2.3. Советское народовластие

Советский период российской государственности был самым длительным периодом существования представительных учреждений в истории России. Хронологически он укладывается в рамки с 1917 по 1993 год. Вместе с тем до принятия действующей Конституции России этот период распадается на несколько продолжительных этапов, каждый из которых отличался существен- ными конституционно-правовыми особенностями построения советской модели организации власти.
Наиболее крупными их вехами являются ленинская Конституция РСФСР 1918 года, сталинская Конституция СССР 1936 года, брежневская Конституция СССР 1977 года, горбачевские конституционные поправки в Конституцию СССР в 1988 году.

В течение большой части указанного периода представительный характер Советов как политической основы российского государства был скорее номинальным, чем реальным. Советы, после того как им был придан статус органов государственной власти, лишь короткое время имели многопартийную основу, уже с 1922 года они ассоциировались исключительно с деятельностью Коммунистической партии. Последовательное выхолащивание властного и представительного характера Советов и непосредственное выполнение партией государственных функций привело к полному отрыву партии от народа и в конечном итоге к развалу советской государственности. Поэтому изучение негативного и позитивного опыта работы Советов и сегодня весьма актуально для понимания сути народовластия, выработки эффективных форм работы органов представительной и исполнительной власти в условиях зарождающейся многопартийности. Ведь многие сегодняшние издержки в работе представительных органов власти обусловлены слабым профессионализмом парламентариев, игнорированием ими отечественного опыта организации государственной власти.

Для полноты характеристики Советов как органов государственной власти следует учитывать и их догосударственные формы, когда они выполняли функции преимущественно забастовочных органов, постепенно преобразуясь в массовые общественно-политические организации. Впервые Советы рабочих депутатов появились в России в ходе революции 1905-1907 годов. Изначально они рассматривались представлявшими различные партии революционерами как органы, объединяющие рабочих для проведения забастовки. Известно, что первый Совет создали рабочие Иваново-Вознесенска во время общегородской стачки, проходившей с мая по август 1905 года. Он именовался Совет уполномоченных (по некоторым источникам — Собрание уполномоченных депутатов). Но уже этот первый Совет, помимо задач по организации забастовки (выработка единых требований, определение порядка проведения акций во время стачки, переговоры с работодателями и представителями власти и т. п.), решал и ряд задач местного самоуправления (поддержание общественного порядка в период забастовки, участие в урегулировании отношений между рабочими и владельцами ряда магазинов, где традиционно делали покупки рабочие, уборка некоторых улиц и т. д.). Причем при создании Совета не планировалось, что тот будет заниматься какими-либо проблемами городского управления, однако в силу ряда обстоятельств он был вынужден включиться в их решение. Это произошло потому, в частности, что значительную часть населения составляли рабочие ткацких предприятий, организовавшие стачку и создавшие Совет, а также в связи с тем, что органы городского управления не выполняли некоторые свои функции, надеясь вызвать хаос и тем самым подорвать организованность забастовщиков. Однако жизнь показала, что у Совета имеется серьезный потенциал в сфере местного управления.

Несколько позже Советы создавались во многих населенных пунктах в ходе всероссийской забастовки в октябре 1905 года, а затем — в ходе вооруженных восстаний и забастовок, развернувшихся в конце 1905 года и продолжавшихся в 1906 году. Советы стали выступать не только как организаторы забастовок, но и как органы руководства восстаниями. Стоит обратить внимание на то, что у многих Советов (например, у московского, красноярского, читинского и др.), как и у ивановского, проявился управленческий потенциал. Опыт первых Советов оказался весьма ценным, и, хотя после революции 1905-1907 годов они не создавались, сразу же вслед за падением самодержавия в конце февраля 1917 года Советы стали возникать в массовом порядке. И если в 1905-1907 годах в основном создавались Советы рабочих депутатов (единичны были случаи образования Советов крестьянских депутатов или Советов рабочих и крестьянских депутатов), то в 1917 году это были уже Советы и рабочих, и крестьянских, и солдатских депутатов.

Вместе с тем Советы создавали не только рабочие, солдаты и крестьяне. К примеру, в Томске почти одновременно были образованы Совет рабочих, Совет солдатских и Совет офицерских депутатов46. В Тюмени были созданы Совет рабочих депутатов, Совет солдатских депутатов, Совет крестьянских депутатов и Совет депутатов служащих ведомств и учреждений47. Всего, по неполным данным, согласно подсчетам академика И.И. Минца, к концу марта 1917 года в России имелось свыше 500 Советов48. Создание Советов продолжалось, и их число росло с каждым месяцем, наиболее интенсивно — в течение весны 1917 года.

Сразу же надо оговориться, что Советы отнюдь не были порождением какой-либо одной политической партии. Как признавал В.И. Ленин в Политическом отчете Центрального комитета Седьмому экстренному съезду Российской коммунистической партии (большевиков), состоявшемуся в марте 1918 года, «в феврале 1917 года массы создали Советы, раньше даже, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг»49. Возможность участия в их работе в 1917 году признавали многие политические силы, включая и те, что не только никогда не вступали в союз с компартией, но и вели с ней непримиримую борьбу. Так, бывший член Временного правительства В.Н. Львов (он занимал в течение пяти месяцев пост обер-прокурора Святейшего Синода) в публичной лекции, прочитанной им в ноябре 1921 года в Париже, дал Советам следующую характеристику: «Совет есть осколок общинного управления и потому понятен народу... Советская власть есть национальная революционная власть, созданная самим русским народом. Днем гибели России будет крушение Советской власти, так как никакая власть не в состоянии заменить ее»50. Таким образом, Советы с самого начала формировались на многопартийной основе, вместе с тем в них избирались не только члены партий, но и беспартийные, которых было большинство.

Образованные в 1917 году Советы сразу же заявляли о себе как об органах власти: они принимали акты о сокращении рабочего дня, о регулировании трудовых отношений, занимались снабжением населенных пунктов продовольствием, что в ту пору было важнейшей задачей, охраной общественного порядка, направляли своих комиссаров в государственные органы и пр. В соответствии с известным Приказом № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов в подчинение Совету переходили воинские части Петроградского военного округа с оружием и снаряжением.

Этот же приказ устанавливал гражданские права солдат, «нижних чинов» по тогдашней терминологии. Данную инициативу подхватили и другие Советы, принимая решения о проведении указанного приказа в жизнь. Фактически поддержка формирования и деятельности Временного правительства со стороны вначале Петроградского Совета, а позже — I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов была позитивной.

С одной стороны, Советы отказались от самостоятельного формирования собственных органов власти в пользу Временного правительства, а с другой — именно от поддержки Советов зависела жизнеспособность Временного правительства. Период с февраля по июль 1917 года условно был периодом двоевластия, когда формально власть принадлежала Временному правительству, но в столицах активно функционировали еще и Советы. Однако и после окончания периода двоевластия, когда возобладало Временное правительство, Советы сохранили высокий авторитет. Они активно действовали, хотя Временное правительство делало ставку уже не на Советы, а на избираемые органы местного самоуправления51.

Отмеченное выше изменение соподчинения Советов и Временного правительства было обусловлено еще и переменами в партийном составе съездов

Советов. Так, на I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 года) собралось 822 делегата, из которых 268 имели совещательный голос. Из них 777 делегатов заявили о своей партийной принадлежности: социалистов-революционеров (эсеров) было 285, меньшевиков — 248, большевиков — 105, а остальные представляли сравнительно небольшие политические партии и фракции в партиях52. Преобладание эсеров среди делегатов I Всероссийского съезда крестьянских депутатов в мае 1917 года было еще большим. Конечно же, во Всероссийском центральном исполнительном комитете, образованном I Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство составляли меньшевики и эсеры, а в Центральном исполнительном комитете, сформированном I Всероссийским съездом крестьянских депутатов, — эсеры.

Важно подчеркнуть, что меньшевики и эсеры, входя в Советы и даже возглавляя их, рассматривали Советы как общественно-политические организации, поддерживающие Временное правительство и оказывающее на официальную власть давление, вынуждая ее продолжать революционные преобразовав. Это была принципиальная позиция большинства российских политических партий, которые видели свое главное предназначение в пробе сил на выборах в Учредительное собрание и последующем завоевании мест в российском парламенте. Поэтому участие партий в работе рабоче-крестьянских Советов являлось для них важнейшим средством борьбы за голоса потенциальных избирателей на будущих выборах. Большевики же, напротив, полагали, что Советы должны стать единственными и полномочными органами власти (в то же время лозунг «Вся власть Советам!» по тактическим соображениям несколько раз на протяжении 1917 года выдвигался и затем снимался большевиками). Впрочем, большевики не исключали, что в дальнейшем в ходе политической борьбы за созыв Учредительного собрания они добьются абсолютной поддержки избирателей и сформируют свое представительство в парламенте. Но получилось иначе. По инициативе Ленина и его соратников произошел октябрьский переворот. Временное правительство было отстранено от формирования законных органов власти. Одновременно большевики смогли нарастить численность своих депутатов на съездах Советов. Уже на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов из 649 зарегистрировавшихся делегатов 390 были представлены большевиками, 160 — эсерами, 72 — меньшевиками, 27 — представителями других партий и групп53. В специальной литературе приводятся и несколько иные данные: согласно предваритель- ному докладу мандатной комиссии, на съезд прибыло 670 делегатов, из них 300 были большевиками, 193 — эсерами (более половины из них принадлежали к левым эсерам), 68 — меньшевиками, 14 — меньшевиками-интернационалистами, а остальные входили в иные партии и группировки либо вообще не имели какой-либо партийной принадлежности54. В итоге в состав ВЦИК на съезде были избраны 62 большевика, 29 левых эсеров, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист55. При этом еще раз подчеркнем, что до октябрьского вооруженного восстания и рабочие, и крестьянские Советы не имели статуса государственных органов. Это было прежде всего корпоративное представительство рабочих, солдат, крестьян.

Советы до октябрьского периода с правовой точки зрения можно охарактеризовать как массовые общественно-политические организации. Фактически они выражали представительство больших социальных групп. Крупные заводы делегировали своих представителей из расчета 1 человек на 1000 рабочих, мелкие — 1 представитель от предприятия. К числу сильных сторон этого периода организации Советов следует отнести высокую степень их координации во всероссийском масштабе. Деятельность Советов координировалась всероссийскими съездами, делегаты которых, как правило, избирались на уездных и губернских съездах соответствующих Советов. Более того, съезды создавали свои постоянно работающие исполнительные органы: съезды Советов рабочих и солдатских депутатов — ВЦИК, съезды Советов крестьянских депутатов — ЦИК, решения которых были обязательными для соответствующих Советов в межсессионный период. Однако эта обязательность носила исключительно общественный, но вовсе не государственный характер. Поэтому один из важнейших выводов, который надо сделать, характеризуя природу Советов в дооктябрьский период, состоит в том, что Советы по своей организационной основе, массовости превосходили многие политические партии, которые не имели столь широкой региональной структуры и поддержки.

В то же время политические партии, разрабатывая свои программные документы и тактику, не учитывали этот важный ресурс Советов. Сказанное в полном объеме относится и к Временному правительству, которое недооценивало их позитивную роль и потенциал. В итоге правовой статус Советов, возможность их включения в политическую жизнь, в действующие механизмы российской государственности в этот период не были реализованы. Лозунг «Вся власть Советам!», в очередной раз поставленный большевиками в повестку дня в октябре 1917 года, оказался лозунгом самоорганизации трудящихся без какого-либо продуманного плана действий. В воззвании Совета народных комиссаров от 5 ноября 1917 года говорилось: «Товарищи трудящиеся! Помните, что вы сами теперь управляете государством. Никто вам не поможет, если вы сами не объединитесь и не возьмете все дела государства в свои руки. Ваши Советы — отныне органы государственной власти, полномочные, решающие органы»56. В этом воззвании также видна неподготовленность большевистской партии к строительству, созданию новых органов власти.

<< | >>
Источник: Под ред. А.В. Иванченко.. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. — М.: Фонд «Либеральная миссия». — 300 с.. 2003

Еще по теме 2.3. Советское народовластие:

  1. 9.4. Цели, принципы и методы функционального народовластия
  2. Суды в системе народовластия.
  3. 9.1. Народовластие в контексте духовного опыта российского зарубежья
  4. Органы прямого народовластия.
  5. 4.2. Совершенствование государственных механизмов осуществления народовластия на федеральном уровне
  6. ГЛАВА 9. НАРОДОВЛАСТИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  7. 9.3. Государственная политика в перспективе народовластия
  8. 9.2. Народовластие как термин и как объективная реальность
  9. ГЛАВА 1. ИЗ РАННЕЙ ИСТОРИИ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИИ
  10. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НАРОДОВЛАСТИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. 1.1. Формы народовластия в Древней Руси. Вечевой строй
  12. ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РОССИЙСКОГО НАРОДОВЛАСТИЯ
  13. ГЛАВА 3. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ РОССИЙСКОГО НАРОДОВЛАСТИЯ
  14. Советское государство 11.3.1. Причины формирования советского тоталитаризма