Хозяйственный уклад


С точки зрения хозяйственно-экономических отношений эпоха вождества занимает промежуточное место на исторической шкале — между первобытным собирательством и цивилизованным земледелием. Хотя у части существующих до сих пор или существовавших до недавнего времени сохранился первобытный хозяйственный уклад, а именно охота и собирательство, большинство вождеств все-таки заняты огородничеством как основным способом добывания средств к жизни.

Таким образом, в вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гуманизм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия и районов произрастания растений древнему человеку надо было знать, как они растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как необходимо приготовить землю, когда и как поливать, освобождаться от сорняков и многое-многое другое. Поскольку поселения стали крупнее, то виды деятельности и формы социальных отношений — разнообразнее.
Для огородничества понадобились новые навыки — плетение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм переработки продуктов сельского хозяйства.
К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота.
Небольшие группы из 40-60 человек объединялись друг с другом и создавали племена. Племя, ведущее оседлый образ жизни, называлось общиной. Несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Так постепенно зарождается семья уже в современном понимании.
Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
На смену бродячему образу жизни приходил оседлый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.
Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.
В культурном отношении вождество представляет начальный этап длительного процесса разложения некогда единой (ученые говорят: синкретичной) культуры на народную и элитарную.
Носителями и субъектами элитарной культуры, материальные
артефакты которой археологи обнаруживают в богатых захоронениях, выступали вожди и бигмены. Культурная дифференциация прослеживается также антропологами, но уже не по захоронениям, а по господствовавшим в отдаленную эпоху обычаям угощения. Полинезийские вожди устраивали пышные застолья, демонстрируя подданным свою власть и материальное могущество.
Такой обычай получил наименование потлача — архаического обмена сакральными предметами. Он представляет собой празднество, во время которого режут скот, уничтожают орудия труда, лодки, ковры, деньги, домашнюю утварь. Европейские наблюдатели, впервые столкнувшиеся с этим обычаем, посчитали его признаком дикости, бескультурья. Однако Б. Малиновский, первым давший ему научное объяснение, указал на другую, непрагматическую функцию обычая: он удостоверяет бескорыстие жертвователя, демонстрирующего, что для друзей ему ничего не жаль.
«Потлач представляет собой важный и торжественный праздник, при котором одна из двух групп с большой помпой и разнообразными церемониями одаривает другую щедрыми дарами... Другая сторона обязана через какое-то время устроить ответный праздник и превзойти соперницу... Рождение, брак, инициация юношей, смерть, татуирование, установка намогильного памятника — все служит поводом для потлача», — описывает Й. Хейзинга этот обычай9.
Достаточно подробно потлач как ритуальное угощение первобытного коллектива со стороны вождя или бигмена описал М. Мосс10. Мосс видит в основе института потлача заботу о поддержании и повышении престижа племени. Обычай дарообмена и коллективного угощения был органично вплетен в существовавшую систему власти и распределения статусов. Вожди ранжируются отдельно — среди других вождей. Ранг определяется через механизм престижных церемоний, включающих сравнение вождей по объему собранного урожая и раздаточного угощения (кула). Власть на островах, как правило, наследуется.
Дары и угощения могли способствовать установлению дружеских отношений и мира. Но такого рода гостеприимство было недалеко от агрессивности: туземцы подчас вовсе не стремились доставить удовольствие тем, кого они одаривали и угощали, — напротив, они всеми возможными средствами старались их унизить, подавить своей щедростью. Угощение было сопряжено здесь с соперничеством и легко могло перейти в открытую борьбу. Потлач и был одной из форм борьбы между вождями за престиж и социальный статус. Рождение наследника вождя, женитьба

влиятельного человека племени, спор между двумя претендентами на пост вождя — все эти события отмечались потлачем, торжественно, с речами и возбужденными восклицаниями.
В Полинезии по известным дням, часто во время ритуальных торжеств, как, например, церемония сбора первых фруктов, люди из года в год преподносили часть своего урожая в подарок вождю через его представителей. Подарок попадал к вождю, но лишь после того, как проходил все ступени существующей иерархии. Вождь, будучи обязан делиться со своим родом, в свою очередь устраивал празднества и пиры для народа, возвращая таким образом большую часть того, что им было получено. 
<< | >>
Источник: Добреньков В.И., Кравченко Л.И.. Социальная антропология: Учебник. 2005

Еще по теме Хозяйственный уклад:

  1. Профессионально-хозяйственная деятельность. Роль земли в жизненном укладе мещанских семей
  2. Глава I. Хозяйственно-организаторская функция Советского государства и ее роль в формировании хозяйственных отношений
  3. 28. Понятие и виды хозяйственных обществ по Закону Украины «О хозяйственных обществах».
  4. ДИАХРОНИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
  5. 4.2.6. Ячейки собственности, хозяйственные ячейки, иждивенческо-потребительские ячейки, хозяйственные организмы
  6. ТРИ ЗКОНОМИЧЕСКИК УКЛАДА
  7. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УКЛАД
  8. Семейный уклад.
  9. Процесс реформирования кибуцного уклада
  10. Пчелиный общественный уклад
  11. ПРЕДЫНДУСТРИАЛЬНЫЙ УКЛАД: АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО
  12. Социальный уклад в зрелом кибуце
  13. Уклад жизни в бенедиктинских монастырях
  14. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
  15. Вотчинный уклад и новые виды зависимости.
  16. Общественный и домашний уклад жизни. Нравственные и культурные ценности
  17. § 1. ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТА
  18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД И КУЛЬТУРА (VIII—XI вв.) МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕРРИТОРИИ
  19. Реформы продолжаются: социальный уклад в современных кибуцах
  20. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА. ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ В XVI в.