АСТИКА
Санкхья — одно из самых ранних философских учений (даршан) Древней Индии.
Санскритское слово санкхья (ср. р.) — означало, как прилагательное «исчисляющий, перечисляющий», а как существительное (м.р.) «тот, кто хорошо считает», а также «приверженец философской системы санкхья».
Основателем санкхьи считается мудрец по имени Капила. Но его «Санкхья-сутра» не сохранилась. Древнейший из дошедших до нас текстов —«Санкхья-карика». Ее автор—Ишвара Кришна.
Санкхья —одно из кшатрийских учений.
Ее зачатки усматривают в «Чхандогье-упадишаде».
Классическая санкхья. Дуализм. В отличие от монистических видов санкхьи: теистической (в «Бхагавадгите») и материалистической (в «Мокшадхарме»), классическая санкхья дуалистична. Мироздание имеет два изначальных источника. Это пракрити (prakrti) и пуруша (purusa). Что касается бога, то классическая санкхья атеистична: «Мир не создавался, следовательно не было его создателя. Причиной мира был мир...» (Санкхья-карика, IV).
Пуруша нам уже известен по «Гимну о Пуруше» (Ригведа, X), где, напомним, Пуруша — вселенский человек, которого боги, дабы возникло мироздание, приносят в жертву, и где Пуруша, по Упанишадам, растворяется в Атмане-Брахмане.
В санкхье пуруша — мировой дух, неизменный и самодостаточный. Если он чем и занят, то самосозерцанием. Он не имеет никакой иной причины для своего существования, кроме самого себя. Пуруша не подвергается воздействию и не действует.
Пракрити (природа, натура, «материя») также существует сама по себе, но, существуя сама по себе, она есть непроявленное (авьякта).
Космогония как выявление. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться влиянию пуруши, который, сам будучи бездеятельным, влияет на пракрити, побуждая ее к действию (близкое к пракрити санскритское слово «пракрийя» означает «действие, процесс», отсюда общеевропейское слово «практика»).
Союз пуруши и пракрита уподобляется сотрудничеству хромого и слепого: слепой (пракрита) несет на себе хромого (пурушу), а тот указывает ему дорогу.
В результате влияния пуруши на пракрита из пракрита выявляется, но не возникает то, что в ней было скрыто изначально. Санкхья учила, что следствие не возникает из причины, а содержится в ней в непро- явленной форме. Иначе пришлось бы допустить происхождение из ничего. Само выявление происходит постепенно.
Гуны. Прежде всего выявляются гуны. Гуна (м.р.) — качество, свойство.
Когда пракрита была непроявлена, то гуны находились в равновесии, в состоянии пралайя (пралайя, м.р.— растворение, исчезновение). Влияние пуруши на пракрита нарушает это равновесие.
Гуны трояки. Гуна саттва—нечто легкое и светлое, здоровое и ясное, гармоничное. Гуна раджас (ср. р.) —страстное качество, причина движения, стремления. Гуна тамас (ср.р.) — мрак, тьма, темнота, заблуждение, ошибка, бездействие.
Нетрудно заметить, что все эта гуны — перенесенные вовне человеческие качества. В зависимости от того, какой гуна преобладает в человеке, люди делятся на три вида. При преобладании саттвы человек бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Плод сатгвы —счастье. Люди раджаса предприимчивы и страстны. Плод раджаса — страдание. Люди тамаса — темны, апатичны, ленивы и безразличны. Это пример ант- ропоморфизации мироздания, что говорит о незрелости учения санкхья.
Параллельность. Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях: физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас (ср.р.) — величие, мощь, изобилие, зародыш огромного мира, а в психическом — буддхи (ж.р.) — ум, разум. Но при этом самостоятельность махаса скрадывается, в классической санкхье эта линия не находит развития. В трактате Харибхадры «Шад-даршана-самуччая» махас оказывается даже эпитетом буддхи. Дуализм санкхьи непоследователен.
Из буддхи выявляется ахамкара (от «aham» — «я»), в котором также могут преобладать как сатгва, так и тамас.
Из ахамкары, в котором преобладает гуна тамас, выявляются пять танматр (ср.р.), т. е. тонких, невоспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов (бхут), из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей. Это земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из ахамкары же, в котором преобладает сатгва, выявляются пять индрий Пуруша
Пракрити
гуны махас
ахамкара тамас
саттва
5 индрий 5 органов действий манас Схема связи основных понятий санкхьи
(индрия ср.р.— орган чувств), т.е. пять органов восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), и еще пять органов действий (рот, руки, ноги, орган выделения и орган деторождения), а также ум — манас (ср. р.).
В результате получается двадцать пять сущностей: пуруша, пракрити, буддхи, ахамкара, манас, пять танматр и пять соответствующих им бхут, а также пять органов действий и пять органов восприятия. Итак, в санкхье двадцать пять категорий.
Освобождение. Но среди этих категорий пуруша занимает особое место. Он превыше всего. Он и есть наше подлинное «я». Только невежественный человек отождествляет свое «я» с телом, с чувствами и даже с умом. Все это формы «не-я». В непонимании этого — причина страдания. Достаточно понять, что наше подлинное «я» вне времени и пространства, вне тела и даже ума, как страдание утрачивает свою причину, и в нас торжествует свободный, вечный и бессмертный пуруша, блаженный владыка, который не совершает действий и сам не подвергается воздействию. Он не страдает. И такое освобождение от страдания возможно уже при жизни. Но полное освобождение достигается после смерти тела, когда пуруша освобождается абсолютно. Этому и учит санкхья. На этом примере хорошо видна этическая направленность древнеиндийской философии, ее нацеленность на освобождение именно в том специфическом смысле, который преобладал в индийском мировоззрении на протяжении многих веков.
Дуализм классической санкхьи мнимый. Это не дуализм материи и духа. Дух как пуруша остается в стороне. Но под его влиянием в первоначально непроявленной пракрити проявляется своего рода отражение пуруши в буддхи, аханкаре и манасе — это как бы ступени материализации сознания, которым надо противопоставить снятие самосознания и отречение от мира. В этом и состоит, согласно санкхье, мокша.
и
Йога
К санкхье примыкает йога (yoga m.) Как и классическая санкхья, йога дуалистична. Она принимает за первоначала пракрити и пурушу.
В обыденном словоупотреблении слово «йога» означало упряжку лошадей и сбрую, применение, средство, прием и уловку, волшебство, дело и предприятие, связь и взаимообусловленность, приобретение и выигрыш, работу, усердие и прилежание. В специальном философском значении термин «йога» обозначает такие состояния нашего сознания, как сосредоточенность, глубокое размышление, созерцание.
Йога как даршана направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела как проявления пракрити и тем самым от нашей индивидуальности и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путем специальной деятельности, йогической практики.
Вообще говоря, йог много.
Джняна-йога утверждает, что душа освобождается благодаря знанию.
Бхакти-йога связывает освобождение с любовью к богу.
Карма-йога говорит об освобождении через отрешенную бескорыстную деятельность.
Мы же говорим здесь о раджа-йоге.
Вообще вся индийская философия, за малым исключением,— философия самоуничтожения.
Основателем раджа-йоги был мудрец по имени Патанджали — автор соответствующей сутры, который жил где-то между II в. до н.э. и I в. н.э. (вспомните об ахронологичности индийской истории). «Йога-сутра» была прокомментирована мыслителем по имени Вьяса. Ему принадлежит комментарий под названием «Йога-бхашья». За этим последовали и другие комментарии и разработки.
Именно Патанджали разработал восьмеричный путь освобождения нас от самих себя. Путь раджа-йоги напоминает также восьмеричный путь буддизма. У них одна цель: растворение индивидуального сознания во всеобщем, которое в силу своей всеобщности пустотно.
Итак, надо преодолеть в нас наше индивидуальное сознание. В йоге оно именуется термином «читга» (citta п.) — «ум и разум», «мышление и сознание», «чувство и ощущение», «воля и желание», «сердце». Читта "находится под влиянием гун.
Причина всех наших страданий — господство над нами низменных гун: тамаса и раджаса.
Йога насчитывает пять видов страдания: 1) авидья —страдание от незнания, которое состоит не в том, что мы не знаем, как лечить ту или иную болезнь, а в том, что мы принимаем «не-я» за «я», а тем самым нечистое за чистое, неприятное за приятное; 2) асмита — страдание из-за того, что мы отождествляем свое «я» с разумом; 3) рага — страдание из-за того, что мы стремимся к телесным, низменным, наслаждениям; 4) двеша —страдание из-за того, что мыХюимся боли и отвращаемся от ее источника; 5) абхинивеша — страдание из-за того, что мы боимся смерти.
Чтобы преодолеть все эти виды страдания, надо пройти тяжелый путь восхождения от «я» к «Я».
Этот путь состоит из двух половин:
Хатха-йога (hatha m.— «сила»; «насилие», «принуждение»; «необходимость»): 1)
яма (yama m.— «узда и повод», «препятствие и затруднение», «самопринуждение, самоограничение и обуздание»): а) воздержание от причинения вреда живому (ахимса); Ь) воздержание от лжи и неискренности; с) воздержание от воровства; d) воздержание от чувственных наслаждений и страстей; е) воздержание от принятия даров; 2)
нияма (niyama ш.— «сдерживание и ограничение», «установление и твердое правило», «необходимость и принуждение», «обет и пост», «приказ и требование»): приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души (ума) размышлениями о боге и положительными эмоциями, среди которых главные—доброжелательство по отношению к людям, дружелюбие. Это также привыкание к телесным страданиям. В целом нияма — состояние телесной и духовной бодрости; 3)
асана (asana п.) —улучшение состояния тела, а тем самым и души определенными статичными позами (их было 80), в которых надо уметь находиться как можно дольше и из которых надо уметь вернуться в нормальное состояние, что не всем удается, поэтому асанами надо заниматься под руководством специалистов; 4)
пранаяма (pranayama m.) —регулирование дыхания, точнее говоря сдерживание дыхания, ибо для того, чтобы ум мог сосредоточиться, надо меньше и поверхностней дышать.
Такова хатха-йога. Обычно к ней и сводят всю йогу, не подозревая о ее истинном смысле. Более того, под йогой часто понимают лишь йогические телесные позы и йогическое дыхание, не зная того, что и то, и другое бесполезно, если предварительно не отучиться лгать, брать взятки и не стать искренним и доброжелательным человеком.
Но йога не сводится к этому. Ее цель—растворение нашей личности в пуруше, а точнее говоря, в боге, потому что йога, в отличие от санкхьи, теистична. Поэтому вторая часть восьмеричного пути такова: 5)
пратъяхара (pratyahara m.) —отключение наших чувств от внешних предметов, мы должны ничего не видеть и не слышать.
Эти пять ступеней — внешние условия йоги как пути к освобождению себя от себя же.
Затем следуют три внутренних ступени: 6)
дхарана (dharana f.— внимание) —дисциплина ума, состоящая в умении сосредоточиться на каком-нибудь предмете, каковым может быть собственный пуп, собственная переносица, луна, изображение бога и т.п.; 7)
дхьяна fdhyana — размышление) — равномерное течение мысли вокруг того предмета, на котором мы сосредоточили свое внимание; 8)
самадхи (samadhi m.— сосредоточение) —конечная ступень в практике йоги. На этой последней ступени восьмеричного пути ум-читта настолько поглощен предметом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о себе. Происходит поглощение ума-читты предметом созерцания.
Говорят, что йогин (yogin m.) может приручать диких зверей, доставать любую вещь —достаточно только пожелать ее, знать прошлое, настоящее и будущее, производить сверхъестественные видения, звуки и запахи, видеть через двери, проходить сквозь стены, становиться невидимым, появляться одновременно в разных местах.
Если это так, то тогда и Пифагор был йогином: его видели одновременно в разных городах, а дикий белый орел дал ему себя погладить и т.д.
Как мы заметили выше, йога теистична. Бог — верховное, надин- дивидуальное, совершенное, вечное, вездесущее, всемогущее и всезна- ющее существо. Он поддерживает бытие мира одной лишь своей мыслью и желанием. Бог — верховный правитель мироздания.
Йога пытается доказать существование Бога, исходя из шрути, из понятия наибольшей величины, из собственной несоединимости пракрити и пуруши, тогда как мироздание создается благодаря соединению этих двух самих по себе несоединимых начал, что может сделать только бог. Соединение и разъединение на уровне индивидов зависит от их моральных достоинств — адришта (adrsta п.— провидение, судьба). В целом же недостаток моральных достоинств разных «я» приводит к разрушению мироздания.
Итак, освобождение достигается благодаря тому, что мы осознаем отличие своего подлинного «я» от физического мира, а этот физический мир состоит не только из внешней природы как непосредственной среды нашего обитания, но и из нашего тела, ума и личного эмпирического «я» и не только осознаем, но и активно подавляем наше тело, наши чувства, наш ум, наше едо, дабы возвыситься до трансцендентного духа, до пуруши. Подлинное «Я» стоит выше физической реальности с ее пространством и временем, с ее причинами и следствиями. Наше подлинное «Я» есть свободный бессмертный дух. Он по ту сторону зла и страдания, смерти и разрушения.
Еще по теме АСТИКА:
- Миманса (пурва-миманса)
- Веданта (Уттара-Миманса)
- В. Т. Харчева. Основы социологии / Москва , «Логос», 2001
- Тощенко Ж.Т.. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М,. – 511 с., 2001
- Е. М. ШТАЕРМАН. МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ, 1961
- Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П.. Сумерки богов, 1989
- И.В. Волкова, Н.К. Волкова. Политология, 2009
- Ши пни Питер. Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки, 2004
- ОШО РАДЖНИШ. Мессия. Том I., 1986
- Басин Е.Я.. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли), 1999
- Хендерсон Изабель. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии, 2004