Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста

При создании новой теории, базирующейся на перечисленных выше принципах, А. Р. Лурия дал новую трактовку таких понятий нейропсихологии, как симптом, функция, локализация, и ввел ряд новых: нейро- психологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга.

А. Р. Лурия использовал разработанное в физиологии понятие функциональной системы и применил его для анализа психических процессов, психических функций. Для этого необходимо было решить вопрос сходства и различия физиологической и психической функциональных систем. Он дал определение высшей психической функции, ориентированное на понятие функциональной системы, учитывающее системный подход к анализу психических функций, выработанный к тому времени в отечественной психологии.

Высшие психические функции представляют собой «сложные, саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольнее по способу своего функционирования»5.

В этом определении А. Р. Лурия придал законченность формулировке, предложенной Л. С. Выготским, указав на основные признаки пси- хических систем: социальный характер их формирования, знаковую °посредствованность, осознанность, произвольность. Подчеркивается с°Циальное происхождение ВПФ и их подчиненность культурно-исто- Рическим условиям, в которых они формируются и которыми опосредуются; способ их становления - хроногенный, в процессе социализации, в ходе поэтапного овладения социальными формами поведения* структурная специфика их строения - исходная непроизвольность по* ведения ребенка, которая по мере формирования ВПФ сменяется про. извольными, иерархически более высокими формами регуляции (сна- чала совместно со взрослым, а затем самостоятельно).

Введение понятия «функциональной системы» вместо «функция» снимает вопрос об узкой локализации психических функций в коре. Если рассматривать психическую функцию как функциональную систему, которая связана с совокупной, совместной работой ряда участков мозга, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. Локализация должны быть связана с работой различных участков мозга. И основным становится вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции.

В онтогенетическом аспекте этот вопрос можно поставить следующим образом: как и в каком объеме различные отделы мозга выполняют свойственные им функции в разные возрастные периоды. Если исходить из определения А.Р.Лурия, что материальной основой любой психической функции является «весь мозг в целом, но мозг как высоко дифференцированная система, части которой обеспечивают различные стороны единого целого»6, то первостепенное значение приобретает вопрос: какова степень морфофункциональной дифференциации различных отделов в целостной, интегративной работе всего мозга в разные возрастные периоды?

Предложенное А.Р.Лурия решение проблемы локализации позволило определить предмет нейропсихологии как науки, связанной с изучением роли отдельных мозговых структур в поведении человека.

Соответственно в задачи нейропсихологии детского возраста как одного из направлений нейропсихологии входит: -

изучение взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием нервной системы детей различных возрастных групп; -

выявление закономерностей нервно-психического развития ребенка; -

изучение нарушений, задержек, отклонений в психическом развитии или специфики психического развития, которые связаны с заболеваниями или иными особенностями работы нервной системы.

Возможность нейропсихологического анализа состояния психических функций связана с изучением симптомов, указывающих на изменения в их протекании. Наличие симптомов указывает на какое-то неблагополучие психической функции. Для того чтобы выяснить, с чем связано это неблагополучие, необходим «детальный анализ психологической структуры возникающего нарушения и выявление тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась»7- другими словами, требуется тщательная квалификация наблюдаемого

симптома.

Под квалификацией симптома подразумевается, во-первых, поиск того, что является характерным, специфическим для него и отличает его от других симптомов нарушения той же функции; во-вторых - полек того, что является общим в симптомах нарушения разных психических функций; в-третьих - выявление причины, которая лежит в основе этого симптома и которая вызвала его к жизни.

Таким образом, квалификация разных симптомов, наблюдаемых при локальном поражении мозга, позволяет найти их общие свойства, выделить тот фактор, который обеспечивает в разных функциональных системах работу данного участка мозга, и дать заключение о локализации очага поражения.

Применение нейропсихологического фактора как методологического конструкта позволяет сформулировать следующие иерархии построения психической функции: (мозговая структура) > (функция мозговой структуры) = (психический процесс) > (результат психического процесса = нейропсихологический фактор), а также (совокупность совместно работающих мозговых зон = нейрофизиологическая функциональная система) > (совокупность психических процессов = психическая функциональная система).

Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа изменений поведения, возникающих при локальных поражениях мозга.

Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению ряда психических функций, т. е. он является общим звеном в ряде функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с несколькими симптомами нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом, или синдромом.

Нейропсихологический синдром - это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга.

Можно ли использовать понятие «симптом» и процедуру синдромного анализа при анализе состояния психических функций у детей в ТОМ же контексте, что и у взрослых?

Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиологические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и Развития (с обзором этих данных можно познакомиться в главах 3-5 Настоящего учебника), позволяют утверждать, что общая морфологическая архитектура функциональных систем, представленная интегративными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, складывается на ранних этапах онтогенеза. В дальнейшем идет посте пенное гетерохронное морфологическое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри- и межсистемные перестройки, в ходе которых сменяются иерархии, существующие между отдельными компонентами внутри систем и системами.

Эти данные позволяют определить специфику синдромного анализа в онтогенезе.

Во-первых, в клинической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее проявление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использсгвание этого термина не всегда адекватно, если оценивается работа формирующихся, еще не окончательно сформированных психических функций.

Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, могут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции.

Но такое неблагополучие может иметь под собой две разные причины: нарушение работы психической функции или ее несформированность.

Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением того или иного участка мозга, и симптомы, связанные с несформированно- стью психической функции.

Это означает, что в первую очередь симптомы должны быть соотнесены не с нарушениями того или иного звена психической функции, а с возрастной продуктивностью ребенка в выполняемом задании. Эта продуктивность должна соответствовать возрастному периоду и может оказаться иной, чем у взрослого человека. Под продуктивностью понимается степень соответствия выполняемых действий и их алгоритма предметному содержанию деятельности.

Для дифференциации симптомов повреждения и несформирован- ности, таким образом, необходимо сопоставить результаты выполнения заданий ребенком с результатами взрослого человека и результатами большинства детей того же возраста. Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими по сравнению с результатами взрослых, но совпадать с результатами других детей в одновозрастной популяции. Это свидетельствует о том, что степень сформированное™ того или иного звена психических функций у ребенка еще не достигла окончательного уровня, но соответствует возрастному нормативу.

Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими не только по сравнению со взрослыми, но и по сравнению с результатами других детей в одновозрастной популяции. Это может свидетельствовать с учетом дополнительных данных, о повреждении ТОГО или иного звена психических функций у ребенка.

Во-вторых, нейропсихологические синдромы, которые описывают специфику формирования психических функций в разные возрастные периоды, должны отражать интегративную работу всего мозга, каждЫ*1 отдел которого вносит в нее специфический вклад. Но хроногенность созревания мозговых структур предполагает, что степень вклада отдельных структур в эту интеграцию может быть разной.

Это означает, что в обследовании можно обнаружить несформиро- ванность ряда звеньев психических функций (и недостаточную зрелость соответствующих мозговых структур). В этом случае мы имеем дело с многофакторными синдромами, характеризующими морфофункцио- нальную зрелость и психическое развитие и разную локализацию связанных с этим синдромом зон мозга. Факторный состав и локализация таких синдромов будет обусловлена логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, специфичной для данного возраста.

Различия в степени зрелости отдельных звеньев в определенные возрастные периоды будут обусловливать варианты сочетаний таких симптомов и соответственно нейропсихологические синдромы.

Такие синдромы отличаются от локальных синдромов, традиционно используемых в нейропсихологии, своей многофакторностью и поэтому не могут рассматриваться в понятиях традиционной локализации. Задачи, связанные с анализом степени зрелости различных зон мозга, в этом случае могут быть решены с помощью понятия распределенной локализации.

С помощью таких синдромов можно оценивать сформированность тех или иных психических функций и зрелость соответствующих структур мозга, понять закономерности формирования психических функций и созревания соответствующих отделов мозга, а также индивидуальные особенности в их формировании в разные возрастные периоды.

Поэтому еще одной особенностью нейропсихологического синдромного анализа, связанного с оценкой развития или отклонений в развитии, является необходимость работы с многофакторными синдромами и распределенной локализацией таких синдромов.

Задачи нейропсихологии детского возраста. Выявление симптомов, связанных с повреждением мозга, и симптомов, связанных с не- сформированностью, определяет не только специфику синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста, но и разные задачи, которые могут решаться с его помощью.

Одна из задач связана с выявлением специфики нарушения ВПФ при повреждении той или иной области мозга, т. е. с определением вклада того или иного отдела мозга в протекание психических процессов в Разные возрастные периоды. Эта задача решается в рамках клиниче- Ск°й нейропсихологии детского возраста.

Другая задача связана с выявлением общих и индивидуальных зако- Померностей в формировании структурно-функциональной организации мозга и ВПФ ребенка в разные возрастные периоды. Эта задача Решается в рамках дифференциальной нейропсихологии детского в°зраста.

Исходная аксиоматика нейропсихологии детского возраста. Сопоставление анатомических данных (исследования морфогенеза моз га), нейрофизиологических данных (исследование функциогенеза моз. говых структур), данных возрастной психологии (анализ психического развития и генез психических функций), рассмотренных в предыдущИх главах, подтверждает действие принципов системогенеза и позволяет выдвинуть ряд исходных предположений, касающихся структурно-функ* ционального формирования мозга и формирования психических функ- ций ребенка в онтогенезе. 1.

Общая архитектура функциональных систем складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. 2.

Формирование функций отдельных звеньев функциональных систем происходит поэтапно (гетерохронно) и характеризуется неравным вкладом каждого из них в совместную работу. Формирующиеся в первую очередь звенья функциональной системы берут на себя ведущую роль в обеспечении работы всей системы. 3.

По мере созревания новых звеньев происходит смена иерархии во взаимодействии уже сформировавшихся и формирующихся звеньев системы.

Смена иерархии элементов происходит не только в структуре отдельных психических функций (смена внутрифункциональных связей), но и во взаимодействии разных функций (смена межфункциональных связей).

Это приводит к качественным изменениям в работе каждой системы и отражается в качественно иной работе и результативности отдельных психических функций и в обеспечении комплексных и сложных форм поведения в целом. 4.

На первых этапах формирования ряд элементов (фрагмент функциональной системы) выполняет общие, сходные функции, т. е. работает по генерализованному принципу. В дальнейшем функциональное созревание системы идет по пути все большей специализации отдельных ее частей. 5.

Такая специализация, т.е. формирование конкретного нейрофизиологического механизма, становится возможной: а) по достижении определенной морфологической зрелости конкретной мозговой структуры; б) при наличии средовых воздействий, соответствующих нейрофизиологическим возможностям этой структуры; в) во время сензитив- ного периода. 6.

В первую очередь формируются те звенья функциональных систем и психических функций, которые опираются на работу подкорковых мозговых структур и первичных, ядерных зон сенсорных и моторной систем, затем проекционных зон сначала правого полушария, потом левого полушария, далее задней ассоциативной области и в завершение - передней ассоциативной области.

Методологическим следствием рассмотренных предположений становится то, что они позволяют рассматривать проблему локализации психических функций у ребенка с позиций взрослого человека и соотносить симптомы отклонений в работе психических функций с рабо той (нарушенной или несформированной) тех же участков мозга, что и у взрослого человека. 7.3.

<< | >>
Источник: Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия». - 528 с.. 2007

Еще по теме Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста:

  1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций человека
  2. Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.
  3. Гл а в а 7 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  5. Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3-є изд. — СПб.: Питер. — 272 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»)., 2008
  7. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте
  8. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины теории структурации
  9. Детские доказательства в школьном возрасте
  10. 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
  11. ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  12. 4. Системность математической теории
  13. § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
  14. 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
  15. XI. Восприятие тела как представляющего динамические, статико-динамические и статические свойства
  16. Экскурс О присвоении наследия философии субъекта (установки системной теории Н. Луманна)
  17. К критике фрейдистской теории детской сексуальности
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -