Победа

  Утром 4 июля стало известно, что войско Казы-Гирея по Серпуховской дороге подошло к Котлу (район, где протекала одноименная речка) и расположилось в оврагах. Оттуда отряды царевичей направились в разные стороны, чтобы провести разведку и пограбить окрестности.
Однако против них из обоза выступили сотни во главе с иностранными офицерами и быстро их рассеяли. Основные же полки

из обоза не вышли, ожидая наступления ханского войска. Однако Казы-Гирей не торопился в бой, поскольку хотел разузнать все о своем противнике. Этим воспользовались русские воеводы. Они повторили тот же прием с дезинформацией, который был использован в битве при Молодях, и «позволили» ханским людям взять в плен гонца с известием о том, что к Москве «подходит новгородская рать». На самом деле это войско не могло покинуть новгородских пределов из-за опасности нападения шведов, вступивших с крымцами в сговор.
Казы-Гирей мог бы и не поверить дезинформации, но мощная артиллерийская атака со всех сторон настолько его испугала, что уже утром 5 июля он принял решение бежать от Москвы. По дороге его войско бросало и лишних лошадей, и припасы, и имущество. На переправе через Оку хан даже оставил свой расписной, обитый бархатом и парчой возок, так велик оказался его страх перед царскими войсками.
Видя массовое бегство крымцев, воеводы вышли из укрытия и направились на Котел, чтобы понять происходившее. Разведчики донесли, что хан в тот же день переправился через Оку и бежит «с великим страхованием» к Туле. Узнав об этом, царь Федор вновь вызвал главных воевод на совет. За старшего в полках остался М.П. Катырев-Ростовский. Собравшись в Столовой избе, бояре решили послать основные войска под командованием Ф.И. Мстиславского и Б.Ф. ГЪдунова вслед за Казы-Пфеем с целью вступить с ним в бой в районе Тулы.
Полки тут же выступили в поход и уже ночью оказались на реке Битце, в 15 верстах от Москвы. Там и заночевали. Для разведки ранним утром несколько казачьих сотен было отправлено в тульские и каширские места. К Рязани на всякий случай был направлен воевода И.О. Полев и голова В. Биркин. Крымцы по пути могли ограбить и разорить много русских городов.
6 июля основные полки были уже на реке Московке у Серпухова. Сюда прискакал царский гонец П. Кузьминский с грамотой о том, чтобы воеводы не переправлялись через Оку и ждали дальнейших указаний из Москвы.
У Тулы и южнее могла ожидать засада, и тогда ничто не защитило бы их от полчищ степняков. Царь Федор решил не рисковать
своими главными полководцами и повелел направить против ханского воинства пять полков во главе с молодыми воеводами. Большой полк должен был возглавить М.П. Каты- рев-Ростовский и И.С. Туренин, Передовой - В.К. Черкасский и И.П. Ромодановский, Правой руки - В.В. Голицын и В.И. Бахтеяров-Ростовский, Левой руки - В.А. Тюменский и
В.Г. Щербатый, Сторожевой - П.И. Буйносов-Ростовский. В помощь им в Калугу направлялись три полка во главе с Я.М. Годуновым, М.Б Сабуровым, П.В. Годуновым и Б.П. Та* тевым, т. е. в основном с родственниками царицы, хотя и не самыми близкими. Эти полки должны были как бы подстраховать действия основного войска.
Данная роспись опять же показывает, что царь Федор стремился к тому, чтобы именно Годуновы, Сабуровы и Вельяминовы контролировали ситуацию в армии. Это обеспечивало исключительную надежность и верность всех полков.
Однако царские посланцы не догнали хана. Уже 7 июля стало известно, что тот прошел Тулу и движется в степи. Грамоту об этом направили царю Федору. Следует отметить, что ее подписал только Ф.И. Мстиславский, как бы забыв, что его товарищем по Большому полку, т.е. вторым воеводой, является Б.Ф. Годунов. Это ущемляло права царского шурина. Данное обстоятельство тут же было замечено в Кремле. Поэтому уже 10 июля от Федора пришла грамота с опалой на Мстиславского. Воеводе выговаривалось за то, что он в ответе на царскую грамоту, направленную ко всем воеводам, написал только свое имя, обидев тем самым остальных, в первую очередь Б. Годунова.
Возможно, главнокомандующий вызвал царскую немилость и тем, что без его ведома распорядился не посылать полки за крымцами, поскольку те слишком далеко ускакали и опасности русским городам уже не представляли.
Но Федор Иванович не умел долго сердиться. Узнав, что казачьи сотни во главе с Т. Вельяминовым, Д. Исленьевым и Т. Грязным наголову разбили крымцев у деревни Лобынки в имении Л. Хрущова, отняли взятых в плен русских людей и захватили 98 татар с мурзой, он тут же отправил в Серпухов lt; толышка И.Н. Романова ко всем боярам и воеводам со своим жалованным словом и наградными золотыми монетами.
<< | >>
Источник: Морозова Л. Е.. Два царя: Федор и Борис: Канун Смутного времени. 2006

Еще по теме Победа:

  1. 6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции.
  2. 9. НЕОЖИДАННАЯ ПОБЕДА
  3. Победа коммунистов
  4. Причины победы большевиков.
  5. Победа китайских моряков
  6. ПОБЕДИВШАЯ БУРЖУАЗИЯ
  7. ГЛАВА IX ПИРРОВА ПОБЕДА
  8. Первые шаги к Победе
  9. ГЛАВА 37. ПОБЕДЫ.
  10. Неожиданная победа
  11. Победа
  12. Глава 19. Как победить соперницу?
  13. ПИРРОВА ПОБЕДА КАПИТАЛА
  14. Причины краха демократии и победы большевиков
  15. Причины краха демократии и победы большевиков
  16. Победа Христианства
  17. Гельсингфорская победа
  18. § 5. Навстречу победе
  19. Победа Камилла17
  20. ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ