§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИДЕИ О ВОСПИТАНИИ
СА Рачинский стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе просвещения он был новичком. Его обуревали сомнения, однако он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе.
СА Рачинский видел, что 90% сельских учеников северо-западного края не могут ходить в школу каждый день, а вынуждены жить в ней из-за отдаленности от дома. Для таких детей Рачинский построил новое здание школы с общежитием, с комнатами для учителей, обустроил в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Даже внешний вид школы напоминал крестьянский двор заботливого хозяина: чистый двор, огород, цветник, высокое красивое здание с большой террасой, в теплое время увитой диким виноградом. Внутри школы просторные классные комнаты, украшенные картинами Н.П. Богданова-Бельского и В.М. Васнецова, фотографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделия была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. В правой части здания надстроен второй этаж для певческой и художественной мастерских, где одна из стен была застеклена, а в ней — выход на балкон, с которого открывался прекрасный вид.
Весь день Рачинскии вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспитательного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расширение программ. Треть его учеников были сиротами, что не позволяло
закрывать школу на лето, и она работала круглый год, а это была еще одна возможность готовить одаренных детей к будущей профессии, в первую очередь учителя, живописца, священника.
В школе с общежитием усиливалось воспитательное влияние школы, стал возможен индивидуальный подход в воспитании и обучении учеников. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности, доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович считал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсутствие, гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал детей, учителей, родителей-крестьян и пример высоконравственной личности СА Рачинского. В первую очередь он был опекуном, воспитателем, отцом, для которого все равны и любимы, а потом уже учителем.
Дети болезненные и с физическими недостатками (горбуны и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким ремеслам и специальностям, которые помогли бы им жить и работать среди здоровых людей. С.А. Рачинский лечил заикание у детей средствами народной логопедии, дававшей положительные результаты в условиях сельской школы. Рядом со школой была построена больница, где за больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Работа врача оплачивалась из средств СА Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. В школе старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в школе. Забота детей друг о друге, по мнению педагога, приобретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем и сопровождалась изумительным терпением и умением обращаться с детьми младшего возраста.
Особого внимания заслуживает кропотливый труд Рачинского с одаренными детьми. Он помог получить дальнейшее образование трем талантливым художникам: Т. Никонову, И. Петерсону, Н.П. Богданову- Бельскому. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С.А. Рачинский заметил в нем нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нем трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. С.А. Рачинский направил его учиться в иконописную мастерскую в Троице-Сергиеву лавру. После ее окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Тамбовской губернии.
Но наиболее яркий талант открыл и воспитал Рачинский в пастушке Богданове, сыне одинокой батрачки, к которому он относился как к родному. (Всю жизнь посвятив детям, Рачинский так и не создал собственной семьи; у него не было своих детей.)
В доме Рачинских для Н.П. Богданова-Вельского была устроена мастерская. Татевская школа, ее ученики и учителя были запечатлены на его известных полотнах: «У дверей школы», «Устный счет», «Сочинение», «Ученицы», «Новички» и др.
В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э.А Дмитриев-Мамонтов, и художник, который специально приглашался летом для занятий с учениками.
Занятия музыкой и пением в школе вели Варвара Александровна и Сергей Александрович Рачинские. Во время посещений Татева со школьным хором занимался музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы СВ. Смоленский. Он же отбирал лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища. В Татевской школе учили игре на пианино, скрипке, фисгармонии; музыка заполняла школу вечерами и в дни праздников.
Вместе с учениками С.А. Рачинский собирал песни и сказки Смоленского и Тверского края, использовал материалы фольклора на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Он знакомил учеников с историей и культурой древней Русской земли, возрождал угасающие народные ремесла и традиции. По его разработкам проводились детские праздники с народными играми и хороводами. Наиболее любимыми были рождественские праздники у новогодней елки и праздник славянской письменности, посвященный славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, совпадающий с окончанием учебного года — 11 (24) мая. На него собирались выпускники всех школ СА Рачинского, около 200 мальчиков и девочек; каждый из них уходил с праздника с подарками. В школе Рачин- ского учились дети разных национальностей.
СА. Рачинский видел в образованной женщине-матери «хранительницу добрых заветов минувшего и носительницу добрых чаяний будущего» и отводил ей главную роль в семейном воспитании детей, в передаче жизненно необходимых навыков и знаний. Поэтому он первым открыл в своем уезде школы для девочек, ввел совместное обучение девочек с мальчиками в своей школе, считая это первоочередной задачей.
Весьма серьезные требования СА. Рачинский предъявлял к подготовке учителей, приравнивая ежедневную учительскую деятельность к подвигу. Он считал, что учитель начальной школы должен уметь хорошо рисовать, петь, владеть несколькими ремеслами, нужными в крестьянском быту. Но кроме этого, учитель должен любить свой труд, и только тогда его резуль
таты будут ощутимыми. Учить не для экзамена, а для жизни — основное дидактическое требование СА Рачинского.
Закону Божию и церковно-славянскому языку С.А. Рачинский отводил немало места в учебном процессе.
В обучении русскому языку СА Рачинский использовал «Новую азбуку» и «Книгу для чтения» Л.Н. Толстого, «Родное слово» К.Д. Ушинского, произведения А.С. Пушкина, ВА Жуковского, С.Т. Аксакова. «Родное слово» К.Д. Ушинского ценилось им за легко применимую систему. Учебные книги АН. Толстого пригодны во всех школах, так как «ни в одной европейской литературе ничего подобного не существует, потому что великий писатель несколько лет своей жизни посвятил сельской школе, где много учил и многому в ней научился»1.
Вместо сухого, формалистического изучения школьниками чисел появились предпосылки для живого развития их математических способностей. При обучении устному счету педагог учил думать, рассуждать. Каждый его пример и каждая задача носили аналитический характер. «В быстроте устных вычислений состязаться с его учениками было нелегко даже взрослому и образованному человеку», — вспоминал выпускник С.А. Рачинского — учитель А.А. Серяков. Не будучи удовлетворенным существующими учебниками но арифметике, СА Рачинский издал пособия по математике: «1001 задача для умственного счета», «Арифметичекие забавы» и «Геометрические забавы».
Желание расширить кругозор школьников, пробудить интерес к самообразованию привели Рачинского к необходимости расширения учебных программ. В учебный план им были введены геометрия, основы физики, черчение, география, естествознание. Зная бедность народных школ России и весьма несовершенную подготовку учителей, Рачинский понимал, что очень нескоро придет то время, когда станет возможным преподавание этих предметов, необходимых, по его мнению, в начальной школе, но пытался пробудить инициативу среди деятелей народного образования.
Рачинский СА Сельская школа. М., 1991. С. 159.
Особого внимания в системе обучения и образовательных программ С.А. Рачинского заслуживает его неутомимая деятельность в распространении сельских школ, готовивших умелых земледельцев по специальным программам после окончания начальной школы. В школах же Рачинского с 5—6-летним курсом обучения, где имелись средства содержать ремесленные классы, ученики параллельно с обучением традиционным школьным дисциплинам приобретали профессию столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи.
Культура огородничества и садоводства, разведение и районирование новых сортов овощей и фруктов в пришкольном саду и огороде в Татеве способствовали тому, что крестьянские хозяйства по всей округе перенимали школьный опыт, поэтому Рачинский повсеместно рекомендовал земледельческие школы. Он, кроме того, советовал поднять кустарную промышленность, ввести новые отрасли сельскохозяйственного труда и предлагал возглавить это движение земству.
С.А. Рачинский верил, что посредством воспитания и образования можно вывести народ из нищеты и бесправия.
Л.Н. Толстой, состоявший в многолетней переписке с татевским просветителем, в одном из писем признавался, что не только рад успехам Рачинского в народной школе, но «и немного завидует». До конца жизни Рачинский сохранял к писателю глубокую привязанность.
В либеральной печати («Вестник Европы». 1898. № 1—2) С.А. Рачин- ский подвергся критике как защитник школ грамоты, крайне нежелательных из-за бедности и непригодности учителей. Однако при обсуждении этого вопроса не следует упускать из виду того, что школы грамоты, открытые при его участии в Вельском уезде, по свидетельству Н.М. Горбова, «были привлекательны и полезны». Говоря о руководстве школой со стороны тех или других общественных или административных организаций, С.А. Рачинский имел в виду руководство уже готовой школой, т.е. речь шла не о создании школы нового типа, потому что народная школа, по убеждению Рачинского, создается исключительно силой народного духа. Ее направления и формы вырабатываются под давлением требований родителей учеников и условий их духовного существования, и с могуществом этого влияния никто не в силах справиться. СА Рачинский твердо верил «в будущность этой бедной, темной, едва возникающей сельской школы, ощупью создаваемой на наших глазах безграмотным народом».
Наблюдения за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народной школе легли в основу многих статей Рачинского, которые затем были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891), явившуюся итогом его жизни и творчества. В Татево поступали письма со всех концов России с просьбой поделиться опытом и прислать книгу. СА. Рачинский выступает с новыми статьями о своей работе, которые вошли в третье издание «Сельской школы». За эту работу педагог СА Рачинский в октябре 1891 г. был избран в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук.
Имя СА Рачинского и его труд в области народного просвещения в равной мере принадлежит как земской, министерской, так и церковноприходской школе. Авторитет искреннего и преданного народной школе педагога СА Рачинского, его участие в выработке Устава церковно-приходских школ способствовали росту этого типа школ после выхода «Положения о церковно-приходских школах» в 1884 г., но, как вскоре убедился Рачинский, многие его предложения в документ не вошли, а те, что вошли, были искажены до неузнаваемости. Видный педагог Н.В. Чехов также указывал на это: «И как же далек этот образ народной школы, созданный С.А. Рачинским, от последующего типа тенденциозной и казенной церковно-приходской школы, забыто его указание, что большинство школ северной полосы должно иметь общежитие, где дети могли бы проводить 6 дней в неделю, что делало школу воспитательным учреждением, «школой добрых нравов».
Исходя из своего понимания духовных и практических потребностей крестьянства, С.А. Рачинский создал, особый типрусской национальной школы. По его убеждению, народ с егорелигиозно-просветителъскимначалом нуждается, прежде всего, в нравственном воспитании, а это открывает возможности дляполноценного духовного бытия. Задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма.
Умер Сергей Александрович 14 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках АА Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал. продолжать дело его жизни. После смерти Учителя АА Серяков стал руководителем Татевской народной школы.
С.А, Рачинский внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представлеят большую ценность1.
Основные даты жизни и педагогической деятельности
1833 — Сергей Александрович Рачинский родился,
1859—1S66 — профессор Московского университета.
1866—1902 — руководитель и житель Татевской школы, основатель 30 народных
ШКОЛ.
1902 — Сергей Александрович Рачинский умер.
Стрелкова Л.Ю. Народная школа СА. Рачинского // Рачинский СА Сельская школа.
М, 1991. С. 146—165.
Основные работы — «Заметки о сельских школах». — «Народное искусство и сельская школа».
1888 — «Из записок сельского учителя».
1891 — «Сельская школа».
Источник:
Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие.. 2005
Еще по теме § 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИДЕИ О ВОСПИТАНИИ:
- Идеи воспитания мальчиков и девочек в прогрессивных педагогических системах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Я. Корчака и др.
- ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
- ЭСТЕТИКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ — КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
- § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
- ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- § 1. Понятие о педагогической профессии, педагогической деятельности
- § 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИ Е ИДЕИ
- Педагогические идеи в теории и практике , управления
- Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА ЛОККА
- 6. ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -