М. Кирквуд Значение идеологии в произведениях А. А. Зиновьева25

Тема идеологии проходит красной нитью через все обширное творческое наследие Александра Зиновьева. Она принимает различные формы, как художественные, так и научные: эссе, монографии, газетные и журнальные статьи, романы (один из них — в стихах), пьеса.
Эти работы охватывают период около тридцати лет, начиная с появления в 1976 г. «Зияющих высот» и заканчивая публикацией «Фактора понимания» в 2006 г. Зиновьев всегда утверждал, что является хладнокровным ученым, ищущим объективные законы, которые руководят жизнью больших социальных организаций и что вне зависимости от возможных последствий он всегда стремился найти истину. С другой стороны, изучая его труды, можно заметить, что его интерес сместился с одной позиции к полностью противоположной. Если сначала он анализирует недостатки коммунизма (включая и его идеологию) и стремится предупредить Запад от опасности, зазевавшись, допустить победу коммунизма во всем мире, то позже он становится апологетом коммунистической системы и убежденным, даже воинствующим противником того, что он считал процессом порабощения планеты Западом под руководством США.

Я уверен, что Александр Зиновьев не согласился бы с этим заявлением. Он часто отмечал как «парадокс», что его воспринимали как антикоммуниста и прозападника в течение 1970-х и в большую часть 1980-х, но как антизападника и про- коммуниста в 90-е годы и позже. Но, хотя мы можем согласиться, что он был строго аналитичен в таких своих ключевых работах как «Коммунизм как реальность», «Кризис коммунизма» и (в меньшей степени) «Запад», эти научные монографии являются лишь скромными спутниками художественных произведений, в которых «субъективная» позиция Зиновьева представляется кристально ясной. Например, трудно видеть какие-либо иные мотивы в работах типа «Гомо советикус», «Мой дом — моя чужбина», «Рага Bellum», «Государственный жених», не говоря уже о некоторых отдельных фрагментах «Зияющих высот» и других работ 1970-х и 1980-х годов, кроме желания предупредить Запад о необходимости не допустить даже малейшей возможности советского доминирования. Работы, написанные в горбачевско-ельцинский период, могут рассматриваться как переходные в терминах зиновьевской оценки относительной жизнеспособности (советского) коммунизма и (в прошлом сильно недооцененного) влияния западной идеологии, понимаемого как разлагающее влияние.

После развала Советского Союза работы Зиновьева стали не только более критичными по отношению к Западу и к его роли «победителя» в «холодной войне», но Зиновьев также стал значительно более положительно относиться к некоторым чертам старой советской системы. В его последних работах даже выдвигается предположение, что победа Запада в «холодной войне» послужила орудием к уничтожению альтернативного (и наилучшего) пути развития всего человечества.

Изучение и анализ роли идеологии в больших общественных системах, проводимые Зиновьевым, эволюционировали. Например, в своих ранних работах он приходил к следующему заключению о роли идеологии в Советском Союзе: Советский Союз — это «идеологическое» общество. В своих поздних работах он утверждает, что ресурсы и усилия, направленные на идеологию в Советском Союзе, в десять, если не в сто раз меньше того, что уходит на идеологию на Западе. Эти два заключения несовместимы. Следовательно, либо они оба ложны, либо одно из них верное. Как определить, какое из них является верным, неясно. Зиновьев часто делал выводы относительно роли и важности идеологии, просто перечислив типы контекстов, в которых она используется, число людей, включенных в производство и распространение идеологического материала, ряд ритуалов и мест встречи для демонст- рации идеологических убеждений и т. д. В определенный период он любил утверждать, что ресурсы, отводимые на идеологию в Советском Союзе, превышали ресурсы, отводимые на национальную оборону. Кажется, что он просто перебирает все логически возможные комбинации идеологических переменных, а не приводит реальные статистические данные. Тем же методом он приходит к выводу о превосходстве затрат Запада на идеологию над советскими26. В случае «западной идеологии» Зиновьев сталкивается с еще одной трудностью: она по сути не существует в форме идеологии или по крайней мере не существует в форме централизованной, монолитной системы.

Цель, которую я поставил в данной статье, — это найти, как взгляды Зиновьева на роль и важность идеологии развивались в ходе его творчества. Я вижу четыре периода в этом развитии, связанные с важнейшими процессами в истории Советского Союза и Запада. Я назвал эти периоды следующим образом: 1) «советский период»; 2) переходный период; 3) постсоветский период; 4) глобализация и зарождение сверхобщества.

<< | >>
Источник: А. Гусейнов. Философия России второй половины XX века. 2009

Еще по теме М. Кирквуд Значение идеологии в произведениях А. А. Зиновьева25:

  1. II. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение
  2. II. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение
  3. ЗНАЧЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  4. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  5. §2.2.1.1. Понятие идеологии. Идеология, религияи квазирелигии Нового времени
  6. Рябинин В. А.. Идеология «тайны беззакония»: философский и политический анализ идеологии «мондиализм». М.: «АИРО-ХХІ» 440 с., 2009
  7. § 2.11. Совместные произведения
  8. § 2.12. Составные произведения
  9. 5. Производные и составные произведения
  10. § 2.10. Служебные произведения
  11. 5. Авторы производных произведений