II 1.
признать самым счастливым такое государство, чья власть распространяется на очень многих. Кто, наконец, оценивает одного человека в зависимости от присущей ему добродетели, тот будет считать более счастливым более благонравное государство. 2. Но здесь возникают два вопроса, требующие разъяснения: один — какая жизнь заслуживает предпочтения, та ли, 15 которая объединяет людей в одном государстве и прд- общает их к нему, или, скорее, жизнь чужестранца, стоящего вне государственного общения? И второй-^ какой государственный строй, какую государственную организацию должно признать наилучшей, ту ли, при которой для всех желательно участвовать в государственной жизни, или ту, при которой это желательно для некоторых, по не для большинства? 1 Ввиду того что делом политического размышления и рассмотрения 20 является именно это, а не то, что предпочтительно для каждого отдельного человека, в нашем исследовании мы теперь будем заниматься преимущественно рассмотрением второго вопроса, считая его основным; первый же вопрос отнесем к числу второстепенных.
3. Итак, ясно, что наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать 25 и жить счастливо. Но даже те, которые согласны в том, что всего более предпочтительна жиапь, согласная с требованиями добродетели, спорят, чему отдать предпочтение: политической ли и практически деятельной (politikos kai praktikos) жизпи или. такой жизни, которая свободна от всякой внешней деятельности, например той созерцательной жизни, какую некоторые только и считают достойной философа. Легко видеть, зо что люди, всего выше ставящие достоинство и честь, почти всегда избирают один из этих двух образов жизни —? практически деятельный и философский; так было раньше, так обстоит дело и теперь 4. Далеко не безразлично знать, на чьей стороне истижа, так как и всякий верно мыслящий человек, и государство в целом должны, разумеется, сообразоваться с наилучше поставленной целью жизни. По мнению одних, власт- 35 вовать над своими ближними деспотически — дело величайшей несправедливости, властвовать же. пад ними псиграждански хотя и не заключает в себе ничего несправедливого, но препятствует счастливому сущест- вованию самого властителя2. Совершенно противоположно мнение других: практически деятельная и голо сударственная жизнь только и подходит для мужа, потому что в применении каждой добродетели открывается большое поле деятельности не для частного человека, но только для того, кто занимается обществен- 1Я24ь ными и государственными делами3. 5. Одни думают так, другие же утверждают, что счастливым является только деспотический и тираннический вид государственного строя. Затем, у некоторых отличительной чертой государственного строя и законов4 является то, Б что они имеют целью господство над соседями. Поэтому, тогда как в большинстве случаев законы в своей значительной части находятся, так сказать, в хаотическом состоянии, все же там, где они имеют в виду какую-нибудь определенную цель, опи все паправлепы к господству над другими. Так, в Лакедемоне и на Крите почти все воспитание и масса законов рассчи- 10 таны на войну.
Ничего подобного мы не усматриваем в остальных областях знания. Ни врач, ни кормчий не ставят 30 своей задачей либо убеждать, либо принуждать сплой, один — больных, другой — тех, кого он везет. Однако задачей политики большинство людей считает, по-видимому, деспотическое властвование и не стыдится допускать по отношению к остальным людям такие действия, какие по отношению к самим себе они не считают пи справедливыми, ни полезными; у себя они стремятся к справедливой власти, а по отношению к S5 остальным у них о справедливости нет никакой заботы. 9.
Если, однако, по природе одним свойственно быть под деспотической властью, а другим не свойственно быть под такой властью, то, раз дело обстоит так, нелепо стремиться к деспотической власти над всеми, по можно только над теми, кому свойственно подлежать ей; ведь для того, чтобы устроить пир или жертвоприношение, нужно устраивать охоту не палю- 40 дей, а лишь па те существа, которым свойственно быть предметом охоты, а таковыми являются дикие животные, притом такие, чье мясо съедобно. Далее, и совершенно изолированное государство могло бы оказаться msn счастливым само по себе в том случае, когда его устройство бесспорно прекрасно, коль скоро возможно вообще существование такого государства, политический строй которого пе паправлеп на войну и одоление 5 врагов — ведь всего этого может и не бьггь. 10.
Отсюда, таким образом, следует, что нужно заботу о военных делах считать прекрасной, по пе высшей п главной целью всего, а лишь средством к «е достижению. Законодатель должен стремиться увидеть государство, тот или иной род людей и вообще всякое иное общение людей наслаждающимися благой жизнью
и возможным для них счастьем. Конечно, некоторые ю из устанавливаемых законов будут далеко не одинаковы; и от законодателя зависит предусмотреть, какие меры следует принимать по отношению к каким соседям, если таковые имеются и каким образом нужно применять к каждому подобные меры. Впрочем, вопрос об этом будет должным образом разобран ниже, когда мы будем исследовать, какие цели 15 должен преследовать наилучший государственный строй.
Еще по теме II 1.:
- В. Т. Харчева. Основы социологии / Москва , «Логос», 2001
- Тощенко Ж.Т.. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М,. – 511 с., 2001
- Е. М. ШТАЕРМАН. МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ, 1961
- Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П.. Сумерки богов, 1989
- И.В. Волкова, Н.К. Волкова. Политология, 2009
- Ши пни Питер. Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки, 2004
- ОШО РАДЖНИШ. Мессия. Том I., 1986
- Басин Е.Я.. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли), 1999
- Хендерсон Изабель. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии, 2004
- Ишимова О.А.. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов., 2010
- Суриков И. Е.. Очерки об историописании в классической Греции, 2011