Зама — Карфаген — далее везде...


Виновник поражения не был по карфагенскому обычаю предан суду. Наоборот, его почитали как народного героя. УГанниба-
ла было много врагов, но еще больше друзей. Первые пытались привлечь его к суду за то, что он не сумел взять Рим, а огромную добычу, награбленную в Италию, раздавал солдатам.
Вторые избрали его в 196 году до нашей эры на должность суффета. Его соправителем стал верный ему человек.
Тяготы долгой войны не только не сломили Ганнибала, но, наоборот, лишь закалили его. Под давлением Рима он был удален от военных дел. Тем энергичнее он взялся за дела политические и хозяйственные. После избрания на должность суффета Ганнибал первым делом объявил войну коррупции. Худой и строгий Ганнибал казался своим согражданам высшим судией. В молодости он мечтал после победы над Римом реформировать государственное устройство Карфагена, допустив к управлению страной ее граждан, как то принято в Греции и Риме. Теперь время реформ пришло.
Государство, проигравшее войну, нередко бывает потрясено до основ. Народ теряет всякое уважение к властям, не сумевшим защитить страну от унизительного поражения. В надежде на лучшее народ требует перемен. В такое время любые социальные противоречия крайне обостряются. В Карфагене после второй Пунической войны как никогда остро ощущался разрыв между сказочно богатыми олигархами и подавляющим большинством населения, жившем теперь в нищете.
Ганнибал знал от своих греческих друзей, что в 227 году до нашей эры спартанский царь Клеомен III совершил государственный переворот, разогнав совет эфоров, которые пользовались в Спарте теми же правами, что и в Карфагене совет ста четырех. Подобную реформу задумал и сам Ганнибал. Помнил ли он о том, какая судьба ждала Клеомена? Несколько лет спустя тот умер изгнанником в Египте — умер, покончив с собой.
При поддержке народного собрания Ганнибал проводит закон, по которому совет ста четырех должен обновляться ежегодно. Этот закон подрывал сам олигархический строй республики. В обнов
ленный совет Ганнибал мог провести сколько угодно своих сторонников. Ганнибал также запретил суффетам переизбираться на свой пост два года подряд. Главным органом управления республики становилось теперь народное собрание, существовавшее до сих пор только по имени. Точнее говоря, правителем республики неизбежно становился вождь народного собрания. Подобная демократия превращалась в единовластие — в тиранию Ганнибала. Таким образом, формально он совершил государственный переворот, и этот переворот оказался на удивление бескровным. Никто из олигархов не отстаивал свои права с оружием в руках. О, если бы Ганнибал знал, что убивают не только кинжалы наемных убийц, но и строчки — строчки доноса, адресованного римским властям!
Пока же Ганнибал решительно взялся за наведение порядка в финансовых делах. Теперь, после потери серебряных рудников и земельных владений, главным источником поступления денег в бюджет стали таможенные сборы. Слюбой продажи товара в Карфагене взималась пошлина. Однако собранные деньги разворовывались начальством. Проведя ревизию таможенного управления, Ганнибал обнаружил многочисленные случаи хищения средств и добился взыскания похищенных сумм. Это позволило выплачивать контрибуцию, не повышая налоги. Об итогах ревизии Ганнибал доложил народному собранию; его слова были встречены с восторгом.
Зато подобные меры возмутили олигархов. Лишившись возможности воровать из казны, они затаили ненависть на Ганнибала . Добиться его свержения — вот что заботило их отныне. И тогда карфагенские олигархи решили пожаловаться на Ганнибала в римский сенат. В доносе говорилось, что Ганнибал готовится к новой войне, а для этого вступил в сговор с Антиохом III, победоносным царем Сирии, совсем недавно отвоевавшим у Египта его азиатские владения — Финикию и Палестину. Если даже эти обвинения были клеветою, то она верно попадала в цель, она преду
гадывала дальнейшие действия Ганнибала. Рим согласился «помочь» олигархам, если ему выдадут Ганнибала. Расправиться с ним здесь мечтали давно.
В Карфаген отправилось римское посольство, и тогда преданный соплеменниками полководец бежал из родного города. Конечно, он мог призвать на помощь народ; его сторонники заступились бы за него, но Рим начал бы войну с Карфагеном. Утром в день побега Ганнибал прогулялся по улицам города, усыпляя внимание врагов; ночью же весь обратился в действие. Вместе с двумя спутниками он проскакал свыше двухсот римских миль и прибыл в свое имение, где у берега его дожидался снаряженный корабль . Ганнибал вновь отплывал из Африки.
Как обычно, множество посетителей явилось на следующий день к дворцу Ганнибала, ожидая подарков или других знаков милости, но никто к ним не вышел. Весть об исчезновении Ганнибала облетела весь город. Одни считали, что он был убит по приказу римлян; другие подозревали, что он бежал. Наконец, купцы, прибывшие в Карфаген, сообщили, что видели его на острове Кер- кенна; он направлялся в Тир в качестве посла. Растерянность охватила его ближайших сторонников. Ганнибала тут же объявили врагом отечества; его имущество конфисковали, а дом срыли до основания. Впогоню за ним были посланы два корабля, но они не догнали его.
В 195 году до нашей эры Ганнибал прибыл в Тир, на родину карфагенских предков. Здесь его принимали как народного героя.
Он встретился с Антиохом и согласился стать его советником. Даже теперь, лишенный власти, где бы он ни появлялся, «он привлекал все взоры и властвовал в силу своего умственного превосходства, — это был бесспорно великий человек» (Т.Моммзен) . УАн- тиоха же, отмечал Аппиан, «появилась к Ганнибалу и зависть, как бы слава за все дела не досталась Ганнибалу».
Таков был этот странный союз, где один из партнеров не доверял другому, а тот платил ему надменным презрением, кото
рого только и достоин дилетант. При царском дворе Ганнибал томился и скучал, как зверь, угодивший в клетку. Он стал мрачен и груб в речах, то и дело дерзко отвечая царю. Характерен анекдот, который рассказал римский писатель Авл Геллий. Во время смотра сирийской армии Ганнибал удивленно оглядывал золотые и серебряные значки и другие украшения, которых было много у солдат. Польщенный этим вниманием, Антиох спросил: «Не считаешь ли ты, что этого достаточно для римлян?» — «Достаточно, вполне достаточно для римлян всего этого, хотя они и очень жадны», — насмешливо ответствовал старый вояка. «Разве с такой армией побеждают? Она годна лишь для триумфов», — наверное, думал он.
Ганнибал предложил Антиоху план создания антиримской коалиции. По этому плану, все государства Средиземноморья, и Карфаген в их числе, должны были участвовать в войне с Римом. Войска союзников вторгались в Италию. Однако Антиох не согласился с планом, не желая делить лавры победителя, и предпочел один, не слушая никого, воевать в Греции.
Там Антиоха ждали поражения при Фермопилах и городе Маг- несии, где напуганные сирийские слоны растоптали собственную пехоту. Так Сципион Африканский, — он фактически возглавлял римскую армию, — победил властителя Азии. В этой войне Ганнибал командовал одной из эскадр сирийского флота и потерпел неудачу.
По условиям Апамейского мира, заключенного в 188 году до нашей эры, Антиоху запрещалось иметь флот; он отказался от своих владений в Греции и Малой Азии, а еще должен был «выдать Ганнибала-карфагенянина» (Полибий) . Так Рим стал главной политической силой на эллинистическом Востоке — своего рода «жандармом Востока», готовым отныне вмешиваться в любой спор между здешними государствами. Царь Антиох подчинился римлянам. Он приносил им в жертву своего неудачливого советника, но тот исчез.

Начались скитания Ганнибала. У него не осталось больше союзников, способных бросить вызов Риму. Он бежал в Армению, где правил царь Артаксий, и основал город Артаксату (Арташат)

Ганнибал командовал одной из эскадр сирийского флота и потерпел неудачу





на реке Аракс; потом удалился на Крит, а оттуда в Никею, столицу Ви- финского царства.
Вифиния была дикой горной страной, населенной потомками фракийцев и фригийцев. Густые еловые и сосновые леса покрывали горные склоны. Местный царь Пруссия, жестокий и капризный тиран, воевал с Пергамом. При осаде одного из городов камни, выпущенные метательной машиной, повредили ему ногу. Пруссия страдал от увечья, и эти боли только усиливали в нем мстительность и недоверчивость; царь отличался крайним непостоянством нрава.
Ганнибал помог ему выиграть морское сражение, применив хитрость: он велел закидать пергамские корабли сосудами, полными змей. Корабли обратились в бегство. Это был последний успех полководца.
Царь Пруссия, боясь гнева римлян, задумал выдать Ганнибала его заклятым врагам. На этот раз беда застигла Ганнибала внезапно; у него не было возможности бежать; его дом окружили солдаты. Тогда великий полководец принял яд; еще со времен похода в Италию он привык носить яд с собой — он ни за что не хотел оказаться пленником римлян.
Так в 183 году до нашей эры умер «самый славный неудачник древности» (Б. Уормингтон) . Его похоронили на чужбине — на европейском берегу Босфора, недалеко от Византия.
Великий честолюбец, мечтавший покорить весь мир и превзойти славой Александра Македонского, к концу жизни не вла
дел и клочком земли. Три десятка лет назад он вышел в поход, чтобы превратить Средиземное море во внутреннее море Карфагенской державы, и ради успеха своей авантюры растратил все земли страны, оставив Карфагену лишь ближайшие окрестности города.
Отношение римлян к Ганнибалу было противоречивым. Вих чувствах смешивались ненависть и уважение. По словам Плиния
Смерть Ганнибала
Смерть Ганнибала





Старшего, «даже статуи Ганнибала можно видеть в трех местах того города, за стены которого он единственный из врагов бросил копье». По-видимому, эти статуи были привезены в Рим в качестве трофея из городов Южной Италии. До нашего времени статуи не сохранились.
Остается добавить, что примерно в то же время умер и победитель Ганнибала — Сципион Африканский. Он умер в добровольном изгнании в Южной Италии, подозреваемый в растрате денег, полученных от Антиоха. Эти деньги Сципион раздал солдатам, наградив их двойным жалованием. Луций Анней Сенека, говоря о судьбе Сципиона, пояснил, что его обвинили «народные трибуны, желавшие подорвать его возросшую власть».
<< | >>
Источник: Волков А.В.. Карфаген. Белая империя черной Африки. 2004

Еще по теме Зама — Карфаген — далее везде...:

  1. «Я С ВАМИ ВЕЗДЕ, ГДЕ БЫ ВЫ НИ БЫЛИ»
  2. Часть I 90-е ГОДЫ И ДАЛЕЕ: МОЖЕМ ЛИ МЫ ПЕРЕСТРОИТЬСЯ
  3. Далее следует вторая составная часть церковной власти
  4. Раскопки Карфагена
  5. 2. Рим и Карфаген в XX веке
  6. Политическое устройство Карфагена.
  7. Ранний период истории Карфагена
  8. Третья Пуническая война и разрушение Карфагена
  9. Римские древности Карфагена
  10. Карфаген — центр финикийских колоний Западного Средиземноморь
  11. ХРОНОЛОГИЯ КАРФАГЕНА