В период экономической трансформации в 1992-98 гг. число занятых сократилось сильнее, чем экономически активных (число занятых уменьшилось на 13.2 млн. чел., экономически активных — на 8.2 млн. чел.).
За этот период профессионально занятых женщин стало меньше на 6,5 млн. чел., то есть на 19%. В общей численности выбывших из сферы труда женщины составили половину, притом что их доля среди занятых в экономике сегодня 47%. В результате в 1998 г. в России работало только 27,4 млн. женщин (по сравнению с 33.9 млн. в 1992 г.). Наиболее интенсивно занятость мужчин и женщин сокращалась в начальный период экономических реформ. В 1992-1994 гг. численность профессионально занятых мужчин уменьшалась в среднем по 1.5 млн. чел. в год, у женщин эта цифра была больше — 1.6 млн. чел. В 1995 г. темпы сокращения занятости замедлились и составили и у мужчин и у женщин по 0.3 млн. чел. Однако в последующем темпы сокращения снова увеличились, но теперь они стали более высокими у мужчин: с 1996 по 1998 гг. профессионально занятых мужчин становилось меньше на 1.1 млн. чел. в год, женщин — на 1.0 млн. чел. В целом гендерная структура занятости по сравнению с дореформенным периодом изменилась существенно за 1991-98 гг. доля женщин среди всех занятых сократилась с 50% до 47%. Сокращение трудовой активности было характерно для женщин всех возрастов (см. рис. 1), хотя факторы ее определяющие, были различны. У молодых сокращение занятости в первую очередь было обусловлено молодежной безработицей, у женщин среднего возраста — желанием работодателей избавиться от женщин, имеющих малолетних детей, у женщин предпенсионного возраста — чрезвычайно распространенной в России двойной дискриминацией — одновременно и по полу, и по возрасту. Достаточно равномерное по возрастам выбытие женщин из сферы занятости привело к тому, что за период реформ средний возраст женщин, занятых в экономике изменился мало. Если в 1992 г. он составлял 38,3 года, то в 1998 г. — 38,7 лет, что соответствует среднему возрасту работающих мужчин. Рис. 3. Уровень занятости женщин по возрастным группам.
3. Уровень занятости женщин по возрастным группам" /> При этом надо отметить, что повозрастные уровни занятости в экономике у мужчин и женщин в России (в отличие от экономически развитых стран) до сих пор близки по своим значениям, хотя и не идентичны (см. рис.2). В молодом возрасте (до 35 лет) среди женщин занятых меньше, чем среди мужчин, что не в последнюю очередь связано с материнством и традиционным разделением труда в семье. Среди пожилых работников (от 55 лет и старше) аналогичные соотношения объясняются главным образом дифференциацией возраста выхода на пенсию. Численность занятых в национальной экономике продолжала снижаться вплоть до октября 1998 г., когда Госкомстат РФ зафиксировал абсолютный минимум — 57,9 млн. чел, имеющих работу. У женщин этот минимум пришелся на эту же дату (27,4 млн. чел.), у мужчин численность работающих продолжала сокращаться до февраля 1999г., когда она составила 30.4 млн. чел. Затем, впервые за годы реформ, начался рост занятости. У женщин от даты зафиксированного минимума числа занятых до августа 1999 г. количество работающих выросло на 1.6 млн. чел. (или на 5,8%), у мужчин — на 1.5 млн. чел. (на 4.8%). Рис. 4. Уровень занятости мужчин и женщин по возрастным группам (Россия, 1998 г.) Начавшийся рост занятости, на наш взгляд, заставляет по-новому взглянуть на гипотезу о том, что сдерживание директорами предприятий сокращения численности своих работников, наблюдаемое в российской экономике в течение всего периода реформ, обусловлено, в первую очередь, стремлением этих руководителей обеспечить предприятия кадровым составом на случай улучшения экономической конъюнктуры. Практически одновременное начало оживления экономики и роста числа занятых позволяют предположить, что наблюдаемое в России несоответствие темпов падения производства и сокращения занятости в реальности имеет иные корни, нежели просто забота работодателей о сохранении любыми способами трудового коллектива во имя "светлого завтра".