4.2.5. Психическая регрессия
Регрессия психической активности и поведения состоит в возврате к более примитивным их формам, которые были характерны для предыдущих этапов онтогенетического развития.
Уже упомянутые нами Р. Баркер, Т.
'См., например: Hillgarcl ?. R. а.о.. Introduction to Psychology. New York, 1975, p. 437.
4.2. Непосредственные реакции в ситуациях фрустрации 163
организованной и дифференцированной. Действия и интересы детей становились более ограниченными, они стали хуже отражать объективную реальность и временную перспективу. Чем сильнее была выражена фрустрация, тем заметнее была психическая регрессия. Меньше регрессировали и были менее агрессивными те дети, у которых переживаемая фрустрированность была выражена слабее.
Регрессия происходит подсознательно и наблюдается не только у детей, но и у взрослых. Фрустрированная личность непроизвольно возвращается к более раннему и безопасному периоду своей жизни. Регрессируя, она уходит от неприятной реальности к тому периоду, когда она пользовалась протекцией других. Воспроизводятся старые приспособительные реакции (плач, различные эмоционально-импульсивные действия), которые в прошлом обеспечивали удовлетворение потребностей, но для разрешения актуальных проблемных ситуаций уже не являются адекватными.
Как показали исследования ряда авторов, существует группа психических факторов, которые создают готовность личности к регрессии. Психоаналитики считают одним из важных факторов фиксацию.*
Т. Дембо показала, что эмоциональное напряжение способствует развитию регрессии.2
Состояние неуверенности в себе тоже, как показал Л. Мэрфи, облегчает психическую регрессию личности. Однако в связи с этим следует заметить, что эмоциональное напряжение и неуверенность сами являются результатами прошлых или актуальных фрустраций, поэтому побуждаемая ими регрессия, в конечном счете, является реакцией на фрустрацию.
Представляет интерес открытое К. Левиным явление, состоящее в том, что фрустрация целенаправленной и внутренне мотивированной деятельности приводит к частой смене деятельности. В его исследовании трехлетний ребенок, занятый рисованием (своим излюбленным делом), «переходил последовательно от одного занятия к другому, затрачивая в среднем на каждое из них 3-5 минут, в то время как в предыдущий и последующий дни (без фрустрации) он уделял отдельным занятиям в среднем по 14,6 минуты. Это интересное наблюдение имеет прямое отношение к объяснению неустойчивого поведения».3
'Freud ?., Das Ich und die Abwehrmechanismen. London, Hogarth, 1946; Нюттен Ж. Мотивация. // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М, 1975. — С. 84. Вып. 5 и др.
2Нюттен Ж. Мотивация. // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. - М„ 1975. - С. 78-80.
?'Нюттен Ж. Мотивация. // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. — М., 1975. Этот автор ссылается на работу К. Левина: Lewin К. A Dynamic theory of personality. Selected papers. New York, 1935, pp. 95-96.
164
Глава 4. Защитные механизмы
Во фрустрирующих и стрессовых ситуациях человек может чувствовать себя беспомощным, потерять надежду на достижение цели, на спасение и т. п. В таких случаях наблюдаются характерные изменения мышления. Наблюдения И. Джениса показали, что мышление фрустрированного человека приобретает нереалистические черты, появляются примитивные формы магического мышления, человек становится суеверным}
Правда, подобного рода суждения, свидетельствующие о суеверии, высказываются в шутливой форме, но для слушателя ясно, что высказывающая их личность больше чем наполовину принимает их всерьез. Таким образом, мы имеем дело с умеренными формами психической регрессии, которые, в отличие от суровых патологических случаев, могут играть положительную роль: высказанные иронически, в шутливой форме и лишь наполовину принимаемые на веру, они могут способствовать адаптации личности.
Для получения полного представления о том, к каким глубоким изменениям личности может привести ставшая патологизирован-ной психическая регрессия, из работы Дж. Массермаиа приведем следующий чрезвычайно поучительный пример, ярко иллюстрирующий те социально-психологические условия, которые порождают глубокую патологию.
Семнадцатилетняя девушка, мисс С, была приведена матерью в психиатрическую больницу с жалобами на то, что в течение предыдущих пяти месяцев ее поведение становилось все более и более иррациональным и деструктивным. Оказалось, что, когда девочке было четыре года, у родителей начались злобные ссоры, которые превратили ее социальное окружение в исключительно неблагоприятное и нестабильное. Именно в этом возрасте у нее развились различные невротические черты: кусание ногтей, эмоциональные вспышки, энурез, многочисленные фобии. Она была очень связана с отцом, но, когда ей исполнилось 13 лет, мать получила попечительские права на дочь и стала жить с ней в другом доме. Пациентка восприняла это крайне эмоционально, часто ссорилась с матерью, создавая много дисциплинарных проблем как дома, так и в школе, попала в полицейские списки малолетних правонарушителей.
Три года спустя краткий визит к отцу привел к вспышке новой сильной ссоры между родителями, после чего, опять против воли пациентки, мать вернула ее домой. Здесь девочка отказалась идти в школу, стала угрюмой и замкнутой, некоммуникативной. Когда мать находилась на работе, она устраивала в доме беспорядок, разрывала платья, которые мать готовила для нее, выбрасывала вещи
'Janis I. L. Personality. Dynamics, development and assessment.
г
4.2. Непосредственные реакции в ситуациях фрустрации 165
матери из окна. Во время одного из таких «набегов» она обнаружила свое фото пятилетнего возраста, нечеткое и выцветшее: на нем ее брови и другие детали внешности не были видны. Используя это фото в качестве эталона, она выбрила свои брови, срезала волосы под детскую челку и начала подражать выражению лица и позе ребенка.
Когда она была приведена в больницу, все ее поведение было ребяческим: она была неопрятной и эиуретической, непрестанно хихикала или говорила простыми односложными предложениями, большую часть времени проводила на пол)', играя с кубиками или с куклами. За ней надо было присматривать и ухаживать, как за маленьким ребенком. Она, по всей видимости, регрессировала до того желаемого периода своей жизни, который предшествовал времени конфликтов. Более того, она выражала свою регрессию в бессознательно детерминированных, но явно символических действиях, изображающих исключение матери как соперницы и новое завоевание отца, которого она потеряла в детстве. (Masserman J. ?. Principles of dynamic psychiatry. Philadelphia, Saunders, 1946, p. 64.)
Хотя такие серьезные случаи регрессии очень редки, они воочию показывают те поведенческие крайности, к которым могут вести бессознательно и подсознательно действующие защитные механизмы. Когда психотерапия начинается задолго до осложнения болезни, человеку еще можно помочь осуществить реалистическое приспособление к фрустрациям своей жизни.
Обычно регрессия проявляется в более умеренных формах и не нарушает сколько-нибудь серьезно процесс адаптации. Одной из известных форм такой регрессии считается «болезнь домашнего очага»: когда личность сталкивается с трудными проблемами в новой социальной среде, она часто предается мыслям о доме, где всегда находила взаимопонимание и помощь. Это разновидность ностальгии.
Регрессия может появляться в любом возрасте. Типичным случаем психической регрессии является поведение 3-4-летнего ребенка после появления в семье новорожденного: у него может, под воздействием зависти и фрустрации, наблюдаться возврат к более ранним формам поведения, речевой активности (например, к периоду лепета), привычкам и т. п. Подобные поведенческие изменения сознательно или подсознательно предназначены для завоевания полного внимания родителей. Эти вопросы традиционно являлись и являются предметом пристального внимания психоаналитиков (эта проблематика обсуждается в трудах 3. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни, М. Клайн, Р. Спица и других психоаналитиков), но их всестороннее исследование необходимо для дальнейшего развития теории социально-психологической адаптации личности и групп.
166
Глава 4. Защитные механизмы
В настоящее время принято различать две разновидности регрессии: 1)
ретрогрессивное поведение: человек ведет себя как ребенок, для того, чтобы вновь получить ту любовь и те ласки, которыми был окружен в детстве. Например, подросток, завидующий младенцу и фрустрированный, плачет, просит родителей, чтобы они его ласкали. Таким образом, ретрогрессия есть возврат к тем формам поведения и переживания, которые уже были в одном из предыдущих возрастных этапов жизни человека; 2)
примитивизация, о которой мы уже писали в связи с разбором экспериментов Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина. Считается, что детское поведение, возникающее под влиянием фрустрирующеи ситуации, не есть возврат к прошлому (возрастная регрессия), а является просто более примитивной формой поведения. Например, фрустрированный мужчина, всегда строго следивший за соблюдением социальных норм, в новой ситуации может начать кулачный бой, если даже в детстве такая форма поведения ему вовсе не была свойственна.1
Отмечается также, что эти две разновидности психической регрессии могут иметь место совместно, под воздействием одной и той же фрустрирующеи ситуации. Однако, для того чтобы удостовериться в том, что данная регрессивная форма поведения в прошлом была свойственна именно данному индивиду, необходимо провести дополнительное исследование жизненного пути личности, собрать анамнестическую информацию.
Иные разновидности психической регрессии можно выделить с учетом того, насколько глубоким является возврат личности к прошлому. Мы считаем, что есть основание для выделения:
а) онтогенетической психической регрессии;
б) филогенетической регрессии личности.
О первой из них уже шла речь: это психический возврат индивида к формам поведения и познавательным процессам, свойственным индивиду на более ранних этапах онтогенетической социализации. Что касается филогенетической регрессии, то есть психического возврата индивида к тем формам психической активности, которые были свойственны нашим далеким предкам, то свидетельство, говорящее о реальности подобного процесса, можно получить путем изучения сновидений, неврозов и других явлений, в которых появляются архаические формы психической жизни. Здесь мы эту линию исследований развивать не будем.
Наконец, следует сказать несколько слов о возрастной регрессии в гипнозе. Проведенные несколькими исследователями опыты
'Hilgard ?. R. а.о., Introduction to Psychology. New York, 1975, p. 439.
4.2. Непосредственные реакции в ситуациях фрустрации 167
свидетельствуют о том, что под влиянием внушения в гипнозе возрастная регрессиия (ретрогрессия) действительно наступает.1
Появляются признаки, свойственные внушаемому возрасту. В связи с регрессией в гипнозе интересно отметить, что в этом состоянии, вспоминая и эмоционально вновь переживая свои конфликты, личность как бы освобождается от них. Это действие так называемого механизма катарсиса, который, таким образом, совместно с регрессией способствует психической адаптации личности.
Еще по теме 4.2.5. Психическая регрессия:
- О ПСИХИЧЕСКИЙ ОТБОР И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРОИЗВОДИМЫЕ ПРОФЕССИЕЙ 18
- ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС
- § 2. Народнохозяйственное значение регресса
- 7.4. Регрессия «Я-кониепиии» или же произвольное самоотчуждение?
- § 8. Отграничение регресса от смежных понятий
- Причины регресса
- Цивилизация как регресс
- § 3. Советская юридическая литература по вопросу о регрессе. Задача и рамки настоящей работы
- §7. СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХИЧЕСКАЯ СРЕДА ВООБЩЕ КАК ФАКТОР
- В.Ф. Базарный. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса, 2009
- § 3. Вопрос о праве регресса лица, возместившего вред, причиненный им совместно с другими лицами
- § 9. Предупреждение регресса посредством привлечении к арбитражному (судебному) делу соответчика.
- § 1, Общее понятие о регрессе (регрессном обязательстве, регрессном иске)
- § 4. Классификация психических явлений
- § 3. Пограничные психические состояния
- § 1. Понятие психических состояний
- 1.5. Психические аномалии
- Описание психического состояния
- ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
- Психические процессы, состояния, свойства