Европейская историография о Древнем Риме (1917—1939)
Продолжается накопление новых материалов источников. Для изучения римской истории приобретают важное значение археологические материалы из Помпей (раскопки А. Майюри), Рима (публикации Дж. Лульи и Е. Гьестада), Остии (раскопки Дж. Кальца и др.).
Английским исследователям X. Матин- ли и Э. Сайденхему принадлежат прекрасные публикации огромных коллекций монет, хранившихся в Британском музее («Римская имперская чеканка», т. I—V, 1923; «Римские монеты с раннего времени до падения Западной Римской империи», 1928). Активно вводится археологический материал из раскопок городов в римских провинциях (в Германии, Галлии, Британии и др.). В области методики исторического исследования приобрел распространение так называемый просопографический метод (работы М. Гельцера, Ф. Мюнцера, Г. Скалларда, Р. Сайма и др.). В их трудах особое внимание обращалось на изучение крупных политиков и их ближайшего окружения (родственников, зависимых лиц), а также мелких группировок, которые, по их мнению, определяли политическое развитие Римской республики последних двух столетий ее существования.
Из различных аспектов римской истории в межвоенной историографии значительное место продолжало занимать изучение социально-экономических отношений. Появляется ряд крупных исследований: монументальная «Социально-экономическая история Римской империи» выдающегося русского историка, эмигрировавшего в США, М. И. Ростовцева (1926), обстоятельные труды американского историка Т. Франка (1876—1939): «Экономическая история Рима» (1920) и «Экономический обзор Древнего Рима» (т. I—V, 1933— 1940), монография Ж. Тутена «Античная экономика» (1927) и оригинальная работа Ф. Хейхельхайма «Экономическая история древнего мира» (1938). Для всех этих трудов были характерны умеренная модернизация социально-экономических отношений древности, отождествление высшего экономического развития в период поздней Римской республики и ранней Римской империи с капиталистическими отношениями, а их упадок, по их мнению, приводит к крушению всей античной цивилизации и культуры.
Авторы этих обстоятельных трудов по истории античной и римской экономики, включая сельское хозяйство, промышленность, торговлю и денежное обращение, тем не менее не считали экономику основой римского общества, а лишь одним из факторов развития, решающую же силу исторического процесса видели в особенностях культурной и духовной жизни.
Важной особенностью межвоенной историографии было появление нескольких обобщающих коллективных работ по всем периодам древнего мира.
С. Кука, Ф. Эдкока и М. Чарльсворта, из 12 томов которой 6 посвящены римской истории. Аналогичным изданием во Франции явилась «Всеобщая история древности» под редакцией Г. Глотца (1923 —1939), в которой 4 тома (6 частей) отведено римской истории.
С середины 30-х годов в Италии стали выходить отдельные тома грандиозной 30- томной «Истории Рима», в которой история и культура Древнего Рима заняли 19 томов, авторами ее выступили такие маститые итальянские специалисты, как П. Дукати, Р. Парибени, А. Кальдерини и др.
Все эти издания представляли собой сводку достижений европейской науки: они отличались вниманием ко многим сторонам исторического процесса, полнотой материала, хорошим источниковедческим анализом, строго критическим и вместе с тем без лишнего скептицизма. Общая интерпретация социально-экономической истории дана с позиций умеренной модернизации.
Наиболее крупными представителями французской историографии о Древнем Риме в межвоенные годы стали Л. Омо, сосредоточивший основное внимание на изучении римских политических учреждений, их эволюции и общей панегирической характеристике Римской империи, Ж. Кар- копино, представитель консервативных кругов французской науки, прославлявший благодетельность римских завоеваний для порабощенных Римом народов, с его идеализацией сильных натур, и особенно Юлия Цезаря как создателя социального мира и Римской великой державы. Последователь новой школы ученых, группировавшихся вокруг журнала «Анналы социально-экономической истории» (стал выходить с 1929 г.),
А. Пиганьоль (1883—1972) исследовал различные периоды римской истории, проблемы происхождения Рима, некоторые аспекты римских завоеваний и создания огромной державы. Большое внимание он уделял поздней Империи, в частности религиознополитической деятельности Константина и истории христианской империи после Константина. А. Пиганьоль стремился дать описание различных сторон римского общества, но движущей силой развития он считает эволюцию политических институтов и изменения в области духовной, в частности религиозной, жизни.
Примечательными явлениями английской историографии были исследования социально-политических отношений и социально-политической борьбы в римском обществе последних столетий Римской республики Г. Скалларда («Сципион Африканский», 1930) и Р. Сайма («Римская революция», 1939), выполненные в русле просопографического направления, с дроблением процесса социально-политических отношений на множество мелких группировок, сменяющих друг друга у государственного кормила Республики. Вслед за М. Ростовцевым Сайм рассматривает процесс перехода от Республики к Империи как подлинную революцию. Традиционно популярными были темы Римской империи, причем усиливается интерес к социально- экономическим аспектам римского имперского общества — работы М. Чарльсворта о торговле в эпоху Империи (1926); А. Даффа о вольноотпущенниках в раннюю Римскую империю (1928); Р. В Барроу «Рабство в Римской империи» (1928); капитальное исследование проблем римского гражданства Шервина-Уайта (1939).
В Италии и особенно в Германии после захвата власти фашистами изучение древней истории, в частности римской, было подчинено идеологии расизма, прославлению агрессии и милитаризма, идеализации сильных и властных натур (наиболее популярными стали фигуры Цезаря и Августа), решающей роли в истории мифического нордического элемента, носителя высших начал порядка, культуры и цивилизации. Даже представители умеренных кругов были вынуждены или прекратить свою научную деятельность, или эмигрировать из Германии, если они не разделяли бредовые идеи фашиствующих историков.
Источник:
Кузищин В.И. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА. 2005
Еще по теме Европейская историография о Древнем Риме (1917—1939):
- Глава 2 ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИИ О ДРЕВНЕМ РИМЕ (XIX—XX ВВ.
- Историческая традиция Возникновение историографии в Риме
- Отечественная историография античности (1917—1990)
- § 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939—1941 ГГ.
- ГЛАВА 7 АНГЛИЯ В 1917-1939 гг.
- X. СТОИЦИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
- § 19. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
- 3. Зарубежная историография Древней Греции XX в
- VIII. МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ЛУКРЕЦИЙ КАР
- Е.М. Штаерман. История крестьянства в древнем Риме, 1996
- ГЛАВА II ИСТОРИОГРАФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- Э. Д. Фролов ДРЕВНИЙ РИМ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ИСТОРИОГРАФИЯ
- Источники и историография Древнего Ирана
- Некоторые вопросы историографии древних славян
- Глава II. Историография истории Древней Греци
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -