Основные этапы урбанизации
Развитие капитализма в России и ускорение урбанизации (1860—1913).
Хотя история российских городов насчитывает более тысячелетия, отсчет истории российской урбанизации логичнее начинать с отмены крепостного права в 1861 г., когда изменились ее движущие силы и экономические причины оттеснили административные на второй план.
К середине XIX в. структура хозяйства российских городов радикально изменилась из-за стремительного роста промышленности, потеснившей прочие сферы городской экономики. В 19% городов европей-
Функциональная структура городов европейской части России
в XVIII-XIX вв., % (без Польши и Финляндии)
Таблица 1.
Тип города по преобладающим функциям | 1760-е | 1790-е | 1850-е | 1897 |
Административно-военные | 4,6 | 3,9 | 5,0 | 0,3 |
Аграрные | 58,9 | 54,4 | 22,0 | 8,5 |
Торговые | 2,3 | 3,9 | 10,0 | — |
Ремесленно-промышленные | 3,6 | 1,2 | 43,0 | 2,0 |
Города смешанного типа | 30,6 | 36,6 | 20,0 | 89,2 |
Источник: Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1, СПб, 1999.
ской части России земледелие вообще перестало фигурировать в качестве занятия населения, хотя для 22% оно все еще оставалось главным источником средств к существованию, несмотря на изменение структуры «занятий на земле»: хлебопашество было окончательно вытеснено садоводством и огородничеством. К началу реформ промышленные города превосходили все остальные по темпам роста, однако наиболее развитыми оставались торговые города. В целом вектор урбанизации был направлен на формирование многофункциональных центров, ряды которых наиболее активно пополняли административные города.
Промышленная революция в России ускорила процесс создания новых городов и преобразования сельских поселений в городские. В 1863 г. был издан закон, который давал крестьянам право ходатайствовать о предоставлении их селу статуса города, если: 1) образование города поддерживало не менее двух третей жителей села, 2) в селе существовали достаточно развитые промышленность и торговля, 3) жители имели достаточно средств на устройство и поддержание местного самоуправления, 4) помещик в бывших владельческих селах был согласен на преобразование. Введение последнего условия было продиктовано проблемами, возникшими во время екатерининской административной реформы 1775—1785 гг., когда промышленные села были частновладельческими, и помещики либо не хотели терять контроль над ними, либо требовали непомерно большой выкуп. Результатом этого стало превращение правительством в города государственных сел, которые уступали по уровню развития частновладельческим. Многие из таких «городов» оказались нежизнеспособными.
225
Ходатайства об изменении статуса поселения не всегда заканчивались успехом. Мешало либо сопротивление населения, опасавшегося потерять свои наделы, как в Нижнем Тагиле или Невьянске, либо спорность межселенного межевания и землепользования, как в Кимрах, либо несогласие бывшего помещика. Села Орехово и Зуево не были преобразованы в города из-за противодействия местных промышленников, так как статус города увеличивал размер налогов, выплачиваемых в городскую казну. Противоположный пример дает Иваново- Вознесенск, образованный в 1871 г. из сел Иваново и Вознесенский Посад. Еще раньше в город был преобразован Павловский Посад.
Отходничество. Интенсификации процессов урбанизации способствовали глубокие демографические и социально-экономические сдвиги, происходившие в стране. К моменту реформ Центральная Россия уже более полувека жила в условиях аграрного перенаселения, в деревне становилось все больше людей, готовых порвать с крестьянским состоянием и переселиться в город. В 1860 г. 1,3 млн крестьян занимались отходничеством и делили свою жизнь между городом и деревней. В некоторых селах, находившихся в сфере влияния Москвы и Петербурга, многие по нескольку лет не возвращались домой в деревню. Отходники никак не участвовали в городском самоуправлении и не платили налогов и сборов, но их численность достигала 25% от городского населения того времени.
Царский манифест об освобождении крестьян открыл шлюзы, которые долгое время сдерживали миграцию из села. После отмены крепостного права в город переселилось 7—8 млн чел. Для крестьянской страны это был серьезный сдвиг, вызвавший неоднозначную реакцию в обществе. Одних беспокоил упадок деревни, уход самых активных, грамотных и энергичных, слом тысячелетних устоев жизни. Другие, напротив, видели в этом начало долгожданных социальных перемен: «разложение» деревни воспринималось как пролог к обновлению.
К началу ХХ в. 47% городских жителей Российской империи были уроженцами сел и деревень, а в Петербурге и Москве — 69—70%. Наплыв крестьян резко изменил социальный профиль городов. Он породил такие известные городские проблемы, как интенсивная миграция, острая нехватка жилья, социальное расслоение, рост маргинальных слоев населения, формирование районов концентрации «бедности» и «богатства», криминализация, конфликт мировоззре-
226.
ний, привычек, вероисповеданий и образов жизни. Немногочисленная городская буржуазия демонстрировала презрение к «деревенщине», получая в ответ пренебрежительное отношение к «белой кости» со стороны нарождающегося пролетариата. Общество оказалось не готово к вызовам урбанизации, город стал символом люмпенизации российского крестьянства и революционных брожений.
Крупнейшие города и формирование сети городов. На проблемы демографической модернизации, радикально меняющей архаичный российский социум, накладывались экономические трудности. Стране остро не хватало больших городов — главной базы модернизации и дальнейшей урбанизации. Хотя растущая промышленность поглощала избыточные трудовые ресурсы деревни и интенсивно формировала города, их сеть по-прежнему оставалась разреженной. Относительно урбанизированными были окраины Российской империи, а не ее огромное континентальное «тело». В конце XIX в. в стране имелось только два города-миллионера — Петербург (1264,9 тыс.) и Москва (1038,6 тыс.). Среди городов с населением свыше 100 тыс. чел. 11 находились за пределами современной России (Варшава, Одесса, Лодзь, Рига, Киев, Харьков, Тифлис, Вильно, Екатеринослав/Днепро- петровск, Баку, Кишинев), и только пять (Саратов, Казань, Ростов- на-Дону, Тула, Астрахань) — на ее нынешней территории. Главный экономический, торговый и политический нерв страны оставался в ее западной части.
Наиболее густая сеть городов под влиянием промышленной революции сложилась вокруг Москвы. В самой Москве и окружавших ее малых городах и поселках — в Иваново, Костроме, Твери, Владимире — размещались текстильные фабрики. К югу от Москвы, в Туле, возник крупнейший центр оружейных мануфактур и механических мастерских. Нижний Новгород выполнялторгово-распределительные функции между «хлебными» городами Поволжья, Москвой, Петербургом и Европой. Инженерные производства, требовавшие более квалифицированной рабочей силы, располагались в Москве, Петербурге, Харькове (ныне Восточная Украина) и Риге (столица Латвии). Вокруг угольных шахт и металлургических домен росли города Донбасса (ныне регион разделен между российской Ростовской областью и украинскими областями Донецкой и Луганской).
227
архаичные технологии начала XIX в., привело к стагнации уральских городов-заводов. Каспийские нефтяные промыслы стимулировали быстрый рост Баку (ныне столица Азербайджана).
Особую роль в формировании современной системы российских городов сыграл железнодорожный транспорт. Железные дороги соединили почти все губернские и областные центры. Строительство Транссибирской магистрали дало толчок городскому буму в Сибири. В начале ХХ в. Томск, Омск, Новосибирск и Красноярск были самыми быстро растущими городами страны. Старые российские города, оставшиеся в стороне от железной дороги, даже такие известные, как Тобольск или Каргополь, переживали упадок. Самара получила мощный импульс к развитию благодаря железнодорожному мосту через Волгу, а Казань, Астрахань и Саратов, где мосты были построены позже, начали отставать.
В целом процессы урбанизации пореформенного времени в России имели центростремительный и линейный характер. Почти половина всего городского населения проживала в двух столицах и основных губернских и областных центрах. В совокупности эти крупные города обеспечивали почти 70% торгово-промышленного оборота страны.
Сопротивление урбанизации и ее продвижение. Несмотря на бурные процессы урбанизации и приток населения в города (за 1860—1913 гг. городское население выросло втрое), городская жизнь в России была развита слабо, а горожане малочисленны. В 1913 г. — наиболее благополучном году для Российской империи — жители городов составляли всего 15% населения (23,3 млн)[59]. Рост городов воспринимался многими как нечто противоестественное. Российский энциклопедист и философ Н. Федоров писал: «Недостаточно одного ограничения прилива сельского населения в города (в эти морильни всего живого)..., необходим обязательный ввиду спасения земли ежегодный набор в городах для перевода в села . с устройством кустарного производства вместо фабричного».
В 1870 г. и затем в 1892 г. были проведены реформы местного самоуправления, предоставившие городам выборное право и большую автономию в принятии решений. Эта эпоха наложила яркий отпечаток на облик городов: появилось уличное освещение, были замощены центральные площади и улицы, в 20% городов функционировал водопровод, а в 5% и канализация. Везде работали больницы и аптеки, в половине городов были клубы или народный дом, библиотеки и читальные залы, занимавшиеся просветительской деятельностью, в каждом третьем городе был свой театр, в каждом десятом — музей. Развивался общественный транспорт и связь, в 4,5% городов имелся трамвай, а в 26,7% — телефоны. Символом этого времени стали красно-кирпичные мануфактуры — шедевры фабричной архитектуры, которые и сегодня составляют существенную черту городского пейзажа в старопромышленных районах.
Рубеж XIX—XX вв. стал переломным и для градостроительства. Численный рост городов сопровождался резким ростом плотности городского населения и интенсификацией использования городской территории. В первую очередь это коснулось городских центров, где земля была особенно дорогой и где были сконцентрированы деловые, торговые и общественные здания, престижное и благоустроенное жилье с электрическим освещением, водопроводом и канализацией. Возникла потребность в многоэтажном жилищном строительстве, повышающем «отдачу» доходных домов с участка городской земли. Пионером возведения высотных домов стала Москва, переживавшая в начале XX в. строительный бум. В 1906—1914 гг. ее жилой фонд ежегодно увеличивался на 8%, но население росло вдвое быстрее. Так же бурно развивалась деловая активность. Поэтому ради строительства 8—12-этажных «небоскребов» активно скупались участки и сносились целые кварталы добротной купеческой застройки в центре города.
Первая мировая война, две революции и последовавшая затем Гражданская война нарушили эволюционный ход процессов. В России царили политический хаос и экономическая разруха. Горожане бежали в деревню в надежде найти пропитание, крестьяне спасались в городах от чередующихся набегов «красных», «белых», «зеленых». И город, и село обнищали. Неизбежные во время войны пожары уничтожили значительную часть жилого фонда. Политика военного коммунизма и продразверстка привели к резкому сокращению сельхозпроизводства, что в совокупности с засухой лета 1921 г. спровоцировало
Население городов европейской части России
Таблица 2
Города | Рост (+), убыль (-) населения городов по сравнению с предыдущей переписью (%) | ||
1917/1987 | 1920/1917 | 1923/1920 | |
Города хлебопотребляющих губерний России | |||
Столицы: Петроград и Москва | 73,6 | - 58,2 | 51,3 |
Центральные промышленные губернии | 74,7 | - 28,1 | 20,1 |
Северные и Приозерных (северо-западные) губернии | 65,5 | -19,3 | 9,1 |
Западные губернии | 41,9 | -18,9 | 12,3 |
Города хлебопроизводящих губерний России | |||
Центрально-Черноземные губернии | 43,1 | -17,1 | -0,5 |
Губернии Поволжья и Предуралья | 86,8 | - 12,0 | -4,4 |
Источник: Квиткин О. Население городов европейской части РСФСР по переписям 1897, 1917, 1920 и 1923 гг. Бюллетень ЦСУ, № 77, 25 августа 1923 г.
жестокий голод. Городское население резко сократилось. Особенно чувствительны были потери Петербурга (с 2,3 млн до 740 тыс. чел.) и Москвы (с 1,8 млн до 934 тыс. чел.). Относительно устойчивыми в силу патриархального аграрного уклада были лишь малые города.
Причин убыли городского населения в 1917—1922 гг. было много, среди них: перевес смертности над рождаемостью, отъезд населения частью за границу, частью на Украину, Кавказ, в Сибирь и Крым, репатриация «на Запад» беженцев Первой мировой войны, уход населения из городов в деревню. Возвратные миграции в город после окончания Гражданской войны были подчинены той же логике, что и сокращение городского населения. В столицах и крупных городах промышленной зоны численность населения восстанавливалась значительно быстрее, чем в средних и малых. Особенно медленным был рост городов в аграрных регионах (табл. 2).
Возвращающееся население столкнулось с тяжелейшей жилищной проблемой. Согласно городской переписи 1923 г. более четверти квартир состояло из одной комнаты. В большинстве случаев в них проживали целые семьи: на одну комнату приходилось 3,9 жителя. В квартирах, состоящих из комнаты и кухни, кухня, как правило, также
230.
использовалась для жилья. На одного городского жителя приходилось 6,1 м2 жилой площади. В начале 1920-х гг. горожане в среднем жили хуже, чем самые бедные слои городского населения до революции. Для сравнения, в Петербурге в 1909—1912 гг. в богатых и зажиточных семьях на одну комнату приходилось 1,5 чел., в семьях среднего достатка — 2—2,3, а в малообеспеченных и бедных — 2,6—3,3 чел.
Отголоски этого времени можно найти в художественной литературе (М. Зощенко, Б. Пастернак, М. Булгаков) и статистических отчетах. «Контрольные цифры народного хозяйства СССР за 1928— 1929 гг.»[60] обращали внимание на то, что в «Иваново-Вознесенске на одну душу рабочего населения приходится 2,7—2,8 м2 жилья. Остаются тяжелыми жилищные условия на Урале, в Донбассе, центрах южной металлопромышленности. Есть местности, где квартирами рабочих служат 2—3-этажные нары. В вагонах и землянках живут до тыс. семей железнодорожников».
Еще по теме Основные этапы урбанизации:
- ЭТАПЫ УРБАНИЗАЦИИ
- 89. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ, ЕГО ЭТАПЫ МИГРАЦИИ
- Основные этапы онтогенеза
- 6. Основные этапы реализации Концепции
- Основные этапы становления неоэтакратизма
- ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ
- Основные этапы развития Российской Конституции
- Основные этапы государственной истории.
- Основные этапы развития ортокапитализма
- ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
- Американская социология: основные этапы развития
- ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
- Основные вехи (этапы) развития социологии.
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -