ВЕЧЕРНИЙ ЧАС ОТШЕЛЬНИКА
ТО представляет собой человек? Какова его I сущность независимо от того, сидит ли он на троне или находится под соломенной кровлей? Почему не говорят нам этого мудрецы? Почему великие умы не обращают внимания на то, что представляет со- бой человеческйй род? Разве крестьянин не знает своего вола, который ему служит? Разве пастух не старается узнать природу своих овец? А вы, которые пользуетесь трудом людей и заявляете, что охраняете и пасете их,— стараетесь ли вы их узнать, хотя бы в той же мере, как это делает крестьянин по отношению к своему волу? Заботитесь ли вы о них так, как пастух о своих овцах? Является ли ваша мудрость знанием рода человеческого и ваша доброта — добротой просвещенного пастыря народа?
Что такое человек, в чем он нуждается, что возвышает и что унижает его, что дает ему силу и что лишает его сил,— узнать это — потребность как пастырей народов, так и жителей самых бедных хижин.
Везде человечество чувствует эту потребность. Повсюду оно с упорным трудом и огромными усилиями стремится ввысь. Но людские поколения сходят одно за другим в могилу, не добившись цели, и многие люди в конце их жизненного пути заявляют во всеуслышание, что их жажда познания так и осталась неудовлетворенной. Этих людей перед их кончиной нельзя уподобить достигшим полной зрелости плодам, которых осень готовит к зимнему покою только после того, как они до конца выполнили свое назначение.
Почему человек в своих поисках истины действует без порядка и не имеет перед собой конечной цели? Почему не исследует он потребностей своей собственной природы для того, чтобы построить на этом наслаждение и счастье своей жизни? Почему не ищет он истину, которая даст ему внутренний покой и наслаждение жизнью, истину, которая удовлетворит его душу, которая разовьет его силы, сделает его жизнь приятной и счастливой?
Стремясь удовлетворить свои потребности, человек находит путь к этой истине в глубинах своей природы. На этом пути младенец у груди матери, насытившись, познает, чем является для него мать, которая будит в нем любовь и благодарность. На этом же пути природы сын, который ест хлеб своего отца и греется вместе с ним у его очага, находит счастье своей жизни в исполнении своего сыновнего долга.
Человек! Если ты будешь искать истину в этом порядке природы, то ты найдешь ее такой, какой она нужна тебе для твоего мировоззрения и для твоей жизни.
Человек! Поскольку истина необходима тебе для твоего покоя и мира, поскольку она служит для тебя верной путеводной звездой в твоей повседневной деятельности, постольку она является опорой всей твоей жизни, постольку она составляет твое счастье.
Ты не можешь на своем пути использовать истину во всем ее объеме.
Круг знаний, дающий человеку счастье, узок, он образуется непосредственно вокруг него, вокруг его существа, вокруг его ближайших обстоятельств. Этот круг расширяется начиная отсюда и должен при каждом дальнейшем расширении держаться этого центра всей благословенной силы истины.
Истинное чувство правды создается в узком кругу, и истинная человеческая мудрость покоится на крепкой основе знания своих ближайших обстоятельств и выработанного умения справляться со своими непосредственными обязанностями. Эта человеческая мудрость, которая становится ясной из нужд нашей жизни, укрепляет и развивает нашу деятельную силу, и то направление ума, которое ею вызвано, является простым и четким. Эта мудрость порождается силою вещей во всех их реально существующих в природе взаимосвязях, и поэтому она приложима к любой стороне истины.
Она находит свое выражение в силе и чувстве и в способности уверенно ее применять.
Возвышенный путь природы! Истина, к которой ты ведешь,— есть сила и действие, источник формирования и содержания всей сущности человечества.
Хотя ты не достигаешь в воспитании человека быстрых и блестящих успехов и твой сын, о природа, ограничен, все же его речь является выражением и следствием совершенного познания предмета. Но, если люди слишком спешат опередить темпы движения, установленные тобой, они разрушают свои внутренние силы, уничтожают покой и равновесие своей души в самой их основе.
Они поступают так в том случае, когда, прежде чем постепенно подготовить свой ум к познанию истины и мудрости путем реального изучения конкретных предметов, пускаются в путаницу бесконечных словесных учений и мнений и кладут в основу умственного развития и первоначального воспитания способностей звук, речь и слово вместо истины реальных предметов. Этот искусственный путь школы, который везде спешит опередить свободный, медленный, выжидающий путь природы, выдвигая на первое место слова, воспитывает человека во вкусе нашего столетия, искусственным блеском прикрывающего недостаток внутренней естественной силы.
Цель жизни, индивидуальное назначение человека — ты, книга природы. В тебе проявляется сила и порядок этой мудрой руководительницы, и любое школьное воспитание, которое не построено на этой основе, ведет по ложному пути.
Человек, отец своих детей! Не направляй их ум на очень отдаленные предметы, пока он не окреп еще на изучении близкого, и избегай принуждения и напряжения.
Хотя сила природы неудержимо ведет к истине, но в ее руководстве нет косности.
Трели соловья раздаются в глубоком мраке, и все предметы природы пребывают, наслаждаясь полной свободой; нигде нет и тени навязчивого порядка.
Если бы в способе обучения, которым пользуется природа, имелся принудительный и застывший порядок, то и она воспитывала бы односторонность и человек не мог бы всем своим существом легко и свободно воспринимать ее истину.
Противная, утомительная погоня за одной только тенью истины, за словесностью, которая совсем не возбуждает интереса, никак не может быть применена; направление всех сил развивающегося человека по произволу негибких, односторонних школьных учителей и бесконечные искусственные ухищрения вербализма и модных способов обучения, которые кладутся в основу воспитания человека,— все это тяжкое уклонение от пути природы.
Благодаря ее неуклонному ходу человек познает истину, но не как покорную служанку человечества, не как добрую и чувствительную мать, радостью и мудростью которой являются радости и потребности ее детей. Человек теряет равновесие своих сил, силу мудрости, если его ум слишком односторонне и насильственно направлен на один предмет. Зато способ обучения природы не является насильственным. Однако в воспитании, даваемом природой, имеется твердость и в ее порядке есть хозяйственная точность. Беспорядочная путаница многознайства очень мало походит на путь природы.
Человек, который с легкостью схватывает любое знание и не углубляет своих познаний посредством спокойного, постоянного применения, также уклоняется от пути природы, теряет твердый, ясный, внимательный взгляд, спокойное, тихое чувство правды, восприимчивое к истинным радостям.
Те люди, которые, запутавшись в своем многознайстве, слишком много говорят и приносят в жертву этой болтовне молчаливый смысл истинного человеческого знания, теряют почву под ногами.
При всей их шумной гордости оказывается, что для них остаются темными и неизвестными лежащие совсем рядом с ними области знания, даже в тех случаях, когда сила благословенного мудреца предстает в своем ярком свете.
Воспитание людей для истины, ты являешься воспитанием их характера и их природы для мудрости, дающей спокойствие. Где ты, сила природы — истинное воспитание человечества? Мрачные пустыни темноты и невежества также сводят с твоего пути.
Недостаточное знание твоей природы, человек, отводит твоим знаниям более узкие границы, чем те, которые тебе нужны. Превратное толкование первых основных
понятий, касающихся твоих отношений, мертвящее, давящее насилие тирании, намеренное создание препятствий, мешающих пользоваться истиной и благами, противоестественный недостаток общего национального просвещения в отношении первых, основных обстоятельств и потребностей человечества,— как затемняет землю ваша густая тень.
Поэтому развитие способностей человечества — этого источника больших дел — и спокойное использование их плодов не является ни фантастическим стремлением, ни ошибкой, вовлекающей в обман.
Удовлетворение наших сокровенных стремлений, истинная сила нашей природы, счастье нашего бытия, ты — не мечта. Цель и назначение человека заключается в том, чтобы искать и исследовать тебя. Ты являешься также моей потребностью и порывом моей души, искать тебя — значит выполнять цель и назначение человека.
На какой дороге, на каком пути найду я тебя, истина, являющаяся моим благом и побуждающая меня к усовершенствованию моей природы?
Путь к этой истине можно найти в сокровенных глубинах моей природы. Все люди одинаковы в своей сущности, и для их удовлетворения имеется один только путь. Поэтому истина, почерпнутая из глубин нашей сущности, является истиной, общей для людей; она станет истиной, объединяющей многочисленное число спорящих, которые пререкаются из-за ее внешней оболочки. *
*
Все истинные, благословенные силы человечества — не дары искусства и случая. Их задатки лежат глубоко в природе всех людей. Развитие их является всеобщей потребностью всего человечества. Поэтому путь природы, который дает возможность их обнаружить, должен быть открытым и легким, и образование людей, ведущее их к истинной человеческой мудрости, должно быть простым и повсюду применимым. Природа выявляет все силы человека путем упражнения, а их развитие основывается на их применении.
Порядок природы в воспитании людей заключается в силе применения и упражнения его познаний, его дарований и его задатков.
Поэтому простой и бесхитростный человек, послушно применяющий свои познания и прилежно использующий и упражняющий свои силы и задатки, воспитывается природой в истинной человеческой мудрости. Человек же, который, напротив, нарушает в глубинах своего существа этот порядок природы и ослабляет тот глубокий смысл, который заключается в следовании по пути естественного развития своих знаний, теряет способность наслаждаться истиной.
Совершение поступков, которые идут против нашего внутреннего чувства справедливости, губит нашу способность познавать правду; оно запутывает чистое чувство высокой, благородной простоты наших основных понятий и наших основных ощущений.
Поэтому вся человеческая мудрость покоится на силе доброго сердца, верного правде, и все человеческое счастье покоится на ощущении этой простоты и невинности.
В воспитании людей в истинном духе простоты и невинности заключается отеческая забота человечества. Неиспорченное сердце должно правильно руководить всем ходом умственного развития человечества и охранять его.
Общее развитие этих внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости является общей целью воспитания также и низших сословий.
Упражнение, применение и использование своих сил и своей мудрости в особых условиях и обстоятельствах является задачей профессионального и сословного воспитания, которые всегда должны быть подчинены общей цели человеческого воспитания *.
Мудрость и сила, основанные на простоте и невинности, являются счастливым уделом человека во всяком положении и на любой, даже самой низкой ступени общественной лестницы. Они составляют также необходимую потребность человека, какое бы высокое положение он ни занимал. Тот, кто не является человеком по своим внутренним силам, подлинно развитым человеком, у того отсутствует основа для подготовки к его непосредственному назначению и особому положению, какой бы высокий пост он ни занимал.
Пропасть отделяет простого отца семейства от государя, бедняка, отягощенного заботами о хлебе насущном, от богача, стонущего под бременем еще более тяжелых забот, неграмотную женщину от образованной, ленивого соню от гения, орлиная сила которого простирается на весь мир.
Но если у людей, находящихся на высоте, нет человечности, они будут окутаны мраком, в то время как люди, воспитанные в бедных хижинах в духе человечности, будут сиять светом истинного, возвышенного, умиротворяющего человеческого величия.
Так жаждет в своем величии государь мудрых и справедливых законов для своих заключенных. Но напрасно он, может быть, тратит на это свое золото. Если бы он развил чувство человечности у людей, находящихся в военном совете, в охотничьем ведомстве и казначействе, если бы он создал проникнутые истинным отеческим духом отношения в своем доме, он смог бы дать серьезное, мудрое и отеческое воспитание судье и надсмотрщику над своими заключенными.
Без этого слова просвещенных законов представляют собой то же самое, что слова о любви к ближним в устах бессердечных людей, стоящих у власти.
Так далеко стоишь ты, может быть, государь, от благословенной справедливости, которую ты ищешь!
Между тем отцы, живущие в нищете, мудро обращаются со своими неудачными сыновьями. Государь, учись мудрости по отношению к твоим заключенным у этих отцов, проливающих слезы бессонными ночами и горюющих под бременем своих повседневных забот. Давай право даровать жизнь и присуждать к смерти людям, которые стремятся обрести мудрость на этом пути. Государь, счастьем мира является воспитанная в людях человечность и только посредством нее действует сила просвещения и мудрости и глубокая польза всех законов. *
*
Человек, ты сам, твое внутреннее сознание своего существа и своих сил,—ты являешься первой задачей воспитывающей природы. Но не для себя одного живешь ты на земле; поэтому природа образует тебя для внешних обстоятельств и при их помощи. Так как эти обстоя
тельства близки тебе, человек, то они очень важны для того, чтобы воспитать тебя для твоего будущего поприща *. Воспитание у человека способности познать более близкие к нему отношения всегда является источником мудрости и способности постигнуть и более отдаленные от него отношения.
Отцовское чувство воспитывает правителей, братское чувство воспитывает граждан; и то и другое является источником порядка в доме и в государстве.
Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями.
Человек занимается своим профессиональным трудом и выполняет повинности по отношению к государству, чтобы иметь возможность мирно пользоваться чистыми благами своего семейного счастья. Поэтому профессиональное и сословное воспитание человека должны быть подчинены конечной цели — научить его наслаждаться чистым семейным счастьем.
Поэтому ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека.
Отчий дом, ты школа нравов и государства!
Человек! Вначале ты бываешь ребенком, затем учишься своей профессии.
Детские добродетели являются благословением годов твоего ученичества; они служат началом развития в тебе способности наслаждаться счастливыми моментами твоей жизни.
Тот, кто отступает от этого естественного порядка и выдвигает, наперекор природе, на первый план сословное, профессиональное воспитание, воспитание властелина, слуги,— тот отдаляет человека от пользования естественными благами и подвергает его многочисленным опасностям.
Человек должен быть воспитан для внутреннего покоя: довольство своим положением и благами, доступными в данном положении, терпение, уважение и вера в любовь отца, готового прийти на помощь при всех затруднениях,— в этом воспитание человеческой мудрости.
Без внутреннего покоя человек странствует по неторным дорогам. Жадное стремление в недостижимую даль лишает его всякого наслаждения близким счастьем в настоящем и всякой силы мудрого, терпеливого и гибкого ума.
Если человек не проникнут более внутренним покоем, то это обессиливает его душу и подвергает его тяжелым мукам в те дни, которые спокойный мудрец встречает с улыбкой.
Ненасытный человек страдает в своем счастливом семейном кругу от того, что на балу никто не обратил внимания на то, как он танцует, что прошла незамеченной его игра на скрипке в концерте, что его тезисы не произвели впечатления в аудитории.
Внутренний покой и тихие радости являются самыми важными целями воспитания человека, и им он должен уделять больше всего внимания.
Человек! Твои знания и твое честолюбие должны быть подчинены этим высшим целям, в противном случае любопытство и честолюбие принесут тяжелые мучения и несчастье.
Не видите ли вы, люди, не чувствуете ли вы этого, сыны земли, как ваши высшие сословия теряют из-за воспитания, которое они получают, свои внутренние силы? Не видите ли вы, люди, как отклонение от мудрого порядка природы приносит им, этим сословиям, опустошенность и несчастье и переносится от них на народ? Не чувствуешь ли ты, земля, как человеческие поколения уклоняются от истинного счастья, которое дают семейные отношения, и устремляются повсюду к блестящим подмосткам, чтобы пощеголять своими знаниями и пощекотать свое честолюбие?
В неведомую даль шествует заблудившееся человечество.
Еще по теме ВЕЧЕРНИЙ ЧАС ОТШЕЛЬНИКА:
- СТАТЬИ И ПИСЬМА 1780-1790 гг. ВЕЧЕРНИЙ ЧАС ОТШЕЛЬНИКА (стр. 193)
- 102. В ЛУЧАХ ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРИ
- ХВАЛА НАШЕМУ ДОСТОПОЧТЕННОМУ ПРЕДКУ АЛЬБРЕХТУ ДЮРЕРУ, ВОЗНЕСЕННАЯ ОТШЕЛЬНИКОМ — ЛЮБИТЕЛЕМ ИСКУССТВ3
- 97. Нейтралітет під час війни
- § 31. Місце, час, ситуація вчинення злочину.
- § 31. Місце, час, ситуація вчинення злочину.
- За час до экзамена
- ПРОПЕДЕВТИКА III—IV (V) классы, 34 час
- 4. Звездный час царяосвободителя
- Час сомнений (Опять о бабочке и законах развития)
- УТРЕННИЙ ЧАС АРНЕРА У СВОЕГО ПАСТОРА В ДЕНЬ СУДА
- 101. Захист цивільних об'єктів і культурних цінностей під час збройних конфліктів
- 36. Повноваження адвоката під час ведення цивільних справ у суді першої інстанції.
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -