РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ


В некоторые периоды (экономические кризисы, войны) жизненный уровень населения (материальное благосостояние) заметно падает, тогда как социально-медицинское обслуживание, а тем более уровень образования, объем знаний если и изменяются, то не очень значительно.
Посмотрим, что при этом происходит со смертностью. На рис. 2 приведены кривые общей смертности во Франции, Германии и Англии за период с 1906 по 1943 г. (периоды резкого падения жизненного уровня отмечены более жирными линиями).



Часто думают, что сильный рост безработицы должен вести к повышению смертности. Но в действительности его влиянне на смертность ничтожно. В Германии, например, число полностью безработных превысило в 1932 и в 1933 гг. 6 млн. человек, причем частичная безработица тоже находилась на очень высоком уровне, и, несмотря на это, смертность продолжала снижаться такими же темпами, как и прежде.

Это можно объяснить стабильностью продовольственных ресурсов во время кризисов безработицы, по крайней мере во время сильнейшего кризиса тридцатых годов. Сокращение производства охватило тогда только промышленность и отразилось главным образом на инвестициях, общее же потребление жизненно необходимых продуктов не испытало заметных изменений. Изменения произошли в распределении этих продуктов: покупательная способность мелких служащих, чиновников, рабочих возрастала, в то время как покупательная способность полностью или частично безработных сокращалась. Все это, однако, не помешало общей смертности сократиться, потому что социально-медицинское обслуживание осталось прежним и даже несколько улучшилось.
В 1936—1937 гг., наоборот, покупательная способность рабочего класса в какой-то момент резко возросла, но это не оказало никакого влияния на смертность.
Обратимся теперь к последним войнам: 1914—1918 и 1945              гг. Эти войны привели к значительному падению жизненного уровня, что проявилось и в сокращении потребления продовольственных продуктов и плохом отоплении жилищ. Однако увеличение смертности гражданского населения было очень незначительным и объяснялось в основном жертвами бомбардировок.
Правда, на 1918 г. пришелся пик эпидемии «испанки», но и ряд нейтральных стран был также сильно его охва-
Во время второй мировой войны подобных колебаний смертности не было. Подъем ее в 1940 г. был вызван исключительной суровостью зимы. В современную эпоху неурожаи и войны уже не приводят к такому резкому увеличению смертности гражданского населения, какое наблюдалось прежде. Во время инфляции и оккупации Рура (1923) немцы жаловались, что годы войны и нужды отразились на состоянии зубов их молодых поколений. Однако эти поколения, пережив затем период сильнейшей безработицы, составили ударные войска второй мировой войны.
Прогнозы социологов, медиков, диетологов были в 1941              гг. очень тревожными. Согласно этим прогнозам, надо было ожидать значительного повышения смертности и возвращения к болезням недоедания из-за недостатка продовольственных ресурсов.

Некоторое повышение смертности, особенно от туберкулеза, действительно произошло, однако оно было гораздо меньшим, чем предполагалось. Врачи установили, что в процессе похудания большинство людей сумели удержаться на грани определенного физиологического равновесия. В годы недостаточного питания проведение спортивных соревнований не прекращалось.
Повышенная смертность, наблюдавшаяся в некоторых странах Западной Европы, лишь частично может быть отнесена за счет недоедания: возвращение из лагерей изможденных пленных, недостаток медикамгнтов, всякого рода случайные обстоятельства также оказали свое влияние.
-На юге Франции с ее виноградарством, где жители пытались возместить недостаток в пищевых калориях вином, показатели смертности оказались выше, чем на остальной территории страны.
Действительно, резкие повышения смертности следует искать в более тяжелых ситуациях, испытанных, например, Голландией в 1945 г., Ленинградом на протяжении 1941—1945 гг. [на самом деле лишь в период 900-дневной блокады 1941 — 1943 гг. — Ред.], Мальтой в 1942—1943 гг.* и т. п.
Война 1939—1945 гг. показала, что там, где достигалась грань выраженного повышения смертности от недоедания, привычный уровень жизни европейцев оказывался резко сниженным. Повышенная смертность населения, относящегося к низкообеспеченным группам, в целом компенсировалась ее сокращением благодаря устранению излишеств в питании и в потреблении алкоголя среди обеспеченных групп.
Наиболее интересный пример в этом отношении представляет для нас Швейцария, так как мы располагаем данными длительного научного наблюдения за населением, ограниченным в потреблении пищевых продуктов, но придерживавшимся при этом определенных рациональных принципов питания[22].

Месячное потребление (нормированное и ненормированное) колебалось вокруг следующих средних значений: 2000—2200 кал., 60—62 г белков и 45—47 г жиров. Основные выводы наблюдений заключались в следующем:
Статистические данные, характеризующие частоту .заболеваний, обычно являются неполными и в значительной степени отражают ход эпидемий, носящих случайный характер. Поэтому они не могут служить надежной основой для выводов о состоянии здоровья населения и
о              физиологической ценности питания.
Годовая частота инфекционных заболеваний (без учета гриппа), о которых должно обязательно сообщаться, во время войны слегка увеличилась, особенно за счет дифтерита.
На протяжении 6 лет войны (1940—1945 гг.) частота заболеваний школьников Лозанны была на 10% ниже, ¦чем в течение 5 лет, предшествовавших войне. Изучение частоты непосещений школ в период 1935—1946 гг. показывает, пожалуй, снижение числа непосещений во время военных лет. Непрерывное повышение накануне войны частоты заболеваний в обследовавшейся группе •60 тыс. рабочих и служащих, членов профсоюзов, сменилось во время воины резким ее падением, продолжавшимся до 1943 г.
Вполне вероятно, что питание периода войны, несмотря на недостаток белков и жиров, оказывало, по крайней мере до 1943 г., благоприятное влияние на здоровье населения.
Смертность от большей части инфекционных заболеваний во время войны сократилась, что свидетельствует
о              повышении сопротивляемости организма.
Несмотря на то, что пища во время войны была чрезмерно перегружена балластными веществами, смертность от желудочных заболеваний и от аппендицита сократилась.
Смертность от туберкулеза, которая до войны непрерывно снижалась, оставалась в военные .годы примерно на одном и том же более или менее постоянном уровне. Заболеваемость же туберкулезом, напротив, значительно возросла. Специалисты объясняют это следующими причинами: повышением физической и психической нагрузок, более тесными контактами людей, совершенствова
нием диагностики в результате массового применения рентгеноскопии, а отчасти, может быть, и ухудшением питания.
Статистические данные и материалы обследования А. Роозом динамики зубных заболеваний во время войны свидетельствуют о вполне благополучном положении. Число запломбированных зубов в расчете на 100 школьников снизилось наполовину, число удалений зубов — на '/в- Все школьные стоматологические клиники констатировали сокращение кариеса. Это улучшение состояния зубов приписывается благоприятному действию особенностей питания во время войны, и в частности ограничению потребления сахара и кондитерских изделий и замене белого хлеба черным.  
<< | >>
Источник: А.Сови. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТОМ ВТОРОЙ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЙ. 1977

Еще по теме РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ:

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ
  2. ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ
  3. УТРАТА ВОЗРАСТАЮЩЕЙ ОТДАЧИ И ПАДЕНИЕ УРОВНЯ РЕАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ: ПРИМЕР МОНГОЛИИ
  4. Падение и его последствия
  5. Образ личности. Жизненная позиция
  6. Жизненные формы организмов
  7. ОПТИМАЛЬНОЕ И ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВА
  8. § 3. Историческая тенденция падения кар
  9. Жизненный мир и интерсубъективность
  10. 8.3. Жизненные формы животных
  11. 4.3. Жизненные формы и экологические группы
  12. 3.2. Понятие «трудная жизненная ситуация»
  13. (ДОП.) § 9. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗМОВ
  14. 8.2. Жизненные формы растений
  15. Жизненный уровень населения