БОИ ВОССТАВШИХ С БРИТАНСКИМИ ВОЙСКАМИ В КАНПУРЕ И АУДЕ
Британские колониальные власти, растерявшиеся в первые дни сипайского восстания, не знали, что им предпринять. Вожди восставших сипаев могли бы развить первоначальный успех энергичным наступлением на районы, находившиеся еще в руках англичан, в частности на Пенджаб, где было сосредоточено свыше 10 тыс.
британских войск, в Декан и на Калькутту, центр английского управления Индии. Ho вместо этого они оставили некоторые сипайские части в отдельных изолированных пунктах. Это позволило британцам удержаться в Пенджабе, Бенгалии, в части Бихара и во всей южной Индии и выиграть время для организации наступления на охваченный восстанием район. После своих первых указаний в начале восстания в Центральной Индии генерал-губернатор Каннинг вызвал в Калькутту подкрепление из Мадраса и Бирмы и задержал британские войска, плывущие в Китай для ведения Действий во второй опиумной войне. Бомбейская армия, быстро ликвидировав мелкие выступления на территории Декана, начала готовиться к походу в Ауд и Северо- Западные провинции. Через две недели после начала восстания в конце мая 1857 г. в райоцы, охваченные восстанием, вверх по Ган гу в Бенарес двинулся прибывший из Мадраса отряд стрелков, который спешил на помощь Находящемуся в Аллахабаде британскому гарнизону. По дороге британские войска под командованием генерала Нила сровняли с землей находящийся на их пути город Бенарес (Ba- ранси) и, несмотря на то, что в Аллахабаде власть была уже в руках восставших, беспрепятственно соединились с осажденными колонистами. Уже 12 июня после жаркого боя британские войска овладели городом. Лиакату Али удалось уйти в Канпур к Нана Сахибу в сопровождении небольшого отряда сипаев. В оставленном им городе британские войска учинили расправу с повстанцами еще с большей жестокостью, чем сипаи расправлялись с колонистами. По словам очевидцев, англичане казнили в Аллахабаде около 6 тыс. человек. Карательные отряды превратили деревни в развалины,ограбили, истязали и вешали жителей округи, не считаясь ни с возрастом, ни с полом. Население, лишенное крова, разбегалось по окрестным селам, разнося вести о кровавой мести английских карателей. Многие сипаи бежали на запад, в Канпур, под защиту Нана Сахиба, который по-прежнему вел осаду крепости, где засели британские колонисты. Жестокость генерала Нила в расправе над мирными жителями вызвала недовольство генерал-губернатора Каннинга, который отстранил его от командования. Сменившему Нила генералу Хавелоку было поручено идти на помощь осажденному в Канпуре английскому гарнизону. Укрывшийся в Канпурской крепости британский гарнизон с семьями, имея артиллерию, три недели отбивал атаки сипаев. Ho в конце июня начальник гарнизона генерал Уильер согласился капитулировать, получив от Нана Сахиба разрешение спуститься на лодках вниз по Джамне в Аллахабад.
Однако индийцы не сдержали своего слова. Их ненависть к угнетателям Индии была настолько велика, что они набросились на садившихся в лодки англичан и буквально растерзали их. Спасти удалось только женщин и детей, которых по приказу Нана Сахиба привели обратно в Канпур и взяли под стражу. Это истребление безоружных британцев привело в ярость двигавшиеся к Канпуру войска генерала Хавелока. В Канпуре собралось 10 тыс. восставших сипаев и крестьян. Нана Сахиб, покончив с английским гарнизоном, выставил их навстречу приближающейся армии Xa- велока. Хотя в отряде Хавелока было гораздо меньше солдат, чем у индусов, имея перевес в артиллерии, он после двух боев обратил восставших в бегство и подошел к Канпуру. Нана Сахиб приказал убить плененных английских женщин и детей и, больше не в силах оказывать сопротивление британскому войску, 17 июля сдал Английские солдаты поджигают индийскую деревню в районе Кашмира. Гравюра середины XIX в. город. В течение нескольких дней, мстя за истребленный отряд английских колонистов, солдаты Хавелока с огромной жестокостью истребляли жителей, не успевших бежать из Канпура. Грабили дома и лавки. По свидетельству очевидцев, в Канпуре было убито около 10 тыс. чел. мирного населения. Военные суды отправляли на виселицы сотни людей. Через некоторое время войска Хавелока взяли еще несколько небольших городов и начали угрожать Ауду. Через три месяца после начала восстания обстановка в Доабе, несмотря на взятие Канпура, для британцев оставалась еще серьезной. Во главе восставших сипайских полков бенгальской армии у Нана Сахиба стал талантливый военачальник Тантиа Топи, телохранитель Нана Сахиба, и секретарь Азимулла-хан, образованный чело век, дважды посещавший Европу. Тантиа Топи вынудил Хавелока сдать Битхур и начал готовиться к захвату Канпура. Хавелок в это время снова двинулся в Ауд на помощь осажденному в английской резиденции в Лакхнау отряду колонистов Генри Лоуренса. В Ауде восставшие все еще безуспешно атаковали засевших в резиденции Ост-Индской компании британцев. Одновременно навстречу двигающимся им на помощь британским войскам вышло многочисленное воинство из крестьян-общинников, потомков древних индийских воинов — касты раджпутов, обнищавших при английских колониалистах и поэтому занявшихся земледелием. Вооружившись старинными мечами и пищалями, они оказали активную поддержку сипаям, защищавшим подступы к Лакхнау. Хавелоку удалось пробиться к городу лишь 21 сентября, но вывести осажденных колонистов он не сумел и был вынужден запереться вместе с ними в резиденции. О своем незавидном положении ему удалось сообщить в Калькутту, и вместе с лакхнауским отрядом он стал дожидаться подкрепления.