6.3. Как возможна продуктивная рефлексия

Анализируя рефлексию, я хочу способствовать выработке «продуктивной рефлексии». С одной стороны, я стремлюсь блокировать «формальные» и «неопределенные» формы рефлексии, к которым отношу, во-первых, простое отображение (описание) деятельности, не связывающее себя определенными целями, во-вторых, отображения и представления рефлексируемого объекта эмпирического характера (например, выражение типа «мышление о мышлении», если не указано, как понятийно понимается мышление, — неопределенно, его можно трактовать как угодно; к сожалению, многие исследователи работают с рефлексией именно так). С другой стороны, продуктивная рефлексия — это рефлексия, оснащенная средствами и пониманием того, чем она является. В этом плане особенно интересна корефлексия, т. е. ситуация, когда исследователь не только осуществляет рефлексию, но и специально реконструирует цели рефлексии, употребление рефлексивного описания и другие необходимые ему аспекты контекста, причем реконструирует не задним числом, а в ходе самой рефлексии, чтобы ее структурировать более осмысленно. Например, строя рефлексию, исследователь параллельно размышляет, зачем она ему нужна (хочет ли он перестроить рефлексируемый объект, или понять его поведение, или как-то на него повлиять), какие средства (схемы, понятия, представления) он будет привлекать при описании этого объекта, как затем будет использовать полученное рефлексивное описание и пр. Здесь, в свою очередь, возможны две разные стратегии. В одном случае исследователь стремится просто отрефлекти- ровать все элементы контекста рефлексии (задачи, употребление, средства) и определиться с ними. Во втором помимо перечисленного он использует в ходе рефлексии знания методологии о самой рефлексии и ее контексте, например, обращается к теории деятельности, теории коммуникации, концепциям мышления, с тем чтобы корефлексия строилась в соответствии с «законами второй природы». Надрефлек- сивная позиция, пишет М. Розов, «требуетпрежде всего анализа реально существующих механизмов деятельности, в число которых входит, несомненно, и сама рефлексия»191.

Но не получится ли тогда дурной бесконечности? Чтобы осуществить продуктивную рефлексию, необходимо реконструировать рефлексию и ее контекст.

Чтобы правильно провести эту реконструкцию, необходимо отрефлексировать цели реконструкции, ее средства, ее контекст. И так далее. Соображение такое. Во-первых, больше трех указанных здесь шагов — «рефлексии», ее «реконструкции» и «реконструкции реконструкции рефлексии» — практически сделать невозможно, реально же методолог удовлетворяется двумя первыми шагами. Во-вторых, существует другой, не менее важный критерий адекватности рефлексии. Это критерий двоякий — практика использования рефлексии, анализ того, что она реально дает, а также интуиция самого рефлексирующего, включающая, например, такой момент, как, считает ли исследователь, проводя рефлексию, что он реализовал свои цели и ценности. Иначе говоря, адекватная рефлексия должна подтвердить себя, не только следуя логике рефлексивного мышления, но и в социальной жизни (практике), на полюсе и самого рефлектирующего, и тех, кто стал объектом рефлексии, и того, что их объединяет (социальные отношения, коммуникация и пр.).

Теперь два слова о «рефлексивной психической реальности» как необходимом условии способности к рефлексии. Предпосылкой такой реальности, в случае рефлексии себя, очевидно, выступает формирование следующих умений: человек должен научиться видеть себя со стороны (разотожде- ствляться с собой, имитируя, как утверждает М. Бахтин, позицию «вненаходимости», т. е. уметь взглянуть на себя глазами Другого), описывать свою деятельность или другие свои психические структуры, предварительно различая их, нау- читься видеть себя по-новому с точки зрения полученного рефлексивного описания. Должны сформироваться привычка и желание проводить рефлексию, если человек сталкивается с проблемами определенного сорта, а именно такими, которые не могут быть решены без рефлексии. Наконец, если речь пойдет о продуктивной рефлексии, то к перечисленным умениям добавится умение реконструировать контекст рефлексии. Наконец, еще одно необходимое условие — осознание реальности рефлексии, что предполагает сравнение рефлексии с другими психическими реальностями и установление определенных отношений, например обсуждение того, как рефлексия связана с познанием и воображением.

<< | >>
Источник: В. М. Розин. Философия образования: Этюды-исследования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2007

Еще по теме 6.3. Как возможна продуктивная рефлексия:

  1. 6.1. Критика рефлексии как способа мышления
  2. 6.4. Рефлексия как активность
  3. ? ДИГЕСТИВНЫЙ РЕФЛЕКС КАК ДОМИНАНТА МИСТИЧЕСКОГО НОКТЮРНА
  4. Ъ. Опосредствованное знание как наблюдение и рефлексия
  5. 1. Рефлексия и абстракция как начальные моменты метода
  6. «Невозможность» как истинная подоплека «возможности»
  7. 29 Как возможна философия в эпоху Возрождения''
  8. Здоровье человека как мера его возможностей
  9. 1.2. Новые возможные подходы к Порфирию как к противнику христианства
  10. § 1 Проблема смысла морали как возможности осуществления должного
  11. ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [Возможное и силлогизмы о возможно присущем]
  12. Продуктивность экосистем