§ 1. Апологетическая литература


Из собственно богословской литературы можно почерпнуть ценную информацию касательно жизни христианских общин, о развитии вероучения, богослужебной практики, об искажениях церковного предания различными ересями, о взаимоотношениях Церкви и государства, об экономических аспектах бытия христиан и т.д.

В 20-х гг. II в. в среде христиан проявляется новая харизма (также харизма, греч. харюца — милость, Божий дар, благодать): целая плеяда писателей-аяояогетов направляет свой литературный и полемический дар на защиту христианства от нападок языческих философов и гонений со стороны языческого государства и общества в самом широком смысле — правительства, образованных классов и простого народа. По уровню знаний они не уступали своим оппонентам, от них берет начало христианская наука, древнейший вид которой — апология и тесно связанная с нею полемика.
Апологетические сочинения можно разделить на две группы: судебные, написанные, чтобы побудить власти прекратить преследования христиан, и научные, направленные против нападок со стороны языческой философии. Главным доводом апологетов в защиту христиан было само христианское вероучение, смысл которого они последовательно разъясняли, повседневная жизнь приверженцев новой веры и их искренняя готовность пожертвовать собой ради возвышенных идеалов1.
Начало греческой апологетике положил, как принято думать, неизвестный автор Послания к Диогнёту, опровергающий все обвинения язычников против христиан.
Первым апологетом в собственном смысле слова считается Кодрат, сведений о котором почти не сохранилось и сама апология которого, адресованная Адриану (предполагают, что она могла быть представлена императору в 123 или 129 г.), не сохранилась и известна только по Евсевию.
Философ-христианин из Афин Аристид писал в защиту христиан императору Антонину Пию (138-161) либо Адриану (117-138); его апология — самая древняя из дошедших до нас; ее датируют временем между 138 и 147 гг.2 Главная идея Апологии — в том, что только христиане поистине знают Бога, язычники же здесь непоправимо заблуждаются3.
Иустин Философ (Мученик), обратившийся в христианство около 130 г., вначале учил в Эфесе, а затем содержал в Риме в середине II в. христианскую философскую школу Он защищал около 150 г. в Первой апологии дела Церкви перед Антонином Пием и оставил древнейшую известную нам христианскую апологию против иудаизма «Диалог с Трифоном иудеем» (ок. 160)4. После того, вероятно, как императором стал Марк Аврелий (161), была написана Вторая апология — теперь в адрес Сената. Не дошли сочинения Иустина Zuvtayiia ката rtdacov aipeaecov, еще одна ZuvTayjia (на мысль о существовании которой наводят Ириней и Евсевий) и ряд других сочинений касательно язычества.

Ученик Иустина сириец («ассириец») Татиан, впоследствии (после 172 г.) впавший в ересь гностиков-энкратйтов («воздёржников»), оставил после себя апологию христианства «Слово к эллинам» (Огайо ad Graecos; собственно — против эллинов) — резко антиэллинское сочинение, полностью сохранившееся5.
Известен своими пастырскими и соборными посланиями Дионисий, епископ Коринфский (до 170); они были адресованы целому ряду общин — Афинской, Ни- комидийской, Римской, Лакедемонской, Гортйнской на Крите и др., — и все утрачены, остались лишь краткие эпитомы семи посланий у Евсевия и четыре отрывка из послания в Рим, направленного тогдашнему епископу Сотеру.
Афинянин Афинагдр, помимо апологии, направленной между 176 и 180 гг. Марку Аврелию и Коммоду («Прошение о христианах», в котором он опровергает обвинения в безбожии, фиестовых пиршествах — трапезах, где вкушали человеческое мясо, и кровосмешении), оставил труд «О воскресении из мертвых» — одно из лучших раннехристианских рассуждений на данную тему. Оба сочинения известны из рукописи 914 г.
Из трудов Федфила, 6-го епископа Антиохийского (ум. ок. 180-181), сохранились «Три книги к Автдлику», где он говорит о глупости языческого идолослу- жения, дает обзор учения пророков, развенчивает выдумки о фиестовых вечерях и эдиповских кровосмешениях и доказывает, что Писание христиан по времени происхождения древнее истории и литературы греков, даже их мифов; писаниям евангелистов и посланиям Павла он придает одинаковый авторитет с пророческими книгами и для обозначения различия в Боге впервые вводит термин xpiaq (Троица). Другие произведения Феофила (среди которых были, вероятно, комментарий на Четвероевангелие и сочинения против Маркиона и Гермогёна) до нас не дошли.
Между 180 и 220 гг. появилось произведение Ермия Философа «Осмеяние внешних [т.е. нехристианских] философов» — десять глав, полных едкого юмора относительно противоречий в учении греческих философов о Боге, творении мира, душе, материи и духе. Из 16 рукописей этого произведения только одна — ранняя (Х-ХИ вв.), прочие — XV в. Ни древними, ни средневековыми авторами оно не упоминается, поэтому об авторстве и времени написания существуют только предположения.
Ипполит, епископ Римский (ок. 170 — ок. 236), был плодовитым писателем. По разнообразию интересов и числу трудов его сравнивают с Оригеном. Последователи воздвигли в его честь (возможно — на месте погребения) знаменитую мраморную статую, которая была найдена в 1551 г. при раскопках на виа Тибур- тина6. Литературная его деятельность относится к 200-235 гг. Он был последним христианским писателем Рима, который пользовался греческим языком, и создал более 40 трудов, включая толкования на Библию, полемические и вероучительные сочинения, работы по церковному праву, проповеди и хроники. Сириец Ебидиес читал его «Апологию Апокалипсиса и Евангелия от Иоанна, апостола и евангелиста», где Ипполит опровергает ересь алдгов, отрицавших учение о Логосе. Именем Ипполита завершается грекоязычный период римского христианства.
В числе древнейших латинских апологетов — Квинт Септимий Флоренс Тер- туллиан (ок. 160 — 1-я половина III в.), первый латинянин, который, став последователем Христа, передал его учение на родном для этого народа языке. Тертул- лиан — и апологет, и антигностик, и ересеолог, и полемист против монархиан, и учитель Карфагенской катехизаторской школы, и первый западный значительный
богослов, и (в конце жизни разочаровавшись в Римской Церкви ввиду «завистливости и распущенности римских клириков», как писал Иероним) монтанист, реформировавший систему монтанизма (в этом он нашел единомышленников, которые образовали кружок «тертуллианидов»).
Тертуллиан обогатил латинское богословие многими принципиальными посылками, включая термин «правило веры» (regula fidei). Последний означает основания церковной веры, базирующиеся на Писании7, устно переданные Церквам апостолами и сохраняемые из поколения в поколение как крещальный символ веры; ни одна книга не могла быть признана Писанием, если не соответствовала «правилу веры». Как апологет Тертуллиан наиболее полно проявил себя в «Двух книгах к народам».
Фасций Киприан — епископ Карфагенский (между 200 и 210 - 258), обратившийся в христианство около 246 г., возглавлял Карфагенскую Церковь почти 10 лет, вплоть до своего мученичества. Дошли 65 его писем и 12 сочинений о практических проблемах Церкви того времени8.
Марк Минуций Феликс — автор диалога «Октавий», написанного, вероятно, в 180-192 гг., при Коммоде (М.Э. Поснов предлагает причислять Минуция Феликса к греческим апологетам, хотя писал он по-латыни), — лучшей апологии по литературным достоинствам и логике доказательств; исследователи полагают, что Минуций Феликс широко использовал произведения Цицерона (De deorum natura и De divinatione) и Сенеки (De providentia и De superstitione). Минуций Феликс ниспровергает политеизм, с негодованием отрицает возводившиеся на христиан обвинения (в почитании головы осла, поклонении genitalia пресвитера, фиестовых вечерях, эдиповых смешениях, атеизме) и в заключение дает прекрасное описание истинных верований и жизни христиан.
Утрачены апологии Кодрата (имеются фрагменты у Евсевия); трех апологетов второй половины II в.: Милътиада, который писал «против эллинов», «против иудеев» и «к властителям» — Антонину, Марку Аврелию и Луцию Веру (информация об этом сохранилась у Тертуллиана, анонимного малоазийского полемиста против монархиан и автора «Малого лабиринта» Ипполита); Мелитдна, епископа Сардий- ского (его труды известны в основном по названиям, которые скопировал Евсевий Памфил, вероятно, в Кесарийской библиотеке; в XX в. были обнаружены два папирусных сборника, где содержатся две проповеди Мелитона об иудейской пасхе и о душе и теле — папирус Честер-Битти, изданный С. Боннером, и папирус Бодмера, изданный М Тестюзом); и Клавдия Аполлинария, епископа Иеропдльского (о его антимонтанистских писаниях, апологиях против эллинов и иудеев и др. упоминают Серапион Антиохийский, Евсевий, Феодорит, а также анонимный автор «Пасхальной хроники»).
К трудам апологетов примыкают произведения ересеологов, главной задачей которых было обличение ересей, прежде всего гностических.
Среди ересеологов выделяется Ириней, епископ Лионский (ок. 130 — н. III в.) — человек Востока по происхождению и воспитанию (он был учеником Поликарпа Смирнского) и Запада — по деятельности. Видимо, он был послан Малоазийской Церковью в Южную Галлию, был здесь пресвитером, а затем, с 178 г. (после По- фина), епископом Лиона, где и написал свой труд «Опровержение и отвержение лжеименного знания (гнозиса)» (сокращенно — «Против ересей»), сохранившийся во фрагментах по-гречески и полностью — в латинском переводе9. В этой книге Ириней, в частности, утверждает канон Св. Писания, пытается выделить истинное

Предание, устанавливает принцип древности или апостольского преемства епископов и единой Вселенской Церкви, учит о реальности спасения через обожение человеческой природы. В начале XX в. был найден армянский перевод еще одной книги Иринея — «Разъяснение апостольского учения». В своих трудах Ириней предстает первым великим церковным богословом, апологетом ортодоксии в борьбе с гностической ересью и связующим звеном между Восточной и Западной Церквами. Кстати, он — первый из отцов Церкви, кто использует весь Новый завет целиком, без изъятий. Неустойчивым и противоречивым мнениям еретиков он противопоставляет неизменную веру кафолической Церкви, основанную на Писании и Предании, которую поддерживает в единстве епископат.
До Иринея против гностиков выступал Гегезйпп в «Памятных записках» (о чем можно строить только предположения).
Помимо отдельных личностей, значительный вклад в апологетику вносит Александрийское огласительное училище. Александрия, бывшая центром языческой учености, превратилась и в рассадник христианского просвещения.
Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), учивший там в 191-202 гг., в сочинении «Лротрёптик», или «Увещательное слово к эллинам», доказывает неверность созданной поэтами языческой религии в сравнении с христианством, разъясняет бессмысленность языческих мистерий, идолов и бесчеловечность языческих жертвоприношений.
Завершением апологетического времени можно считать деятельность Оригена (182 или 185 — ок. 251), пресвитера и выдающегося учителя Александрийского училища, которого Дидим назвал «вторым после Павла». Он — отец церковной науки в широком смысле и вместе с тем основатель богословия, развивавшегося в IV-V вв. Ориген создал церковную догматику, заложил основание научного знания об иудейской и христианской религии, освободил христианское богословие от апологетических и полемических задач, сообщив ему самостоятельное значение. Он провозгласил примирение науки с христианской верой10.
Большим авторитетом пользовался возглавивший Александрийское училище ок. 232 г. после Оригена Дионисий Великий, позднее — епископ Александрийский (ум. 265), известный полемист с монархианами, писавший против Савёллия, Павла Самосатского, автор целого ряда догматических, канонических, экзегетических трудов.
Мефодий, епископ Олимпийский (позднейшие писатели называют по недоразумению местом его епископства Патры, отчего он также известен как Мефодий Патарскищ ум. ок. 310), написал несколько книг против Порфирия, от которых дошли лишь отдельные фрагменты у Иоанна Дамаскина; Евсевий Кесарийский — 25 книг против Порфирия и небольшое сочинение против Иерокла.
<< | >>
Источник: В.В. Симонов. Введение в историю Церкви. Часть 1: Обзор источников по общей истории Церкви: Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета. — 752 с., илл.. 2012

Еще по теме § 1. Апологетическая литература:

  1. Часть вторая — апологетическая
  2. ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ И АПОЛОГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗУ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО СИНТЕЗА
  3. Рекомендуемая литература Литература ко всем разделам*
  4. Список литературы
  5. Литература
  6. Литература
  7. 4. Литература
  8. Литература
  9. Литература
  10. СОЦИОЛОГИЯ литературы
  11. Список литературы
  12. Литература