Общенациональный кризис. Конец 1920 г. — начало 1921 г.

К началу 1920-х годов Россия представляла собой, no I образному сравнению В. И. Ленина, «до полусмерти изби- I того человека». Огромные безвозвратные человеческие по- I терн, миллионы инвалидов, нищих, беспризорных.

Отчая- I ние людей усугубляла хозяйственная разруха. Страна по- I теряла более четверти довоенного богатства. Экономические, I потери с 1914 г. превысили 40 млрд. золотых рублей. Про- I мышленное производство сократилось за семь лет в 7 раз,! на Украине, ставшей основным полигоном двух войн (mi- I ровой и гражданской) и военной интервенции, — в 10 раз. I Наиболее пострадала крупная промышленность. Производ-1 ство мелкой промышленности сократилось в два раза. В I упадке был транспорт. Топливный голод сковал перевозки, I парализовал работу предприятий. На треть упало сельско- | хозяйственное производство. Продукция земледелия состав- Г ляла 64%, животноводства — 72% от уровня довоенного 1913 г.

Хозяйственная разруха, разрыв экономических связей между городом и деревней, двухлетняя засуха 1920-1921 гг. обострили продовольственный кризис. В 1921 г. смертный голод охватил территории с населением в 35 млн. человек: прежде всего Поволжье, а также юг Украины, Крым, Северный Кавказ, южный Урал. По официальным данным, от

малярия и т.п.) умерло более 1 млн. человек, по данным со* временных историков — около 8 млн.

Государство, общественные организации, Красная армия организовали сбор средств голодающим. Большую помощь оказали зарубежные общественные организации, прежде всего США. Это помогло спасти от смерти не менее 7 млн. человек. Более миллиона голодающих, прежде всего детей, были вывезены в благополучные районы, главным образом на Правобережную Украину и в Белоруссию.

В феврале 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии церковных ценностей для закупки продовольствия голодающим. Это решение вызвало протест патриарха Тихона, который назвал его святотатством, согласившись на вольную жертву части церковного серебра и золота. На церковь обрушились репрессии. Несколько десятков наиболее активных противников реквизиций и распространителей патриаршего воззвания были осуждены на двух церковных процессах — Московском и Петроградском (апрель-июль 1922 г.). Из них 9 человек, в том числе митрополит Петроградский Вениамин, были расстреляны.

Глубокий экономический и прежде всего продовольственный кризис обусловил кризис социально-политический. Роптали все — и деревня, и город, и армия. Во всем обвиняли большевиков. Недовольство деревни продразверсткой вылилось в волну крестьянских восстаний, в которых только на территории РСФСР участие приняло около 150 тыс. человек. Они охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь. Наиболее крупным стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях («антоновщина»). Начав в д. Хитрово с ареста продотряда, крестьяне под предводительством 34-летнего эсера А. Антонова почти год — с лета 1920 г. до лета 1921 г. — воевали с регулярными частями Красной армии. Восставших подавляли беспощадно, но окончательно пожар «кулацких мятежей» большевики смогли погасить не оружием, а резкой сменой экономической политики.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921 г. (т.н. «волынках»). Запрещенные с 1918 г.,

они тем не менее прокатились по предприятиям ряда городов, в т.ч. и Петрограда. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали уличную демонстрацию, на подавление которой по приказу председателя Петросовета Г. Е. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты. Большевики в провоцировании недовольства горожан обвиняли « эсеро-меныпевистских провокаторов», во понимали, что его корни гораздо глубже.

Наконец недовольство вооруженных сил вылилось в волнения красноармейцев и матросов некоторых гарнизонов, Чрезвычайно опасными они стали в феврале-марте 1921 г., когда моряки крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота, расположенной в городе-крепости Кронштада (о.

Котлин), выступили под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». После ложного сообщения о массовых расстрелах в Петрограде 24 февраля они взялись за оружие. Организаторы вооруженного восстания (« кронштадтского мятежа») надеялись на помощь французской эскадры, а также армейских и военно-морских соединений осевшего в Париже генерала Врангеля. 9 марта 1921 г. нарком иностранных дел Г. В. Чичерин предупреди! председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого о выходе из Копенгагена в сторону Кронштадта эскадры французских и английских кораблей. Кронштадт грозил превратиться в очаг нового витка гражданской войны и морские ворота военной интервенции.

Руководство РСФСР было едино в стремлении локализовать и подавить мятежников. Разногласия возникли только по поводу средств. Сталин выступил за блокаду острова, Троцкий — за немедленный штурм, пока не взломан лед Финского залива и не подошла англо-французская эскадра. Ленин поддержал Троцкого. Операцию поручили Тухачевскому. 18 марта, в день подписания в Риге договора с Польшей, мятежная крепость пала.

Кронштадтские события В. И. Ленин сравнил с «молнией», которая осветила «действительность ярче, чем чтобы то ни было». После восстания кронштадтских моряков, ко* торых в 1917-1918 гг. называли красой и гордостью революции, стало ясно: на всех восставших Тухачевских не хва-

тит» Нужны принципиальные решения но коренным вопросам внутренней политики.

Своевременному принятию решений выводу страны из общенационального кризиса препятствовала военно-комму-дистическая идеология» закрепленная партийной программой 1919 г. и приведшая к кризису партии большевиков* Формально партийный кризис выразился в профсоюзной дискуссии, развернувшейся, в конце 1920 г. — начале 1921 г. Речь в ней шла не столько о профсоюзах, сколько о методах подхода и формах связи партии и государства с массами в условиях перехода от войны к миру.

Партийное руководство раскололось на несколько фракций со своими платформами. Основными были три: Л. Д. Троцкого, «рабочей оппозиции» (А. М. Коллонтай и А. Г. Шляпников) и В. И. Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий требовал «закрутить гайки», покончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, полностью подчинить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, видя неспособность партийно-государственных органов справиться с положением в экономике, требовали расширить рабочую демократию, передать управление экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позиция Ленина была центристской: партия и государство не должны упускать рычаг управления народным хозяйством, а профсоюзы, развернув демократию в своих рядах, должны стать резервом кадров управления и школой управления хозяйством («школой управления, школой хозяйничанья, школой коммунизма»). Ленин исходил из того» что экономикой руководить — не армией командовать. Здесь темпы и методы другие. Хозяйственные задачи надо решать не на энтузиазме, а при помощи энтузиазма на материальном интересе.

Итоги дискуссии подвел X съезд РКП (б) (8-16 марта 1921 г,)* Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу. Вместе с тем съезд по инициативе Ленина принял резолюцию «О единстве партии»» запретив внутрипартийные фракции и группировки. Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха дик-

татуры пролетариата». Принятая в чрезвычайных услови-ях, резолюция способствовала сплочению правящей партии на крутом повороте истории партии и России. Однако в последующие десятилетия она препятствовала развитию внутрипартийной демократии, что привело к отрыву руковод,-ства от партийной массы, образованию номенклатуры как особого слоя управляющих.

<< | >>
Источник: Терещенко Ю.Я.. История России XX-XXI вв. — М. Филологическое общество «СЛОВО»; Ростов н/Д: Издательство «Феникс». — 448 с.. 2004

Еще по теме Общенациональный кризис. Конец 1920 г. — начало 1921 г.:

  1. 5. КРИЗИС 1920—1921 ГГ.
  2. ГЛАВА 2. СОВЕТСКАЯ СТРАНА В ПЕРИОД НЭПА (1921 - КОНЕЦ 1920-х г.)
  3. РАЗДЕЛ 5 АНАРХИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС КОНЦА 1920 - НАЧАЛА 1921 ГГ. В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
  4. 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. в Советской России. Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность НЭПа
  5. ГЛАВА V СССР в период реконструкции. Конец 1920-х — начало 1940-х годов
  6. Глава I ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИМУЩИХ КЛАССОВ ИРАНА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА АНГЛИЙСКОГО ОККУПАЦИОННОГО РЕЖИМА (1920 —ФЕВРАЛЬ 1921 г.)
  7. ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА БРИТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ИРАНЕ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНСКИХ КАБИНЕТОВ (1920 —ФЕВРАЛЬ 1921 г.)
  8. 4. Общенациональный кризис
  9. Углубление общенационального кризиса в стране
  10. 1. Международная обстановка в 1935-1937 годах. Временное смягчение экономического кризиса. Начало нового экономического кризиса. Захват Италией Абиссинии. Немецко-итальянская интервенция в Испании. Вторжение Японии в Центральный Китай. Начало второй империалистической войны.
  11. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРИЗИС 1921 г. В ГЕРМАНИИ