Глава 4. КОЛЛИЗИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
В ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Развитие международного коммерческого оборота ведет к расширению его границ и к усложнению форм коммерческого взаимодействия сторон, что, естественно, требует и иных юридических правил как на уровне национального законодательства, так и в рамках международной унификации.
Потребности совершенствования форм и методов выступления на рынке, прежде всего при сбыте товаров, вызвали к жизни различные варианты взаимоотношений сторон, одним из которых является использование услуг третьих лиц, т.е. лиц, не являющихся сторонами договора международной купли-продажи товаров. Это возможно как путем использования предоставляемых ГК России различных форм договорных связей (договор коммерческого представительства, поручения, комиссии и агентирования), так и путем использования накопленного опыта договорной работы и заключения договоров, которые ГК России не предусмотрены (консигнации, дистрибьюторские, о предоставлении исключительного или преимущественного права продажи).
Обращение к сравнительному методу выявляет неодинаковые подходы в праве зарубежных государств к использованию услуг третьих лиц, включая услуги по продвижению товаров на рынки зарубежных государств, принадлежащих к двум основным правовым системам <*>. В праве стран civil law или в праве континентальном (что имеет своим происхождением принятие первоначально во Франции, затем в Германии, а вслед за ними и в других странах европейского континента гражданских кодексов; по этой причине его именуют также кодифицированным правом, а страны, воспринявшие такую систему права, - странами кодифицированного права) принята система договорных отношений, реализуемых различными договорами в зависимости от возрастания вовлеченности указанных третьих лиц в коммерческую сделку: коммерческого представительства, поручения и комиссии. Таким образом, схема договорных взаимоотношений сторон, возникающих при использовании услуг агентов, аналогична возможностям, следующим из нового ГК России.
--------------------------------
<*> Ознакомиться подробнее с их особенностями можно, обратившись к работе С.Ю. Рябикова "Агентские соглашения во внешнеэкономических связях", а также к книге "Гражданское и торговое право капиталистических государств".
В праве стран common law или в англо-американском праве принята иная система взаимоотношений: независимо от существа возникающих отношений (являются они фактическими или юридическими) стороны договора именуются "агент и принципал", а сам договор - агентским договором (agency agreement). Иными словами, все виды договорных связей между принципалом, дающим различного рода поручения агенту, независимо от их содержания и последствий, в праве государств, воспринявших данную систему, относятся к агентским отношениям, и только из содержания самого договора или из предоставляемых агенту полномочий можно сделать вывод об объеме его полномочий и глубине договорных отношений, возникших между сторонами.
В зависимости от роли третьего лица (агента) во взаимоотношениях основного коммерсанта (принципала) и тех третьих лиц, которым он заинтересован продать свои товары (услуги), в международном коммерческом обороте выделяются представительство прямое, когда договор заключается агентом от имени и по поручению принципала, вследствие чего всем имеющим отношение к договору ясно распределение ролей, прежде всего кто именно выступает в качестве его участников и вследствие этого обладает правами и несет все обязанности (к ним относятся договоры коммерческого представительства и поручения), и представительство косвенное, когда юридически стороной договора является агент, хотя экономически такой договор заключается либо за счет и в интересах принципала, остающегося собственником товара (договор комиссии, консигнации), либо самостоятельно агентом, который становится собственником товара, хотя его действия соответствуют и экономическим интересам принципала по продвижению товара (услуги) на рынок (не предусмотренные ГК России и законодательством зарубежных государств дистрибьюторский договор, договоры о предоставлении исключительных или преимущественных прав продажи). Подобный вид представительства выделяется также в гл. 3 Принципов Европейского договорного права. Согласно ст. 3.302 данного документа, если агент действует от имени принципала, то применяются нормы прямого представительства, если же посредник действует по инструкции и в пользу принципала, но не от его имени, или если третья сторона не знает и не имеет оснований знать, что посредник действует в качестве агента, то применяются нормы косвенного представительства <*>.
--------------------------------
<*> Принципы Европейского договорного права, дополненная и пересмотренная версия 1998 г.
// Журнал международного частного права. 1999. N 1(23). С. 42 - 49. См. также: Свядосц Ю.И. Посреднические операции в иностранном гражданском праве.
Важнейшими новеллами ГК России являются такие инструменты взаимодействия сторон, как коммерческое представительство, а также агентирование и коммерческая концессия <*>. Избрав в качестве определяющего признака степень ангажированности агента в заключаемой им для принципала сделке, можно выделить нижеследующие договорные формы, предусмотренные ГК России.
--------------------------------
<*> В ГК РСФСР 1964 г. специальные нормы о торговом представительстве или посредничестве отсутствовали, и в ст. 62 о представительстве речь шла лишь о возможности одного лица осуществлять от имени и по уполномочию другого лица юридические действия, а в Особенной части ГК РСФСР в отношении договора поручения в ст. 396 речь шла лишь о ситуации, когда по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Отношения же агентирования и коммерческой концессии не были урегулированы, да и сам ГК РСФСР был ориентирован в основном на отношения с участием граждан.
Однако перед тем как охарактеризовать как предусмотренные действующим отечественным законодательством договорные формы, так и те формы, которые выработаны договорной практикой, в том числе международной, необходимо остановиться на коллизионных проблемах, возникающих при заключении договоров с иностранными контрагентами, когда применимым правом может быть не только отечественное законодательство, но и право иностранное. Начиная переговоры, стороны должны ясно представлять, правом какого государства будут определяться те правоотношения, которые не урегулированы или не полностью урегулированы сторонами при переговорах.
Участникам международных коммерческих контрактов важно также ориентироваться в международно-правовых реалиях, окружающих те правоотношения, в которые они вступают с иностранным партнером при заключении соответствующего контракта. Прежде всего это касается тех международных соглашений, которые разрабатываются и принимаются в рамках универсальной унификации. При избрании в качестве применимого к контракту права закона государства, в котором та или иная международная конвенция вступила в силу и превратилась тем самым в часть внутринационального права, возможно применение ее предписаний именно как внутринационального права такого государства. Кроме того, даже не вступившие в силу международно-правовые документы отражают реалии зарубежного законодательства и поэтому содействуют пониманию российским участником внешнеэкономического оборота тех или иных категорий иностранного права.
Помимо ориентиров в виде международных конвенций, дающих основные направления в регулировании материально-правовых и коллизионных вопросов представительства в международном коммерческом обороте, для практикующих деловых людей, в том числе представительств иностранных фирм, предприятий с иностранными инвестициями независимых коммерческих агентов, весьма полезны рекомендации Международной торговой палаты, разработавшей четыре типовых контракта, обобщивших различные организационно-правовые формы продвижения товаров на новые рынки с комментариями, не только ориентирующими пользователя в юридическом пространстве данного договора, но и акцентирующие его внимание на важных для практики деталях и тонкостях, которые познаются только с опытом работы.
Выявление юридических и коммерческих особенностей отдельных видов посреднических операций и выбор среди предлагаемых в настоящей работе наиболее приемлемых для сторон вариантов с учетом особенностей осуществления отечественными и иностранными фирмами, организациями и предпринимателями коммерческой деятельности в современных условиях призваны расширить горизонты возможностей отечественных предпринимателей в осуществлении международной коммерческой деятельности.
Две международные конвенции по международному коммерческому представительству - Гаагская конвенция 1978 г. о праве, применимом к договорам с посредниками, и о представительстве, и Женевская конвенция 1983 г. о представительстве в международной купле-продаже товаров - рассмотрены ранее.