НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


Во второй половине царствования Карла V вследствие бесконечных финансовых вымогательств и разорительных войн, которые велись Габ- сбургами в интересах общеевропейской феодально- Католической реакции, в стране стало назревать Недовольство.
Выражалось это как в увеличении Количества восстаний городской и сельской бедно-


Ратуша в Графте.
1613 г.



fbi, так и в распространении различных вероучений, противопоставлявших себя католической религии,— лютеранства, кальвинизма, анабаптизма и др- Для борьбы с ересями правительство уже с 1525 г. начало издавать жестокие законы против еретиков, так называемые плакаты. Ho главная причина назревавшего общего конфликта коренилась в самом характере и условиях социально- экономического развития Нидерландов.
Начавшийся с 1555 г. спад мирового рынка, в который втягивается страна, сопровождался резким обострением социально-политических противоречий. Усилился конфликт Габсбургов с их подданными в Нидерландах. Карл V видел в Нидерландах лишь военный плацдарм и неиссякаемый источник доходов и не заботился об экономических нуждах страны. С 1542 по 1555 г. налоги в стране возросли с 2,5 млн. до 7 млн. гульденов. Внешняя политика определялась целиком династическими интересами Габсбургов. Непрерывные войны и военные налоги тормозили, а то и подрывали различные отрасли экономики.
Революционное анабаптистское движение 1534—1535 гг., охватившее в основном северные области, Гентское восстание 1539—1540 гг., многочисленные антиналоговые и голодные бунты, 30— 50-х годов свидетельствовали о накале социально- политических конфликтов.
Вступивший на престол после Карла V Филипп И проводил жесткую политику. Фанатичный католик, он видел в любом противодействии ересь и бунт. В области внешней политики продолжались разорительные войны.
Филипп II с самого начала решил установить в Нидерландах бюрократическую систему испанского абсолютизма с целью полного экономического, политического и религиозного подчинения страны. Для достижения этой цели были намечены следующие меры: увеличение количества испанских войск в стране; сосредоточение фактической власти ® руках государственного совета (консульты), членами которого были верные слуги испанского пра- ®ительства; придание епископам инквизиционных Полномочий по борьбе с ересями и создание 14 но
вых епископств; безоговорочное исполнение законов против еретиков — плакатов, которые при Карле V применялись с известной осторожностью.
За этим последовал ряд новых мероприятий, затронувших самые насущные экономические интересы Нидерландов. В 1557 г. Филипп II объявил государственное банкротство, вследствие которого многие нидерландские банкиры понесли огромные убытки. В 1560 г. был введен налог на вывозимую из Испании шерсть, в связи с чем ее ввоз в Нидерланды сразу сократился с 40 тысяч до 25 тысяч кип в год. Нидерландские купцы были фактически отстранены от торговли с колониями, которую испанцы объявили своей монополией. Большой вред нанесла враждебная Англии внешняя политика Филиппа II, так как торговля с Англией составляла значительную часть внешнеторговых операций Нидерландов и в ней были заняты десятки тысяч людей. Эти реакционные меры испанских властей нанесли удар по интересам почти всех социальных слоев населения Нидерландов и грозили разрушить экономику страны.
То обстоятельство, что все эти акты исходили от чужеземных правителей, придавало им характер национального гнета. Проводниками политики национального угнетения явились, в частности, наместница испанского короля в Нидерландах Маргарита Пармская и ее главный советник Гранвелла, вызывавший ненависть нидерландцев.
Образовалась оппозиция нидерландских вельмож — принца Вильгельма Оранского, графа Ла- мораля Эгмонта и др.
В 50-х годах в Нидерландах усилились кальвинисты, особенно в Западной Фландрии, Валансь- енне, Турне, Лилле, Антверпене, Амстердаме. Во главе кальвинистских консисторий обычно стояли богатые горожане. С 1562 г. проповеди кальвинистов в окрестностях городов собирали сотни и даже тысячи слушателей. Когда власти начали преследовать участников проповедей, они стали приходить вооруженными. Участились случаи сопротивления казням еретиков, насильственного освобождения их из тюрем. В Валансьенне в 1561 г. народ разо гнал жандармерию и членов магистрата и спас от
казни двух еретиков. В Антверпене, который был центром ересей, в 1564 г. во время казни монаха- расстриги Кристофа Фабрициуса произошли столкновения между народом и стражей.
Одновременно с 1562 г. открыто выступала аристократическая оппозиция, объединившаяся в Лигу господ, которую возглавили принц Оранский, граф Эгмонт, адмирал Горн. Они порицали действия правительства, нарушение норм деятельности Государственного совета, требовали вывода испанских войск, смещения фаворита наместницы кардинала Гранвеллы, созыва Генеральных штатов, смягчения или отмены законов против еретиков. В 1563 г. возник близкий к Лиге господ Союз дворян под руководством Никола де Грама, Яна и Филиппа фан Марниксов и др. Дворянской оппозиции удалось добиться удовлетворения лишь некоторых из своих требований: отставки Гранвеллы (1564 г.) и вывода испанских войск, но Филипп II категорически настаивал на неуклонном исполнении плакатов и проявлял полное равнодушие к экономическим и политическим нуждам страны.
В ноябре 1565 г. дворянская оппозиция оформилась в союз «Соглашения», или «Компромисса». Дворяне противопоставляли абсолютизму свои средневековые вольности, а реформу католической церкви хотели использовать для личного обогащения за счет отобранных у церкви земель и богатств. Вместе с тем они протестовали против испанского гнета и испанской инквизиции. Был выработан текст обращения к правительству, являвшийся одновременно и программой оппозиции. 5 апреля 1566 г. это обращение в торжественной обстановке было вручено наместнице испанского короля Маргарите Пармской депутацией союза «Комромисса» в составе нескольких сот дворян. Их бедная одежда дала одному из вельмож повод презрительно обозвать их гёзами, т. е. нищими. Кличка эта была Подхвачена всеми борцами за независимость Нидерландов, с гордостью называвшими себя гёзами.
Требуя соблюдения старинных вольностей и смягчения преследования еретиков, дворяне указывали в обращении, что невыполнение этих условий Может вызвать «всеобщее волнение и бунт» и пер
выми жертвами его станут дворяне, как «наиболее подверженные затруднениям и бедствиям, которые обычно проистекают из подобных злоключений*.

Летом 1566 г. лига дворян заключила союз с консисториями, которые в своем заявлении требовали от дворян «не останавливаться на пороге, но двинуться вперед», поскольку натиск народных масс невозможно более сдерживать. Было решено создать объединенный совет.
Испанские власти в Нидерландах оказывались в положении все большей и большей изоляции. Стало ясно, что править прежними методами уже невозможно. В стране назревала революционная ситуация.

Медаль дворянских гёзов. 1566 г.


Летом 1566 г. проповеди и шествия еретиков собирали многие тысячи вооруженных участников. Власти не могли им противодействовать. В августе этого года движение принимает форму открытого вооруженного восстания, направленного против главного оплота испанского господства — католической церкви. Центрами движения были промышленные районы Хондсхота, Ипра, Касселя и Ap- мантьера. Толпы вооруженных рабочих мануфактур, ремесленников и крестьян повсеместно громили католические церкви и монастыри, уничтожали иконы, статуи, забирали драгоценную утварь и пе
редавали ее городским магистратам на нужды бедных.
В Антверпене инициаторами иконоборческого движения были ремесленники и городская беднота. В Турне в разгроме, церквей приняли участие gOO крестьян из окрестных деревень. К восстанию были причастны многие богатые купцы. Здесь были созданы специальные военные отряды, которые охраняли порядок в городе. Они содержались за счет конфискованного имущества. Повстанцы сожгли все документы о привилегиях церквей и мона-
"У:.

• •              •              '              '              '              '              ¦¦              '              ¦              -4V              ¦              •.              •
Медаль, выбитая в знак протеста-против инквизиции.
1568 г.


стырей. То же происходило и в Валансьенне.
В Мидельбурге иконоборцы при поддержке богатых горожан даже некоторых членов магистрата принудили магистрат города освободить заключенных в тюрьме еретиков. В Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и политический характер, и Маргарита Пармская оценивала их не только как «ниспровержение религии, Ho и как уничтожение судопроизводства и всего Ролитического порядка».
За несколько дней иконоборческое восстание °хватило 12 из 17 провинций. В одной лишь Фланд- Рии было разгромлено свыше 400 церквей и монастырей, а всего в Нидерландах — 5500. Это свиде
тельствует о массовом характере восстания. И лишь в отсталых сельскохозяйственных провинциях иконоборческие выступления имели место всего в нескольких крупных городах.
Власти оказались бессильными перед этим мощным движением народных масс. Маргарита Парм- ская вынуждена была пойти на некоторые уступки. августа 1566 г. она официально заявила о своем согласии на отмену инквизиции, смягчение плакатов, амнистию членам дворянского союза «Компромисс» и на допущение кальвинистского богослужения в специально отведенных для этого помещениях.
Размах и сила восстания напугали не только правительство. Напуганы были члены союза «Компромисс» и буржуазия. Дворяне безоговорочно приняли условия Маргариты, распустили свой союз и совместно с правительственными войсками приступили к подавлению восстания. Консистории вели переговоры с правительством, но уже отрекались от своего участия в восстайии и от руководства им, утверждая, что оно произошло без их «ведома и согласия».
Радикальные круги консисторий и кальвинистской буржуазии тем не менее не прекратили свою деятельность. Возобновились выступления кальвинистов в ряде городов Фландрии и Брабанта. Правительственные войска 17 марта 1567 г. вошли в Амстердам. С иконоборческим восстанием — первым этапом Нидерландской революции — было покончено.
22 августа 1567 г. в страну во главе карательной армии вступил Фердинандо Альварес де Толедо, герцог Альба. Образец испанского гранда, способный военачальник у посредственный политик и полный невежда в вопросах экономической жизни, герцог Альба отличался исступленным католическим фанатизмом и высокомерием. Топор палача и костер инквизиции были, по его мнению, единственно надежными средствами управления «недо- сожженными еретиками». В планы герцога, одобренные Филиппом II, входило наказание зачинщиков мятежей, еретиков. Он собирался обогатить испанскую казну за счет конфискации имущества
мятежников и безмерного увеличения налогов. Филипп И намеревался создать в Нидерландах новую генерацию дворянства, оплатив его верность королю и католической церкви земельными владениями, конфискованными у еретиков.
В сентябре 1567 г. герцог Альба учредил Совет 00 делам о мятежах, получивший неограниченные драва по рассмотрению дел всех участников мятежей и еретиков. Приговоры выносились без соблюдения судебной процедуры. Казненные исчислялись тысячами, еще больше было изгнано из страды. Альба стал председателем Государственного совета. Более чем 60-тысячная испанская армия вела себя в Нидерландах как в завоеванной стране. В 1569 г. действовали вновь созданные епископства и архиепископства.
В марте 1569 г. на утверждение Генеральных штатов был внесен законопроект о введении в Нидерландах испанской системы налогообложения, носившей название алькабалы. В алькабалу входил 1%-ный налог со всех движимых имуществ и 10%-ный — с каждой торговой сделки по движимости. В условиях Нидерландов, где каждый товар, прежде чем попасть к потребителю, проходил через многие руки, введение налога на каждую сделку было равносильно экономической катастрофе. Возмущение охватило всю страну. С большим трудом Генеральные штаты уговорили Альбу отложить введение алькабалы до 1571 г., а пока ограничиться взиманием с Нидерландов ежегодного платежа в испанскую казну в размере 2 млн. флоринов. 1%-ный налог был все же взыскан и дал 3300 тысяч Флоринов.
<< | >>
Источник: Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. .. Всемирная история: В 24 т. Т. 10. Возрождение реформация Европ.ы. — Мн.: Современный литератор. — 480 с.. 1999

Еще по теме НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ:

  1. v ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НИДЕРЛАНДСКОГО РОМАНИЗМА
  2. III ШОНГАУЭР И НИДЕРЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ
  3. § 2. Отъезд Джеймса II из Лондона в Солсбери. Неудача попытки короля остановить вторжение нидерландских войск
  4. Теология революции. Революция пророков против жрецов и Великого Существа есть отражение на человеческом плане революции Бога против абсолютного рока
  5. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Вторжение армии принца Оранжского в Англию. Поход нидерландских войск на Лондон
  6. ПИСЬМО IV О РЕВОЛЮЦИИ В АНГЛИИ ПО СРАВНЕНИЮ С РЕВОЛЮЦИЕЙ ВО ФРАНЦИИ
  7. О РЕВОЛЮЦИЯХ ВООБЩЕ И О РЕВОЛЮЦИЯХ ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ СОРОК ВОСЬМОГО ГОДА В ЕВРОПЕ В ОСОБЕННОСТИ
  8. Социально-политические революции и революции в философии
  9. Глава 19. Рабочее, революционное и общественное движение накануне революции. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Начало революции. Образование буржуазных партий. I и II Государственные думы
  10. § 2. Февральская революция 1917 г. Политическая ситуация в России после февральской революции
  11. 1. Обстановка в стране после февральской революции. Выход партии из подполья и переход к открытой политической работе. Приезд Ленина в Петроград. Апрельские тезисы Ленина. Установка партии на переход к социалистической революции.