающее («Закат Европы»294 — О. Шпенглер). Средневековое общество, Римская империя, архаические формы организации жизни у древних арийских (индоевропейских) племен берутся за образец и норматив, к которому надо вернуться на новом этапе295. 5. Смысл исторического момента состоит в том, чтобы дать решительный бой буржуазному строю и «еврейскому марксизму» (хотя к Советскому Союзу и к Ленину, например, у итальянских фашистов изначально было позитивное отношение) и организовать человечество на новых героических принципах, возрождающих некое подобие «Священной Римской империи германских наций». При этом собственно религиозная (христианская) составляющая считалась второстепенной, большее значение придавалось обобщенно понятому «народному духу» (вплоть до попыток возродить язычество296). 6. Свою миссию представители фашизма видели в том, чтобы открыть арийским народам (а конкретно — гражданам Германии, Италии, Испании, Португалии и др.) подлинное значение исторического процесса как мировой борьбы «здоровья» против «болезни» и стать авангардом в строительстве нового общества, представляющего собой возврат к архаическим эпохам «золотого века» в новом технологическом и социально-экономическом оформлении.