Глава 17 РЕКА ОКЕАН И ПЕРВОЕ ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
Быстро своим кораблем Океана поток перерезав,
Снова по многоисплытому морю пришли мы.
(Одиссея, XII, I)»[169]
Страбон предполагает, что здесь имеется в виду «нечто вроде лагуны или залива, который простирается от зимнего тропика к Южному полюсу»[170]. Во всяком случае, он соглашается с тем, что это некое мощное течение, являющееся частью Мирового океана, но отличающееся от него и не являющееся рекой в общепринятом смысле слова.
Геродот пишет, что «Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но- доказать этого они не могут»[171].
По представлению Гиппарха, рекой Океан ограничивался предел обитаемого мира на севере. Она текла у подножия Рифейских гор, и соединялась как с Каспийским, так и другими морями. Марк Терренций Варрон (116—27 г. до Р.Х.) сообщает, со ссылкой на римского автора I в. до Р.Х. Корнелия Непота, об индийцах[172], которых при плавании по Океану пронесло мимо Каспийского моря и вынесло к Германии. В легенде об аргонавтах, похитивших золотое руно из Колхиды, сообщается, что они, спасаясь от преследователей, вошли в устье Истра (Дуная) и вышли в море уже на Балтике.
Собственно, ничего невозможного в этом нет. В. Янович считает, что «река Океан действительно существовала и была порождением ледника. Южный край ледника, опоясывающий всю северную часть Земли в широтном направлении, своей тяжестью прогибал земную кору и выдавливал перед собой огромный земляной вал, так называемую «морену напора»... Пространство между ледником и мореной напора заполнялось талой водой ледника и конденсирующейся на его южном склоне атмосферной влагой, образуя то, что древние именовали рекой Океан.
Называть Океан рекой было вполне естественно ввиду его большой протяженности при относительно небольшой ширине, пресной воде и наличии течения... Из реки Океан, протекавшей у подножия ледника, действительно могли брать начало все большие европейские реки от Дуная до Волги, как это утверждали древние»[173].
Если взглянуть на современную географическую карту, то видно, что вдоль гипотетического русла Океана (За-
падно-Сибирская равнина — Тургайская ложбина — Кумо- Манычевская впадина — Сиваш — Полесье — Восточная Пруссия) остались низменности и обширные заболоченные участки. В частности, В. Янович считает, что «существовал переток воды из Днепра в Южный Буг, доказательством чего является прослеживаемое под руслами Гнилого Тикича и Синюхи желобоподобное углубление в кристаллических породах»[174].
Так что неудивительно, если жителей Таманского полуострова иногда заносило в Германию.
Титанический водный поток шириной не меньшей, чем современная Волга в нижнем течении (а то и с Обскую губу), несущий глыбы льда, бегущий без начала и конца, а на его северном берегу — блистающая бесконечная ледовая стена высотой в два километра, над которой вечно клубятся серые тучи, должны были производить на видевших их людей неизгладимое впечатление.
Наверняка Гомер, до того как стал незрячим, видел это незабываемое зрелище, которое он описал, когда рассказывал о киммерийцах, живущих на берегу реки Океан:
Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце Не освещает лучами людей, населяющих край тот, Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно. Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.
(Одиссея, XI, 14—19)
Область обитания киммерийцев — самого северного во втором тысячелетии до Р.Х. народа — Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Крым, Таманский полуостров, древние авторы описывали как сумрачную землю, вечно покрытую туманом. Для древних греков, а затем и
римлян, северное побережье Черного моря (в том числе и бывшая «всесоюзная здравница» — Крым) были тем же, чем для нас является сейчас Заполярье — местом весьма неприветливым и холодным. Черное море греки назвали первоначально Понтом Авксинским, то есть, морем негостеприимным.
Одна из наиболее вероятных версий, объясняющих значение этнонима «киммерийцы», утверждает, что он происходит от греческого слова хеЧ*?рі°іgt; то есть «зимние». Геродот утверждает, что в его время (V в. до Р.Х.) в Скифии было очень холодно, а «к северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой»[175]. То есть, снег на широте Москвы шел даже летом. Черное море у побережья Крыма и Керченский пролив покрывались льдом, таким крепким, что по нему переходили вместе с повозками скифские войска: «Море здесь и весь Боспор Киммерийский замерзают, так что скифы, живущие по эту сторону рва [т.е. к западу от Киммерийского вала. — В.М.], выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов [Таманского полуострова. — В.М.]. Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло»[176]. О суровых климатических условиях не только на Боспоре Киммерийском (где виноград не растет!), но и на Боспоре Фракийском и даже на Средиземном море (где на зиму приходится закапывать виноградные лозы в землю), пишет Страбон[177].
Все эти климатические особенности можно объяснить только тем, что Днепровское оледенение произошло во втором тысячелетии до Р.Х., а Валдайское еще позже. Интересно сравнить карты распространения культур «каменного» и «бронзового» веков с границами этих оледенений.

V|

'Nl
На карте расселения народов в энеолите (якобы в III тысячелетии до Р.Х.) прекрасно видно (составители даже провели границу!), что известные народы, имеющие определенные признаки культуры, обозначенные цифрами, находятся южнее линии 29, за которой находится гипотетическая область расселения неких безликих «поздненеолитических племен» без роду-племени. Эта граница совпадает с южной границей продвижения Днепровского оледенения (см. карту на с. 176).
А на карте расселения народов в период «бронзового века» (якобы II тысячелетие до Р.Х.), те же самые гипотетические «поздненеолитические племена» сдвинули южную границу своего обитания далеко на север, освободив среднюю полосу России и Прибалтику известным культурам — фатьяновцам и протобалтам. И опять же, северная граница расселения известных народов соответствует южной границе оледенения — на этот раз Валдайского (см. карту на с. 177).
Даже если принять датировку, указанную как на одной, так и на второй карте за истинную, то Днепровское и Валдайское оледенение были не 200 ООО и 20 ООО лет назад, а в III—II тысячелетиях до Р.Х. Кроме того, надо учитывать, что многие очаги культур соответствуют зачастую одному и тому же народу, перемещавшемуся на протяжении тысячелетия с места на место в зависимости от политических, климатических и иных условий.
Именно эти изменения климата и вызвали то «великое переселение народов», которое сокрушило сначала пеласгов, а затем и хеттов.
Выше уже говорилось, что первоначально племена и народы расселялись как бы в длинном коридоре, ограниченном с севера приблизительно 45-й параллелью. На самом деле, это не совсем так. Речь идет о народах, создавших государственность: шумерах, вавилонянах, ассирийцах, египтянах, хеттах, китайцах, пеласгах. Но были племена, не нашедшие места в пределах «цивилизованной»
ойкумены. Они осваивали «неудобья» Европы, Азии и Африки.
Считается, что исконными обитателями этих мест были кельтские и родственные кельтам племена, которые занимали территорию к западу и к северу от Альп во II тысячелетии до Р.Х.[178] В Англии (составляющей одно целое с материком в то время, когда ледник связывал значительное количество воды и береговая линия Европы в Атлантике проходила намного западнее, чем сейчас) с 1800-х годов до Р.Х. процветала культура строителей мегалитов (Стоунхендж), освоивших ткачество, изготовление керамики и бронзовых орудий. Что это были за племена — неизвестно. В период переселения народов в середине II тысячелетия до Р.Х. в Британию вторгаются первые отряды кельтов. Смешавшись с местным населением, они положили начало народу, который ученые назвали бриттами. С VIII века до Р.Х. бритты-кельты становятся доминирующим племенем на Британских островах.
Распространенность кельтов в Европе была такова, что, как отмечает Страбон, античные географы л историки объединяли под именем кельтов все европейские племена от Иберии (Испании) до Скифии, называя их то кельто- иберами, то кельто-скифами[179]. Действительно, кельты были многочисленным яфетическим народом, населявшим территорию, охватывавшую современные Германию, Чехию, Францию, Австрию, Англию. Считается наиболее достоверной версия, по которой кельты пришли в Центральную Европу из северного Причерноморья. Если предположить, нто кельты, как и киммерийцы, были потомками Гомера (происходили от его второго сына Рифата, тогда как ким
мерийцы от старшего — Аскеназа), то нет ничего удивительного, что им пришлось идти в обход Черного моря, по причерноморской тундре (граница вечной мерзлоты проходила тогда южнее современного Киева). Путь в Европу через Малую Азию и Балканы был закрыт враждебными народами: хеттами, пеласгами и фракийцами, схватки с которыми за место под солнцем начались у сынов Гомера сразу же после исхода из Месопотамии. Кроме того, горные перевалы уже стали непроходимы из-за высокогорных ледников на Кавказе, в Альпах, Родопах.
Как уже говорилось выше, суша во время ледникового периода занимала намного большую площадь. Так же как на севере и востоке Евразийского континента почти все острова соединялись с материком, так и на западе Британские острова (Англия, Шотландия и Ирландия) составляли с континентальной Европой одно целое. Не было ни Северного, ни Балтийского морей. На месте Ла-Манша и Ирландского моря текли широкие полноводные реки, находились многочисленные поселения[180].
Близость ледника (центр которого находился в Скандинавии) видимо, не особо смущала аборигенов. Хотя в последнее оледенение климат был суровым. «По всей Южной Европе средние температуры как лета, так и зимы были на 8-9° ниже современных. На широте южной Германии и северо-западной Украины температура августа составляла примерно +10— +11°С— столько же, сколько сейчас в тундрах Сибири и Якутии. Средняя температура февраля состадляла -19 °С на территории современной южной Германии и -27 °С на Украине. В средней Европе господствовали тундростепи и полярные пустыни»[181]. Это согласуется со словами античных географов о холодном климате Северного Причерноморья.
Береговая линия Европы во время оледенения (вверху). Климат в Европе между Днепровским и Валдайским оледенением (внизу).
Ледяной щит покрывал не только Скандинавию, но и север Британии, шел через современную Данию и Прибалтику к Москве и дальше — к Уралу. Территория обитания кельтов представляла так называемую тундростепь, лежащую между полярной пустыней на севере и аридной степью на юге. Однако «природа здесь, скорее, напоминала не тундру, а альпийские луга с обильными травами...»[182] Это позволяло кормиться огромным стадам травоядных, что, в свою очередь, вело к развитию т.н. загонного лова. В нем участвовали большие группы людей: создавали большие загоны-ловушки (да 100 га площадью), загоняли туда стада животных: мамонтов, зубров, оленей. Зверей не только убивали, но и содержали в загонах некоторое время, сохраняя «еду» впрок. В общем, жили кельты неплохо.
Однако, конец ледника стал и концом их благоденствия. Мало того, что с таяньем льдов климат стал более влажным, и «послеледниковый период с обилием влаги, снега, топких торфяников, болот, со сменой растительности мхом, лишайником, карликовой березой»[183], обрек на гибель животный мир ледниковых лугов. Для кельтов наступил локальный потоп. «Уровень Мирового океана поднялся на 100—130 метров. Были затоплены огромные участки земной поверхности. Так, на дне пролива Ла-Манш обнаружено «продолжение» реки Сена, составлявшей некогда одну систему с реками Британии, а на дне Северного моря — «продолжение» Рейна. Там же, под водой Северного моря обнаружен торф сухопутных болот и найдены изделия людей каменного века. У берегов Норфолка выловлен в куске торфа костяной гарпун того же вида, что и обнаруженные в близлежащих сухопутных регионах. По
добные находки известны и на других участках Северного и Балтийского морей от Ганновера до Вислы»[184].
Считается, что затонула суша от Испании до Исландии. В связи с этим выдвинута интересная версия: именно эти территории и являются Атлантидой, а само это слово означает не что иное, как «Старая земля» (Alt Land, Old Land, с поправкой на кельтский «акцент»). Как бы там ни было, но, потеряв свою землю и лишившись источников пропитания, кельтские племена снялись с места. Некоторые из них переселились в Британию, ставшую островом (благо, что с таянием ледников жизненное пространство там увеличилось), но большая часть направилась в теплые страны — на Балканы и дальше на юг. Если во время ледникового периода все европейские горы были покрыты непроходимыми льдами (а мы знаем, что переход зимой через Альпы и во времена Суворова был подвигом), то теперь горные ледники значительно уменьшились, и путь для мигрантов был открыт.
Кельты, эвакуировавшиеся из зоны затопления, надавили на своих соседей, те — на живущих южнее — и события стали развиваться по принципу домино. Конечно, все случилось не за год, и даже не за одно столетие. По мере таяния ледника, век за веком уходила под воду «старая земля», становясь дном Атлантического океана. И век за веком усиливался напор сотен тысяч людей, которых уже не мог ни вместить, ни прокормить оставшийся незатоп- ленным кусок Европы. Вал беженцев на кораблях и телегах катился на юг. Ахейцы смели пеласгов, дорийцы смели ахейцев. Рухнула Троя, рухнула хеттская империя. Тысячи кораблей с воинами «народов моря» из года в год, из века в век выходили из портов Сицилии, Крита, Эллады, пытаясь пробиться на благословенный и плодородный юг из разоренной Европы. Ближневосточные дороги были забиты пришельцами, петрясавшими Египет и заставившими ассирийского хищника затаиться в своей норе на два столетия.
А когда и природа, и человечество пришли в себя после катаклизма, мир стал иным. Иными стали не только климат и очертания материков, растительность и животный мир. Иные народы появились на месте безвозвратно канувших в Лету. Эллины не желали вспоминать пеласгов, которые передали им свою высокую культуру — и о пеласгах забыли на три тысячи лет, назвали «тенью, лишенной всякой исторической реальности». О хеттах, «людях из железа», сотрясавших Вселенную громом тысяч своих колесниц, тоже забыли. Их плоскогорья накрыла засуха, земли их запустели почти на пять веков. Полторы тысячи хеттских городов занесло прахом, их руины лежат и поныне под землей.
Sic transit gloria mundi.
Но хетты воскресли, как воскресал по их вере двуглавый божественный орел, который и не орел вовсе, а старая как мир вечная птица Феникс, обращающаяся в прах, и возрождающаяся из небытия. Так возродились и хетты — в другом месте и под другим именем, но с той же неуемной жаждой жить и побеждать.
Еще по теме Глава 17 РЕКА ОКЕАН И ПЕРВОЕ ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ:
- Глава 1 ОТ ИСТОКОВ ДО ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
- Великое переселение народов и его этническое пространство
- КОЧЕВНИКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ И ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
- Заключение ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
- ТЕМА 2 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ОБРАЗОВАНИЕ «ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ»
- 4. Великое переселение народов. Готы и гунны.
- ГЕРМАНЦЫ В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
- Великое переселение народов.
- Гуннский этап Великого переселения народов и образование варварских «королевств»
- Великое переселение народов.Романо-варварские королевства Византия УІ-УІІвв
- ТЕМА 3 Великое переселение народов.Романо-варварские королевства Византия УІ-УІІвв
- Вера П. Буданова Антон П. Горский Ирина П. Ермолова. Великое переселение народов, 2011
- Великий океан
- ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
- 5. НОВОЕ ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -