Часть четвертая ГОСПОДИНУ ФЕЛИКСУ БАТЬЕ-СЫНУ *, В БАЗЕЛЕ


ДРУГ!
Подобно растоптанному растению на дороге, ты нашел меня и спас из-под ног прохожих.
Но об этом я не буду говорить.
Прочти, друг, эти страницы. Ими я заканчиваю описание моего идеала управления деревней.
Начал я с хижины женщины, подавленной нищетой, с картины полнейшей разрухи деревни и заканчиваю описанием порядка *.
Когда я приступил к работе, родина громко и единодушно сказала: «Картины бедной хижины и разорения деревни соответствуют действительности». И стоящий у власти, и поденщик в деревне нашли: «Это верно».
* Я не мог ошибиться, ведь мое описание всецело основывалось на моем опыте. И я пошел дальше, вплоть до источников зла. Я не хотел просто сказать: «Это так». Я попытался показать, почему это так. И как сделать, чтобы это было иначе.
Описание мое все ширилось. Хижина бедной женщины постепенно отошла на задний план в картине, посвящаемой изображению целого.
Это требовало многого. Как недостатки Лингарда и Гуммеля, так и недостатки деревни нужно было вскрыть во всех отношениях. Пришлось коснуться злоупотреблений, связанных с влиянием религии, и ошибок в законодательстве, описать препятствия, встречающиеся на пути к правильной постановке воспитания человека, описать источники этих препятствий. Надо было устранить за
труднения на пути к улучшению руководства народом таким способом, который отвечал бы истинному состоянию народа, нужно было развить и показать возможности полного изменения душевного склада народа в связи со всеми имеющимися условиями. Нужно было раскрыть дух деятельности государства, внутренние цели управления им точно так же, как и дух служения при алтаре и влияние истинного управления церковью; в обоих случаях следовало показать их влияние во зсех направлениях, а также чем это служение могло бы быть, чем оно должно быть и чем оно не является.
Истинные основы общественного порядка нужно было провести через клубок бесчисленных препятствий вплоть до самых бедных хижин и все это связать с действительными народными понятиями и чувствами.
Всюду внутреннее состояние низших слоев человечества должно было приближаться к тем образам, которыми я стараюсь побудить их к самопомощи.
Я хотел открыто выступить как перед народом, так и перед его господами и способствовать их сближению путем более правильного понимания правды в их взаимоотношениях.
Вот все, что я пробовал сделать. Наиболее существенное из того, что я описываю, я собственными глазами видел. И многое из того, что я советую, я сделал. В беспрерывных попытках дать образование народу я утратил наслаждение личной жизнью. Как никому другому, мне стали ясными истинное положение этого образования и те средства, при помощи которых его можно изменить как в их общей взаимосвязи, так и в бесчисленном множестве самых разнообразных частных случаев, постоянно отделяющихся от целого и действующих самостоятельно. Моим путем еще никто не шел, никто не пытался подойти к вопросу с этой точки зрения. Все, что я сказал, до мельчайших деталей покоится на моих действительных опытах.
Правда, я ошибался при выполнении своих задач; но именно эти ошибки моей деятельной жизни дали мне возможность изучить то, чего я не умел как раз тогда, когда я это делал. Прочти, друг, эти страницы и прими мою благодарность за наиболее важные взгляды, в них высказанные. Без тебя они никогда не достигли бы зрелости. Позволь мне сказать тебе о них: я не знаю чело
века, от которого я больше научился и мнением которого по важнейшим вопросам руководства народом я более дорожил, чем твоим!
Друг! Вся тяжесть моего опыта лежит еще на мне: я живу еще как во сне, полный переживаний от созданной мной картины; и я не буду чувствовать удовлетворения, если прекращу свою деятельность, направленную на выполнение основной задачи моей жизни.
Будь и впредь моим другом.
Вечно благодарный и любящий
твой П.
<< | >>
Источник: И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические произведения в трех томах.Том 1. 1961

Еще по теме Часть четвертая ГОСПОДИНУ ФЕЛИКСУ БАТЬЕ-СЫНУ *, В БАЗЕЛЕ:

  1. ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ, адресованное некоему господину в Голландии и показывающее, что философская система Спинозы лишена основополагающего принципа
  2. Часть четвертая.
  3. Часть четвертая
  4. Часть четвертая ИТОГИ
  5. Часть четвертая Аристотель
  6. Часть четвертая — профетическая
  7. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ИМПЕРИИ
  8. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ «СИМПСОНЫ» И ФИЛОСОФЫ
  9. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ ЛОГИКИ О МЕТОДЕ
  10. Часть четвертая. СЕНСОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  11. Часть четвертая «...До основанья. А зачем?»
  12. Часть четвертая Универсальные государства
  13. Часть четвертая. Подходы к национальному вопросу.
  14. Часть четвертая КОНЕЦ ЭПОХИ ВИКИНГОВ
  15. Минуций Феликс
  16. Часть четвертая ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  17. Часть четвертая Современный Восток: процессы и проблемы
  18. Часть четвертая. Деяния монголов в XII веке